Россия
19 августа 2002, 15:50
Конец самолетостроения
Чиновники-кидалы
Было обещано и широко разрекламировано, что в рамках первого в истории страны Салона гражданской авиации в "Аэропорт-Экспо" пройдет выступление российских ("Русские витязи" на Су-27, "Стрижи" на МиГ-29, "Русь" на чешских L-39, "Славяне" на Ми-2) и зарубежных пилотажных групп (Frecce Tricolori и "Небесные рыцари"). Ясно, что только этим на любой авиасалон можно привлечь массового зрителя. Но кто же с самого начала додумался проводить столь масштабный пилотаж: военной техники в действующем аэропорту, где каждые 50 секунд совершается взлет-посадка?
Но еще большей несуразностью стало, когда после агрессивной рекламной кампании буквально за день до открытия салона на все показательные полеты был наложен запрет, а организаторы как ни в чем не бывало, походя отметили этот факт как несущественный.
Чем они объяснили отмену? Перечисляю: элемент соболезнования к жертвам трагедии во Львове, усиление мер безопасности - раз, якобы опасения жителей близлежащих к аэропорту селений, их звонки, просьбы, мольбы - два, в общем, одна другой наивнее. Привожу две наиболее явных версии отмены.
Первая. Упоминания о показательных полетах с самого начала могли использоваться только как рекламная акция, и даже мысли не было реально ставить их в программу салона.
Директор аэропорта "Домодедово" с грехом пополам выделил час для небольших демонстрационных полетов гражданских судов, предполагающих взлет самолета с полосы домодедовского поля, пролет над ВПП и посадку. На все про все - минут пятнадцать, но для этих минут нужно выделить час и лишь затем возобновить работу аэропорта. Теперь представьте, что ни одна пилотажная группа в "Домодедово" не базируется, они летели бы, например, из Кубинки и могли бы не уложиться в эти минуты. А там уже какой-нибудь Ту-134 идет на посадку...
Версия вторая, самая вероятная. Полеты предполагались, но после массовой истерики, ставшей следствием трагедии во Львове, были внесены коррективы. На одном из заседаний премьер-министр Михаил Касьянов выступил с пожеланием бдить, попристальней взглянуть на безопасность полетов, но об отмене воздушного шоу и слова не произнес. Чиновники, причастные к организации, уразумев, что в случае чего не на кого будет спихнуть ответственность, постановили: отменить полеты истребительной авиации вовсе.
Неудачное сравнение
Пару слов о самом салоне в "Домодедово". Наши власти решили торжественно отметить выход отечественной гражданской авиационной отрасли из восьмилетнего застоя на фоне европейских и американских кризисов и банкротств. Мало показа гражданской техники, цель была устроить из этого показа праздник.
Вот посмотрите: сначала - что вам придется отдать, потом - за что вам придется отдать.
Входной билет стоит 150 рублей, как он стоил бы и в Жуковском, но до аэропорта вам еще нужно доехать. Экспресс с Павелецкого вокзала, курсирующий каждый час, обойдется в 50 рублей в один конец. Автобус до авиасалона - 30 рублей в один конец. Если на машине - стоянка платная. Если на велосипеде (при мне приехала целая делегация велолюбителей, человек 20) - вообще не пустят за металлоискатели, бросай аппарат на улице.
В Жуковском на поле Летно-исследовательского института в прямом смысле непаханые просторы: гуляй где хочешь, хорошо, вольготно, длинная бетонка, трава-мурава. Хочешь - на солнышке, хочешь - под навесом. Шале, павильоны, много образцов техники - от раритетной до новейшей.
В "Домодедово" - маленький пятачок, который быстрым шагом перекрывается за три минуты, три павильона-тента с убогой экспозицией наших и малочисленных зарубежных фирм. Самолетов почти нет - ни новых, ни старых, никаких. Такое впечатление, что организаторы, как плохие студенты, имели одну ночь перед экзаменом, за которую они в спешке сколачивали эстраду, натягивали тенты, свозили технику - всю, которую могли найти в ближайшем доступе... 5-6 штук чешских "элек" (L-29) тридцатилетней давности, раскрашенных под тигров и драконов. Старые пассажирские Як-40 и Як-42. Отреставрированные отечественные "дугласы" с Тушинского аэродрома. Малая авиация.
По факту смотреть не на что: ни в смысле экспозиции, ни в смысле полетов, ни в смысле гулянки. И ради этого ехать в такую даль?
А ведь Александр Нерадько, являясь руководителем Службы гражданской авиации и главным организатором салона, говорил о прививании патриотичности подрастающему и подросшему поколениям... Ну какой уж тут патриотизм в отношении родной авиации, если через каждые пять минут по радио авиасалона говорится: "Мы предприняли все возможные меры безопасности", мол, радуйтесь, что вам на голову ничего не падает, потому что ничего и не летает. Даже вертолеты с флагами, традиционно открывающие любой авиационный праздник, прошли на почтительном удалении от зрителей, оставшись незамеченными.
Комплекс поиска виновного
Трагедия во Львове так или иначе стала причиной срыва праздника в Москве. Иные говорят о поддержке, о соболезновании, нельзя остаться равнодушным, должен быть хоть какой-то общественный резонанс.
Равнодушие или неравнодушие - это дело каждого конкретного человека в конкретный момент его жизни, и привносить его в политическую терминологию негоже. А впрочем, и совершенно бессмысленно. Самолеты падали и будут падать всегда, потому что это очень неестественно, чтобы металлическая сковорода с крыльями летала по воздуху.
Кроме того, самолетом управляет человек. И были случаи, когда летчик в здравой памяти и трезвом уме направлял машину в землю, может, его насморк замучил, он же человек.
Никто не снимает функций с правоохранительных органов, но обществу в целом надо задуматься о феномене поиска виновного, который зачастую абсурден.
Напомню случаи с русским Чикатило или американским Мэнсоном. Поймали их, судили, убили, но никакого удовлетворения родственники пострадавших не получили и спать крепче не стали. Смертная казнь одного маньяка была несопоставима по масштабу с тем, что он натворил. И, в конце концов, зашедшись в поиске виновного, общество обвинило себя за то, "что среди нас такое могло вырасти". Кстати, места Чикатило и Мэнсона тут же заняли новые чикатилы и мэнсоны. А имя стало нарицательным.
В одном они правы
Упаси Бог спорить с чиновниками от авиации и делать вид, что ты понимаешь больше, чем они. На вопрос одной дамочки, как часто салон будет обновляться новой техникой, Александр Нерадько искренне ответил: уже есть замечательные самолеты, отвечающие всем экономическим, экологическим требованиям, требованиям безопасности. Они будут служить еще очень долго, и в новых самолетах нет необходимости. Он прав.
Мир уменьшается. Двадцатый век с его техническими подвижками, с его мировыми войнами и массовыми миграциями пустил мир по пути всеобщей коммуникации. Все разведано, все открыто, отдельно взятый человек настолько подчинен системе, что не способен действовать супротив нее. Сколько бы, например, наши кинорежиссеры, такие, как Михалков и Сокуров, ни разглагольствовали о "культурном макдоналдсе", сами они будут плодить стопроцентный Голливуд. Потому что есть одно четкое генеральное направление, которое, как волна, сметает за собой отдельных творцов. Так же и в авиации.
Всем понятно, что идейно авиация в том качестве, в котором она пребывает сейчас, себя исчерпала. Нет, можно, конечно, сделать самолет в виде шарика или капельки, но на это триллионы долларов никто спускать не будет. Создание "Еврофайтера" суть политическая акция, цель которой - продемонстрировать Штатам, что Европа без каких-либо усилий может произвести военный многоцелевой самолет. Но реально он никому не нужен. Грядет качественный прорыв, который волной смоет все наше сегодняшнее представление об авиации с ее принципами и традициями. И вот в него-то и будут вкачиваться денежные ресурсы.
Либо это будет технический прорыв, завязанный на изобретении нового двигателя и экономичного топлива, что-то вроде космического самолета-лягушки, который будет лишь вылетать за атмосферу Земли и тут же пикировать вниз. То есть идея полета будет полностью изъята, и теоретически такой самолет приобретет 100%-ную степень безопасности.
Либо это будет коммуникационный прорыв, когда люди перестанут испытывать потребность в перемещении в пространстве, а станут притягивать это пространство к себе посредством компьютерных технологий.
Можно лишь сожалеть, что мы не успели снять сливки с идеи пассажирского реактивного самолета Ту-144, эпопея с которым с 50-х годов прошлого века и поныне ни к чему не привела....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов