РБК-Украина
22 декабря 2014, 12:24
Расследование катастрофы МН17. Просто фантастические результаты
19 декабря пресс-центр СБУ сообщил о том, что Нидерланды и Украина почти одновременно обнародовали информацию Международной следственной группы о ходе расследования катастрофы малайзийского рейса МН17 в Донецкой области
Начальник Главного следственного управления СБУ и сопредседатель международной следственной группы Василий Вовк, со ссылкой на прокурора Нидерландов Фреда Вестербеке, который тоже является координатором оперативно-следственной группы, рассказал, что проводимое расследование является сложным и будет продолжаться в течение всего следующего года. В конце 2015 года будет обнародован согласованный всеми сторонами отчет об обстоятельствах трагедии. При этом "с самого начала Генеральная прокуратура Нидерландов исходила из того, что речь идет о подозрении в умышленном убийстве, путем организации авиакатастрофы со смертельным исходом, и военном преступлении". По мнению Вестербеке "окончательной целью для нас является то, чтобы судом на открытом заседании было установлено - не может быть никакого сомнения в том, что подозреваемый или подозреваемые, которые предстанут перед судом, являются виновными в авиакатастрофе". Для ее достижения было проведено детальное расследование обстоятельств вылета рейса МН17 из аэропорта Схипхол в Амстердаме и контроля безопасности перед ним, проверены персональные данные пассажиров и членов экипажа, а также идентифицированы 294 тела из 298, и осуществлена проверка багажа. Следователями были собраны свидетельства очевидцев, в том числе и тех, кто до сих пор находится в зоне АТО. Эксперты исследовали цифровые и телекоммуникационные перехваты телефонных разговоров, в том числе ранее обнародованных украинской стороной. Было исследовано около 5,5 млрд. страниц сайтов в сети Интернет (блоги, форумы и страницы социальных сетей, где публиковались фотографии и видеоматериалы из Восточной Украины). В телах некоторых погибших на борту были обнаружены металлические фрагменты, которые не являются элементами конструкции самолета и могут быть осколками ракеты, поразившей, согласно основной отрабатываемой следствием версии, пассажирский самолет Boeing-777. "Многочисленные сообщения СМИ указывают в одном направлении: рейс МН 17 был сбит зенитно-ракетным комплексом…, но мы не можем закрывать глаза и на существование других сценариев катастрофы с применением другого вида оружия", - подчеркнул Вестербеке.
Сообщение пресс-центра СБ Украины также содержало фразу о том, что "Следователи подчеркивают, что будет проведено тщательное расследование возможности применения ракетной установки Бук, которая относится к зенитно-ракетных комплексов средней дальности российского производства", что по всей видимости должно было подтвердить заявление президента Петра Порошенко, сделанное в ходе интервью австралийскому телеканалу АВС 13 декабря, об имеющихся в распоряжении следствия снимках момента запуска ракеты "земля-воздух". Как известно, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд 17 декабря сообщила, что "Мы передали всю информацию, в том числе секретную, следователям в Нидерландах, а также в ИКАО - Международную организацию гражданской авиации", - подчеркнув, что сотрудничество со стороны США в этом вопросе продолжается, а наиболее полным публичным изложением позиции США в отношении инцидента остается выступление госсекретаря Джона Керри, который возложил вину за гибель авиалайнера на ополченцев. Спустя сутки стал доступен полный текст интервью Вестербеке, который несколько расходился с версией украинского президента и СБУ. Ранее голландский прокурор уже заявил одному из центральных телеканалов, что "ни он, ни его сотрудники никаких контактов с представителями "ДНР" не имели, так мы не ведем переговоры с террористами". Все переговоры с "ДНР" шли через представителей ОБСЕ, а всю работу местных аварийных служб по сбору и погрузке обломков самолета для последующего вывоза на территорию Нидерландов для проведения следственных действий организовывали украинские власти. Согласно действующему закону и по общему соглашению пять экспертов от России были включены в первичный состав технической экспертной группы еще в июле. Формальным основанием для этого стало вполне официальное и определенное обвинение со стороны Украины в адрес России в том, что самолет был сбит российским Буком, что вызвало ответные обвинения и предоставление возможности обеим сторонам принять участие в расследовании. По словам Вестербеке, в расследовании наблюдается заметный прогресс: "Мы получили много дополнительных доказательств, гораздо больше, чем уже обнародовано в средствах массовой информации. Есть фотографии, сделанные со спутников, и радиолокационные изображения. Но не существует спутниковых снимков, которые реально зафиксировали движение ракеты в направлении точки катастрофы. Расследование основано на двух возможных сценариях: поражение с земли или атака с воздуха. Несчастный случай или поражение изнутри исключены".
Вместе с тем, в качестве примера Вестербеке привел авиакатастрофу в Локерби, Шотландия, когда пассажирский Boeing был взорван бомбой, заложенной перед вылетом в лондонском аэропорту. Также, складывается впечатление, что как украинский, так и голландский сопредседатели международной следственной группы не очень хорошо себе представляют, что такое миллиард. Простейший арифметический расчет, доступный даже экспертам СБУ и генпрокуратуры, показывает, что просмотр тех самых упомянутых Вовком "5 млрд. страниц, вы хорошо услышали, я не ошибся", занял бы у одного человека 63657 суток или около 175 лет. Эти цифры получены в предположении, что на открытие, просмотр и анализ 1 страницы тратится всего 1 секунда, а работа в подобном супернапряженном и сверхэффективном режиме идет круглосуточно. Даже в этом случае исследовать такое количество данных за 5 месяцев, в течение которых идет следствие, могла лишь команда из почти 500 человек. Можно также напомнить о том, что прежде чем заняться подобным анализом требуется осуществить поиск и сортировку еще большего количества информации из интернета, что также займет немало времени....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств