Красная звезда
18 июля 2002, 12:26
У летчиков и маршалы летают
Вы знаете, что такое маневр?
Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А.Н. Ефимов (главнокомандующий ВВС в 1984 - 1990 годах):
- Вы представляете, что такое современная воздушная армия? - переспрашивает Александр Николаевич. - Это мощь, маневр, сотни летательных аппаратов, достижение в короткие сроки оперативных или стратегических целей, поражение различных группировок сил противника, разрушение его объектов военно-промышленного потенциала, разгром его оперативных сил и стратегических резервов. Конечно же, и непосредственная поддержка войск... Но в 1980-м воздушные армии фронтовой авиации преобразуются в ВВС военных округов (флотов). А это уже нечто другое... Это был шаг назад.
Мы и в войну вошли, имея Военно-воздушные силы, розданные по общевойсковым армиям. Децентрализация авиации привела к снижению уровня руководства со стороны командования ВВС и к снижению коэффициента ее использования в целом.
Сужу по себе. За 922 дня нахождения на фронте я совершил 288 боевых вылетов. Один вылет за 3,2 дня. Лучший штурмовик люфтваффе Ульрих Рудель за 1.247 дней совершил 2.530 боевых вылетов, т.е. в среднем два вылета в день. Подсчитайте, во сколько интенсивнее меня он действовал. Если бы я летал с такой интенсивностью, то совершил бы 1.383 боевых вылета. Вот вам и вся арифметика. Причина? В сложившейся организационной структуре ВВС, в разделении авиации по принципу "всем сестрам по серьгам".
В мае 1942-го командующему ВВС Александру Александровичу Новикову удалось убедить Сталина, что надо иметь централизованное управление авиацией хотя бы в масштабе фронта. Было создано 17 воздушных армий, из них 13 - на западе. Такая структура сохранилась до 1980 года.
И вот армии "растаяли". Безусловно, это не устраивало. Ведь воздушная армия - мобильнейшее соединение. Ее части способны подняться со своих аэродромов и приземлиться на аэродромы соседней или отдаленной от мест базирования армии. Части же ВВС округа замкнуты на округ, они и подготовку проходят окружную.
Когда стал главкомом, то начал прорабатывать вопрос о воссоздании воздушных армий фронтовой авиации. Доказал необходимость этого военному руководству страны. А затем вопрос был вынесен на заседание Политбюро ЦК КПСС. Я подготовил доклад, с которым должен был выступить. Вел заседание Михаил Сергеевич Горбачев. От Минобороны присутствовали министр обороны и начальник Генштаба маршалы Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов и Сергей Федорович Ахромеев, а также начальник Главпура генерал армии Алексей Дмитривич Лизичев. Мне дали 10 минут. Я волновался, сумею ли убедить присутствующих. Безусловно, среди членов Политбюро не было военных специалистов, и возразить по сути вряд ли кто из них мог. Но все присутствовавшие являлись опытными руководителями и, конечно, понимали, что любая реорганизация стоит денег, и немалых.
Итак, пролетели 10 минут. Горбачев спрашивает: "Какие будут вопросы?" Первым их задал Андрей Андреевич Громыко - министр иностранных дел. Он интересовался структурой ВВС, нынешним состоянием, а также перспективой развития. Вопросы задавали почти все члены Политбюро. Затем Михаил Сергеевич спрашивает: "Какие будут мнения?" Поднялся Громыко. Он поддержал меня, отметив весомость моих аргументов, высказавшись в том духе, что игра стоит свеч. Остальные члены Политбюро также в основном поддержали меня. После их выступления Горбачев говорит: "Думаю, то, что нарисовано на схеме, надо принять. Возражений нет?" Возражений не последовало. Словом, решение прошло.
В перерыве ко мне подошел маршал Ахромеев, по-дружески обнял, молодец, мол, храбрости и ума хватило мастерски провести важное для Вооруженных Сил решение. И в 1988-м в целях централизации управления, массирования усилий авиации на главных направлениях вновь воссоздаются воздушные армии фронтовой авиации. Процесс как всегда отчасти проходил болезненно, и мне пришлось проявить много энергии и усилий для завершения начатого. Я не берусь ставить себя на один уровень с Александром Александровичем Новиковым, это был талантливейший авиационный военачальник, но, думаю, мои бы действия он одобрил.
Нету лучше нас на свете
Маршал авиации Е.И. Шапошников (главнокомандующий ВВС в 1990-1991 годах):
- Октябрь 1989-го. Визит советской военной делегации в Соединенные Штаты Америки, "холодная война" доживает последние дни... Мы все говорили о наступившей разрядке. Возглавлял делегацию министр обороны Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. Отношения потеплели, однако и та, и другая сторона по-прежнему соперничали, стремились на том или другом направлении выглядеть не хуже, не ударить лицом в грязь. Перед поездкой в Штаты министр обороны сказал, что принято решение о моем назначении главнокомандующим ВВС. А затем, мол, присматривайся внимательнее ко всему во время визита, изучай систему подготовки американских летчиков, пригодится.
И вот мы в штате Аризона на авиационной базе Льюк, названной в честь известного американского аса времен первой мировой войны. В планах военного руководства США - показать нам мастерство лучшей пилотажной группы - "Тандербердз" ("Птичий гром"). Аналог наших "Стрижей", "Русских витязей"... Что ж, прекрасно, посмотрим, как американцы организуют дело.
Небольшое отступление. Как мы проводим у себя такие мероприятия? Усадим поудобнее прибывшего гостя и комментируем ход показа. У американцев другой подход. Они решили устроить нам 40-минутную пропагандистскую лекцию, перебивая ее минуты через три звонкими маршами. Начали вещать, что вам, дескать, крупно повезло, перед вами - лучшие самолеты в мире и лучшие летчики, они покажут непревзойденный уровень пилотирования. Вот как! И только потом, когда мы прослушали лекцию, немного "американизировались", нам предложили посмотреть непосредственно сами полеты. Американцы красиво отлетали, ничего не скажешь, выделывая на F-16 "Файтинг Фолкон" фигуры высшего пилотажа.
И вот конец. Самолеты один за другим садятся. Американский главком ВВС (если быть точным, то начальник штаба ВВС) генерал Уэлч спрашивает: "Какие будут пожелания у русских гостей?" - "Повидаться с летчиками", - отвечаю ему. - "Нет проблем".
Подают машину. Едем. Члены пилотажной группы "Тандербердз" уже выстроены на аэродроме: все в красивых под стать раскрашенным истребителям летных комбинезонах, чудеснейшая строевая выправка, блеск и горение в глазах. Словом, достойно встречают русского авиационного генерала.
Приветствую летчиков и говорю им: мол, вы самые, самые подготовленные, мастера высшего класса, за вашими плечами сотни демонстрационных полетов и авиашоу, мастерством вашей группы любовались около 300 миллионов человек во многих странах мира. Впервые в жизни встречаюсь с такими. Я не лукавил. Пилотажная группа авторитетнейшая, да и перед нами летчики выполнили "шестеркой" серию сложных эволюций. Не забывая прочитанной нам лекции перед воздушным показом о лучших самолетах и лучших летчиках, говорю: "Вы приблизились к потолку мастерства. Не пропадает ли у вас стремление совершенствоваться? Есть у вас какие-то желания в летной работе?"
Ответ меня поразил, заставил восхищаться летчиками. При своем главкоме старший группы отвечает: "У нас есть желания. Первое - полетать на русских самолетах. Второе - сделать в воздухе то, что демонстрируют русские летчики".
Такую высочайшую оценку я не ожидал услышать от пилотов, которые вчера еще считали нас своим противником. Дыхание "холодной войны" еще ощущалось. И мне подумалось, что мы чего-то стоим и стоим немало, раз летчики со славой, обошедшей полмира, хотят равняться на нас. И возникло чувство гордости за наши Военно-воздушные силы. Вскоре меня назначили главкомом, и я всегда помнил, что нашими летчиками восхищается весь авиационный мир, ревниво следит за их мастерством. И делал все, чтобы оно было еще выше.
Кто силен в небе, тот силен везде!
Герой Российский Федерации генерал армии П.С. Дейнекин (главнокомандующий ВВС в 1991-1998 годах):
- Осень 1995-го. Делегация ВВС России принимает участие в торжествах, посвященных 75-летию ВВС Южно-Африканской Республики. Во время визита проводится исследовательское летно-тактическое учение с учебными воздушными боями между лучшими летчиками ЮАР и России. "Юбиляры" выступают на "Миражах", имея "цивилизованный" налет по 250 часов в год. Гости - на МиГ-29 и Су-35 с плачевным ежегодным налетом по 30-50 часов. Но фора соперникам не помогла. На нашей стороне были преимущества техники, опыт и мастерство, которое, как известно, не спрячешь. Состязания закончились с двузначным сухим счетом в пользу русских асов. Добавлю, что после этой победы в небе ЮАР старший группы наших летчиков Александр Харчевский был назначен начальником Липецкого летного центра. Это он в марте 2000-го слетал с Владимиром Путиным на истребителе Су-27 из Краснодара в Грозный и обратно с оценкой "отлично". А на "Мираж", к слову, после визита установили русский двигатель РД-33, после чего самолет залетал так резво, что в авианароде его сразу прозвали "Чита" (в переводе на русский - "Ягуар").
На земле же команда Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина победила сборную ВВС ЮАР по регби! Хозяева были потрясены, ведь в том году южноафриканские регбисты завоевали титул чемпионов мира. Их не могло успокоить и наше сообщение, что команда ВВА - десятикратный чемпион и пятикратный обладатель Кубка СССР по регби. Что ж, как говорится, кто силен в небе, тот силен везде!
Тогда же мой коллега начальник штаба ВВС ЮАР генерал Джеймс Крил поинтересовался: "А сколько же лет ВВС России?" Пришлось дать справку: когда их первые летчики отважно стрекотали в небе на "Вуазенах", "Блерио", "Антуанеттах" и прочих "этажерках", русские уже покорили воздушный океан на четырехмоторных кораблях "Илья Муромец". Так что мы, мол, постарше, но возраста своего в этом деле не стыдимся.
Так мы ответили, а себя спросили: почему у российских ВВС нет официально установленной даты рождения? Дома в архивах нашли, что 12 августа 1912 года на борту царской яхты "Штандарт" в бухте Новый Свет государь император на распоряжении казначейству о финансировании авиационных отрядов собственноручно начертал: "Быть посему!" В тот же день состоялся приказ по военному ведомству ? 397, которым все вопросы по авиации и воздухоплаванию поручались вновь созданной воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.
После доклада об этом Борису Николаевичу Ельцину он подписал указ ? 949 от 29.08 1997 года. 12 августа 1912 года стало днем рождения российских ВВС. Отмечать праздник было велено ежегодно в третье воскресенье августа. Вот так, год за годом, Военно-воздушным силам России в этом году исполнилось уже 90 лет!
Мне довелось проходить службу в должности главнокомандующего ВВС:
1. Советского Союза - с августа по декабрь 1991-го. ВВС имели более 500 тысяч личного состава, 20 тысяч летательных аппаратов, 30 тысяч летчиков. Самые тяжелые воспоминания тех лет - развал Варшавского Договора, СССР и, понятно, его Вооруженных Сил.
2. Содружества независимых государств - с декабря 1991-го до мая 1992-го. Мы наивно полагали тогда, что Военно-воздушные силы сохранятся едиными, и зимой 1992-го на аэродроме Мачулищи под Минском организовали грандиозный показ авиационной техники в небе и на земле для руководителей стран Содружества, но было поздно - "процесс пошел". Авиацию стали раздирать между суверенными государствами в клочья, и только после Указа Президента Российской Федерации ? 466 от 07.05 1992 года началось создание Вооруженных Сил России.
3. Российской Федерации - с мая 1992-го до января 1998 года. В составе ВВС насчитывались 300 тысяч человек, 11 тысяч самолетов и вертолетов, 20 тысяч летчиков. Через шесть лет реформ и сокращений передал своему преемнику 186 тысяч личного состава, 5 тысяч самолетов, 10 тысяч летчиков.
Строительство ВВС России проходило в сложной обстановке. Продолжался вывод авиации из стран Варшавского Договора и бывших республик Советского Союза. Все баснословные богатства, созданные для авиации за послевоенные десятилетия - аэродромы, командные пункты, склады, гарнизоны, авиазаводы и другая недвижимость, - остались далеко за пределами нашей страны. Мы выходили в чистое поле. Новые районы базирования не только на западе России, но и от Урала и Байкала не имели необходимой инфраструктуры. И не были оборудованы в авиационном отношении.
Но и тут не терялись. Шли порой и на нестандартные решения. Так, скажем, когда сокращались Ейское, Краснодарское, Оренбургское и другие авиационные училища, то на их фонды выводились боевые авиаполки, а летчиков-инструкторов переучивали с учебных "Элок" на боевые самолеты:
Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29 и другие. В конце концов сумели перевооружить 22 учебных авиаполка на новую для них авиатехнику. В результате заново сформировали на западе России две воздушные армии. При этом из боевого состава ВВС были решительно выведены на хранение несколько тысяч устаревших самолетов типа МиГ-23 и Миг-27 с одним двигателем. Кроме того, всю армейскую авиацию (несколько тысяч вертолетов) вместе с двумя авиаучилищами ВВС передали Сухопутным войскам.
Только на территории нынешних Северо-Западного, Центрального и Южного федеральных округов были построены десятки современных авиационных городков на тысячу квартир каждый - Андреаполь, Бессовец, Зерноград, Каменка, Краснодар, Кубинка, Люберцы, Мариновка, Миллерово, Морозовск, Шайковка...
ВВС строились, и главное - удалось отстоять главный принцип централизованного управления Главным командованием ВВС воздушных армий. При том, что они, безусловно, находились в оперативном подчинении у командующих войсками военных округов (фронтов). Для сокращения численности управленческих структур расформировали штабы ВВС нескольких военных округов, вместо них организовали четыре командования: дальней, военно-транспортной, фронтовой авиацией, резерва и подготовки кадров. Чтобы проверить, кто прав - те, кто за централизованное управление ВВС, а кто - за децентрализованное, в мае 1993 года провели крупное авиационное учение "Восток-93". Вот там и были продемонстрированы начальству возможности по усилению авиационных группировок ВВС за счет выполнения межтеатрового маневра в сжатые сроки. К примеру, группа фронтовых бомбардировщиков Су-24 с многократными дозаправками топливом в полете днем и ночью от танкеров Ил-78 совершила рейд по маршруту Липецк - Чита - Уссурийск за 12 астрономических (10 летных) часов! Был бы возможным этот перенос усилий с запада на восток и обратно при подчинении фронтовой авиации командующим войсками военных округов? Вряд ли.
Вторым серьезным экзаменом для молодых Военно-воздушных сил стала первая чеченская война. За время этой трагедии личный состав ВВС не заслужил ни одного упрека в свой адрес ни от своих командиров, ни от общевойсковых военачальников, ни от других участников этих драматических событий.
Напомню, что до начала боевых действий летчики 4-й воздушной армии штурмовыми ударами уничтожили на трех аэродромах более 250 дудаевских самолетов. Это лишило противника возможности применить свою авиацию таким злодейским способом, как это было сделано в США 11 сентября 2001 года. Кстати, и дудаевский дворец-крепость капитулировал не в результате длительной осады, а сразу после снайперского удара штурмовика Су-25. Печатные и электронные СМИ под управлением Удугова и Березовского постарались осквернить победу федеральных сил в первой чеченской войне, но факты все-таки остались фактами.
Не могу, конечно, не вспомнить, как отмечалось 50-летие Победы. В воздушном параде принимали участие 79 воздушных судов от авиации всех видов наших крылатых вооруженных сил. Их пилотировали лучшие военные летчики России, в том числе командующие родами авиации и два главкома: ВВС и ПВО. В едином парадном строю над Поклонной горой пролетели семь генерал-полковников авиации - Владимир Андреев, Николай Антошкин, Владимир Дейнека, Петр Дейнекин, Вячеслав Ефанов, Виталий Павлов, Виктор Прудников! Все они - заслуженные летчики СССР или Российской Федерации. Такого на авиационных парадах не было даже при Василии Сталине.
Возможно, в те минуты руководство страны и Минобороны окончательно пришло к выводу о том, что в небе должен быть один хозяин, в руках которого находятся и щит, и меч. Необходимость объединения ВВС и Войск ПВО назрела давно. Жаль, конечно, что не удалось добиться этого на несколько лет раньше. Гораздо меньше были бы потери в людях, военной технике и материальных ресурсах.
Военная реформа продолжалась, и указом президента Вооруженные Силы получили задачу перейти на четырехвидовую структуру за счет объединения ВВС и ПВО в единый вид вооруженных сил - Военно-воздушные силы. Но как это происходило, расскажут и напишут другие.
Спасибо за самоотверженность!
Генерал армии А.М. Корнуков (главнокомандующий ВВС в 1998-2002 годах):
- Самое памятное... Для меня это процесс объединения ВВС и Войск ПВО в единый вид Вооруженных Сил, самоотверженность людей, которые его проводили. 1998-й постоянно у меня перед глазами. Объединение проходило на фоне сложной экономической обстановки в стране. Мы по 3-4 месяца не получали денежного довольствия, росли долги за энергоносители и т.д. Шло беспрецедентное сокращение Вооруженных Сил. В ВВС "уходили в историю" целые дивизии, полки, "под нож" пошло более 100.000 должностей. Мы уволили около 60 генералов, из них 24 генерал-полковника. Приходилось делать непопулярную и неблагодарную в войсках работу, люди относились к процессу объединения по-разному. Нужно было побеседовать с каждым увольняемым. Много сил и энергии пришлось потратить на то, чтобы убедить офицерский корпус, ветеранов в том, что создание единого вида - мера необходимая, государство не в состоянии выдержать существовавшие нагрузки. И потом, если судить объективно, щит и клинок должны быть в одних руках. Я, будучи командующим войсками округа, часто сталкивался с трудностями при организации взаимодействия при проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки. Своей авиации в Войсках ПВО не хватало. Когда обращались в воздушные армии, то не всегда на наши просьбы реагировали с пониманием - у них своих задач хватало.
Рад тому, что большая часть офицерского корпуса правильно поняла суть происходящего, необходимость объединения. Самоотверженное отношение к делу характеризовало подавляющую часть рядовых специалистов, всех командующих. Сокращение, оптимизация, организационно-штатные изменения не подорвали боевого потенциала ВВС и Войск ПВО. Мы ведь ни на час не прекращали несения боевого дежурства, проводили многочисленные мероприятия оперативной и боевой подготовки, тактические учения с боевыми стрельбами. Был создан многородовый вид Вооруженных Сил. ВВС сегодня - это дальняя, военно-транспортная, фронтовая авиация (состоит в свою очередь из родов авиации - бомбардировочной, истребительной, штурмовой, специальной), это силы ПВО - зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, истребительная авиация, специальные войска.
Уже в рамках единого вида Вооруженных Сил проведено мощное оперативно-стратегическое учение Московского округа ВВС и ПВО и 16-й армии, крупное опытно-исследовательское учение с привлечением военно-транспортной и фронтовой авиации, сил и средств ПВО. В ходе них решались вопросы выхода авиации в другой район и решения там учебно-боевых задач, перебазирования по воздуху зенитных ракетных дивизионов на полигон и выполнения боевых стрельб. К слову, это имело большое воспитательное значение для людей, они видели: несмотря на трудности, мы уверенно идем к назначенной цели. Хочу поблагодарить командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО, командующих объединениями в Сибири, на Дальнем Востоке и многих, многих других генералов и офицеров, которые вместе со мной прошли нелегкий путь...
Ярчайшей для меня, да, думаю, и для моих коллег по главкомату является операция по возвращению в Россию стратегической авиации, проведенная в 1999-2000 годах. Мы смогли подготовить аргументы и убедить военное и политическое руководство страны в необходимости возвращения машин из Украины. Ведь к тому времени ракетоносцев Ту-160, к примеру, у нас было всего четыре. А этот стратегический самолет может решить боевые задачи, сопоставимые с теми, что решает целая армия. Скажу: упорства и дипломатии потребовалось много. Особенно велика здесь заслуга генерал-лейтенанта Михаила Михайловича Опарина, влюбленного в свою армию дальней авиации.
Не менее ответственна и сложна была сама операция. Полеты порой выполнялись ночью, в сложных метеоусловиях, но летчики авиабазы Энгельс с честью справились с этой задачей. Из Прилук пришли ракетоносцы Ту-160, из Узина - Ту-95. Все машины в короткий срок были введены в строй и начали летать. Один самолет был достроен на казанском предприятии и также пополнил ряды "дальников". Мы сформировали полк из ракетоносцев Ту-160, ставший самым мощным авиационным полком в мире. А затем нам удалось после 8-10-летнего перерыва возобновить учения с полетами стратегических бомбардировщиков в районы боевого предназначения. Это было важно и для восстановления престижа страны в мире. Ведь все думали, что мы, образно говоря, лежим. Проведенные полеты "за угол" стратегов Ту-95МС и Ту-160 не являлись демонстрацией силы, они стали демонстрацией наших возможностей: российская военная авиация жива, летает, готова к выполнению боевых задач. Экипажи показали достаточно высокую боевую выучку. Одновременно мы провели и такой памятный и важный эксперимент - полет на сверхдальние маршруты истребителей Су-30, Су-27, МиГ-31. Находясь в воздухе с дозаправками до 10,5 часа, они сопровождали стратегические бомбардировщики.
Заново заработал наш полигон под Астраханью. Там стали отрабатываться задачи не только подразделениями ПВО, но и экипажами фронтовой и дальней авиации. Причем "дальники" отрядом Ту-22М3, по-моему, впервые после Великой Отечественной войны провели бомбометание по малоразмерным целям. Такие учения стали регулярными.
Словом, объединенные ВВС стали надежным аргументом в руках Верховного Главнокомандования в обеспечении безопасности России.
Курсом преобразований
Герой Российской Федерации генерал-полковник В.С. Михайлов (главнокомандующий ВВС с февраля 2002 года):
- Символично, что именно в юбилейном году Военно-воздушные силы обрели главный свой символ - знамя вида Вооруженных Сил, олицетворяющее собой преемственность прошлого и настоящего современных ВВС. Так совпало, что сразу после назначения на должность главкома мне пришлось получить на Соборной площади в Кремле из рук Президента России Владимира Путина главную воинскую реликвию. Безусловно, яркий, запоминающийся факт, более того, исторический. Знамя Военно-воздушных сил олицетворяет и будет впредь олицетворять всю славную историю нашей военной авиации, и наш долг, простит меня читатель за высокий слог, - сделать все для того, чтобы мы были достойны славных традиций наших предшественников.
ВВС России за последние десять лет прошли несколько реорганизаций. Начиная с 1992 года сильно сокращались. В 1998-м ВВС объединились с Войсками ПВО - появился качественно новый вид с гораздо более широким кругом решаемых задач. И все же общие показатели боевой мощи за последнее десятилетие снизились, так как уменьшилось общее количество авиационных, зенитных ракетных и радиотехнических частей. Вместе с тем потенциальные возможности ВВС обеспечивают решение поставленных перед ними задач в области военной безопасности России. Главная задача, стоящая передо мной: так далее повести преобразования Военно-воздушных сил, чтобы они стали мощным, универсальным, высокоэффективным видом Вооруженных Сил, способным решать задачи по обеспечению военной безопасности России как на глобальном, так и на региональном уровнях.
Приоритетное направление нашей деятельности - модернизация боевой техники. Так, в дальней авиации уже сегодня идет разработка новых средств поражения, результаты их испытаний обнадеживают. Фактически у ВВС уже есть высокоточное оружие в обычном снаряжении, после небольших улучшений оно будет принято на вооружение. Под него дорабатываются стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95. До конца года в боевой строй встанет еще один новый Ту-160, достраивающийся на Казанском авиазаводе. А если говорить в целом, то в течение ближайших 5-10 лет потенциал дальней авиации существенно увеличится за счет совершенствования систем планирования боевого применения и управления, оснащения новым радиоэлектронным оборудованием и ракетно-бомбовым вооружением.
Обновляется и военно-транспортная авиация. Продолжается модернизация Ан-124 до уровня Ан-124-100. Небольшую часть Ил-76 намечено оснастить двигателями ПС-90А. Для выполнения задач по плану президента и министра обороны решается вопрос о приобретении Ил-76МФ. А вот Ан-22 - знаменитые "Антеи" - будут потихоньку "уходить", вырабатывая свой ресурс.
Ожидается поступление на вооружение и новых фронтовых машин. Так, после 2005 года в войска придет самолет ОКБ Сухого, испытания которого завершатся к этому времени. Новые качества за счет перевооружения на перспективные зенитные ракетные системы приобретут войска ПВО. Группировки ЗРВ, оснащенные новым оружием, составят основу системы нестратегической противоракетной обороны. Словом, и сегодня в непростое время для Вооруженных Сил много делается для сохранения боевого потенциала ВВС.
В заключение - частный факт, ведь большие свершения рельефнее ощущаются, когда пропускаешь их через сердце, через себя. В начале апреля в подмосковном Жуковском я поднял в воздух новый российский учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ и с удовольствием покружил на нем. А на следующий день то же самое сделал начальник штаба (главнокомандующий) ВВС Франции генерал армии Жан-Пьер Жоб, прибывший во главе французской делегации в рамках празднования 60-летия авиаполка "Нормандия - Неман". И он остался доволен самолетом. В Жуковском солировали трое - два военачальника и самолет нового поколения. И это было почти сразу же после того, как мы по сути приняли решение о принятии на вооружение учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета Як-130. Мне тогда подумалось, что это говорит о многом. Мы создали и вводим в строй два прекрасных самолета, которые будут в Военно-воздушных силах достойны друг друга, к которым есть интерес в других странах мира. Не правда ли, добротный подарок к юбилею, к 90-летию боевой авиации? Россия была, есть и будет мощной авиационной державой. У нашего Отечества всегда будут крепкие крылья....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 27, 2025
Аэрофлот открывает собственные прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Архангельск, Калининград и Мурманск
Май 16, 2025
"АвиаПорт" запускает корпоративный сайт Агентства
Май 30, 2025
Контрабанду кубинских сигар почти на 1,5 млн рублей пресекли шереметьевские таможенники
Май 30, 2025
ГТЛК открыла книгу заявок по размещению локальных облигаций 002P-08