О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Там, за облаками... Там, тамтарам, там-тарарам

18 августа в московском аэропорту Домодедово завершился авиасалон "Гражданская авиация-2002". Выставка преподнесла сразу два скандала. Первый связан с отменой демонстрационных полетов пилотажных групп, являющихся гвоздем всех авиационных салонов мира, второй - с сенсационным заявлением, сделанным руководителями российских авиакомпаний. Авиаторы раскритиковали все новинки отечественной авиационной промышленности и потребовали открыть рынок для западных самолетов. Досталось на орехи и гордости пассажирского авиастроения - Ту-214.

В Домодедово предприятиям, входящим в "Росавиакосмос", нанесен серьезный удар. Предложения "воздушных извозчиков" грозят полным крахом отечественной авиационной промышленности. Известно, что в октябре Минтранс РФ планирует провести совместную коллегию с "Росавиакосмосом", Минэкономразвития и Минпромнауки, посвященную проблемам отечественной авиапромышленности. Надо полагать, что критика, прозвучавшая в Домодедове, не останется без внимания. Негативные оценки в отношении гражданских самолетов могут отразиться и на военной продукции, а это главный экспортный потенциал России на международном рынке вооружений и военной техники (ВВТ).

Заметим: на долю авиационной техники приходится 60% оружейного экспорта России. В свою очередь доля России в общемировом объеме экспорта ВВТ составляет около 12%. За 6 месяцев этого года экспорт военной техники вырос примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Однако и без домодедовского скандала у предприятий "Росавиакосмоса" хватает проблем на мировом рынке.

В декабре 2001 года президент подписал указ о либерализации внешнеторговой деятельности продукцией военного назначения. Речь в нем шла о поставках запчастей и проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту военной техники, проданной за границу. Впрочем, не все так просто, руководители российской оборонки по-прежнему взывают к либерализации. Например, генеральный директор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" Дмитрий Бодрунов после выхода указа стал активно создавать сервисные центры за рубежом и столкнулся с необходимостью собрать и предоставить российским чиновникам 31 документ, 270 виз и 80 вспомогательных справок. Только собрав все эти документы, он сможет выйти на внешний рынок.

Другая проблема связана с участием российских предприятий в международных тендерах. По мнению руководителей ФГУП "Комсомольское-на Амуре авиационное производственное объединение", необходимо создать единую структуру, способствующую участию российских предприятий в международных тендерах на поставку ВВТ. Из-за отсутствия скоординированной политики между "Рособоронэкспортом" и другими ведомствами российские авиапредприятия уже потеряли крупные южнокорейский и австралийский контракты.

В последнее время представители авиационных корпораций все чаще говорят о необходимости более оперативно принимать на вооружение новую технику. В условиях жесткой конкуренции на международном рынке ВВТ любой скандал, даже если он напрямую не касается военной техники, может обернуться потерей контракта. Еще в начале лета на "круглом столе" по вопросам экспорта ВВТ, проходившем в Петербурге, зампредседателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству РФ Юрий Хозяинов заметил: "Мы считаем неприемлемым проведение пропагандистских кампаний по дискредитации российского оружия, использование рычагов политического и экономического давления на развивающиеся страны в целях недопущения их военно-технического сотрудничества с Россией". В настоящее время комитетом разработана концепция государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами на период до 2010 года. Для развития экспортных программ платежеспособным иностранным государствам Россия готова предоставлять целевой кредит на закупку нашей продукции военного назначения. Минпромнауки начало отбор 24 наукоемких проектов в области оборонно-промышленного комплекса с точки зрения их приоритетного финансирования из федерального бюджета. В настоящее время завершается разработка механизмов для более эффективного использования валютных поступлений от экспорта ВВТ для развития всего оборонно-промышленного комплекса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Петербургский час пик». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка