О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Укрупненный центр нельзя "тиражировать". Это абсолютно уникальная система"

О кадровом обеспечении отрасли, современных технологиях и камнях преткновения на пути модернизации рассказал директор по реализации федеральных целевых программ и модернизации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" К.Капля

Одной из главных тенденций программы модернизации ЕС ОрВД стала ставка на автоматизацию процессов управления воздушным движением. Необходимость поддерживать технику и технологии на мировом уровне становится вызовом как для российской промышленности, так и для профильных образовательных учреждений. О кадровом обеспечении отрасли, современных технологиях и камнях преткновения на пути модернизации агентству "АвиаПорт" рассказал директор по реализации федеральных целевых программ и модернизации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Константин Капля.

- Вы отвечаете за реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) по модернизации Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) в рамках Госкорпорации. Как вы оцениваете, что стало основной тенденцией в этой программе?

- Основным мероприятием в рамках этой программы является создание 12 укрупненных центров. Это работа огромного масштаба. Если посмотреть на Якутию, Дальний Восток, Магадан, каждый из этих регионов по площади сопоставим с несколькими европейскими странами. Зона ответственности в арктических широтах - половина Европы. Для того, чтобы эти центры создать, необходимо выполнить большую работу по модернизации и автоматизации. Создаются вычислительные сети, серверное оборудование, специальное программное обеспечение, которое позволяет диспетчеру, сидя в Хабаровске, управлять оттуда воздушным движением за 2,5 тыс. км. Или, к примеру, находясь в Магадане, управлять самолетами над Северным плюсом.

- Предположу, что это накладывает значительные требования на состав применяемого оборудования. С какими сложностями вам приходится сталкиваться на пути модернизации?

- Едва ли не главная проблема - укрупненный центр нельзя "тиражировать". Это абсолютно уникальная система, отличающаяся по территории, распределению объектов, от которых она получает информацию, по климатическим особенностям, возможностям применения в том или ином здании определенного оборудования.

Кроме того, само оборудование представляет собой набор комплексов. Так что следующая проблема - взаимодействие между комплексами, создаваемыми разными производителями. Пожалуй, самая сложная на сегодня задача - увязка этого оборудования с помощью программного обеспечения по требованиям, которые выдвигает заказчик. По сути, каждый раз создается уникальное изделие. Уникален и процесс его доводки, согласования сигналов, протоколов и взаимодействий между комплексами. Это крайне тяжелая, кропотливая, эмоционально сложная работа. "Напильником" программное обеспечение не дорабатывается, к сожалению. Только мозгами, ноликами и единичками, на уровне программного кода.

- Какие требования предъявляются к программному обеспечению? Оно тоже должно производиться в России?

- Надо сказать, что не только по части программного обеспечения, но и в целом мы работаем только с предприятиями российской промышленности. А требования, которые мы предъявляем к "софту", продиктованы необходимостью обеспечения безопасности.

Поначалу в качестве среды, в которой работало все программное обеспечение, была выбрана всем известная операционная система Windows. Она достаточно широко применялась, начиная с середины 1990-х гг. и по 2008-2009 гг. Но учитывая, что эта операционная система не является открытой, мы пришли к выводу, что решения, имеющие значимость для безопасности на государственном уровне, нельзя строить на ОС Windows. Поэтому инициировали процесс перехода на другую операционную систему, а именно UNIX-подобную. Соответственно, это повлекло необходимость изменения программного обеспечения.

- Как происходит взаимодействие Госкорпорации с производителями и поставщиками оборудования? Вам предлагают какие-то разработки, которые уже имеются на рынке, либо вы заказываете новые решения под свои нужды?

- В соответствии с нормативными документами, у нас есть единственный исполнитель - "Алмаз-Антей". Но кооперация, создаваемая внутри российских предприятий, позволяет иметь несколько подрядчиков. Так что разные центры создаются разными предприятиями промышленности.

Мы внимательно следим за мировыми тенденциями, чтобы иметь гармонизированные решения, находящиеся на высоком техническом уровне. Взаимодействие с производителями оборудования мы начинаем еще на этапе подготовки технического задания, которое описывает функциональность изделия. С другой стороны, российская промышленность имеет достаточное количество современных продуктов, не говоря о перспективных наработках, которые абсолютно конкурентны, а по некоторым параметрам и превосходят зарубежные аналоги. Это относится к автоматизированным системам организации воздушного движения, системам, взаимодействующим с космической группировкой и обеспечивающими выдачу информации с учетом спутникового сегмента. Есть у нас качественные продукты в области средств наблюдения, вторичной радиолокации, связи. Это оборудование, кстати, поставляется не только в Россию, но и во многие страны мира, в том числе входящие в "Евроконтроль".

Надо также отметить, что мы ограничены законодательством и в части применения оборудования. Все системы, посредством которых мы оказываем услуги, должно быть сертифицировано. Сертификация - длительный процесс, который разработчик осуществляет совместно с Межгосударственным авиационным комитетом.

- С созданием укрупненных центров подходы к обеспечению связи изменились?

- С помощью современных систем связи можно сократить нагрузку на диспетчера, и тем самым увеличить его возможности по обслуживанию воздушного движения. Сегодняшние тенденции - переход на цифровую связь. Это системы, направленные на цифровую передачу информации, вплоть до безголосового взаимодействия между диспетчером и пилотом. Это совершенно новое направление, которое в России лишь начинает развиваться, но, тем не менее, мы уже сегодня эксплуатируем цифровые линии передачи данных в разных диапазонах.

- Обеспечением этих процессов тоже занимаются ваши подразделения? Какие-то новые требования предъявляются ли к сотрудникам вашей службы, к инженерам, к техникам? Требуется ли дополнительное обучение?

- Число специалистов, связанных с информационными технологиями, постоянно растет. Это системные администраторы, программисты, которые занимаются управлением сетью, контролем за работой сети, технической эксплуатацией и ремонтом сетевого оборудования.

- Как вы охарактеризуете кадровую ситуацию в вашем подразделении? Специалисты каких профессий у вас работают?

- Наша специальность называется "техническая эксплуатация радиотехнического оборудования и связи". По диплому большинство из нас радиоинженеры. Сегодня у нас трудятся порядка 9,5 тыс. человек. Технические специалисты занимаются обеспечением работоспособности радиотехнического оборудования, оборудования связи и автоматизации посредством которого осуществляется обслуживание воздушного движения, как в районе аэродрома, так и на воздушных трассах, техобслуживанием, поддержанием исправности оборудования.

Еще со времен СССР по нашей специальности готовили студентов несколько профильных вузов и средних специальных учебных заведений. К сожалению, после распада СССР два крупнейших вуза остались за пределами РФ, а у нас остался только московский МГТУ ГА. Правда, некоторые вузы, занимающиеся подготовкой близких специальностей, так же открыли аналогичные факультеты. Средние специальные учебные заведения остались. Мы с ними поддерживаем связь, проводим конкурсы профессионального мастерства, высказавшим желание работать в предприятии, помогаем трудоустроиться. Большое подспорье нам - специалисты, окончившие военные институты и училища в этой же области, но по линии Минобороны. В принципе, это практически одно и то же образование, за исключением каких-то специальных технических средств.

- Сейчас этих выпускников хватает для ваших нужд? Или нужны какие-то дополнительные программы, может, в других вузах? Может ли Госкорпорация способствовать развитию образовательных программ?

- Специалистов с высшим образованием хватает. Я считаю, значительная часть специалистов по нашему направлению должна получать среднее образование. Но их, к сожалению, к нам приходит очень мало. А ведь азы познаются именно на этом уровне. При этом потом есть возможность получать заочное образование в профильных вузах.

У нас есть небольшие программы, связанные с целевым набором. У Госкорпорации не такие большие возможности, чтобы самостоятельно заниматься обучением специалистов этого профиля. Но мы, со своей стороны, можем способствовать росту привлекательности наших рабочих мест. Например, я бы полагал целесообразным, чтобы выпускники колледжей получали возможность проходить альтернативную военную службу на наших предприятиях.

- Мы обсудили процесс модернизации оборудования, работу промышленности, кадровые вопросы. Вернемся к более общим вопросам - как вы оцениваете ход работ в рамках федеральной целевой программы? Удовлетворены ли Вы теми темпами, которыми она реализуется? Успеваете ли Вы координировать действия с производителями?

- Есть много проблем, связанных с реализацией программы. Я считаю ее достаточно успешно реализуемой. Необходимо подчеркнуть, что из 15 целевых индикаторов, по фактическому выполнению работы, но не по освоению средств, в 2014 году выполнено 12. При этом невыполнение оставшихся трех связано с тем, что мы не планировали их выполнять. Так еще в 2013 году, с выходом новой редакции Программы, мы подготовили корректировку, в которой эти индикаторы были исключены или перенесены на последующие годы. Это вызвано разными причинами, в том числе и отсутствием российского оборудования. В целом можно сказать, что сейчас, находясь в середине пути реализации программы, мы фактически выполнили половину от запланированного.

- А по другим ФЦП?

- По ФЦП "ГЛОНАСС" мы находимся на уровне 98-99% по выполнению. По ФЦП "Социально экономическое развитие Республики Крым..." работа только началась. Вместе с тем, объем финансирования и выполнения работ в 2015 году уже составил около 500 млн рублей.

- ФЦП "ГЛОНАСС" каким образом связана с вами?

- У нас есть несколько мероприятий, связанных со спутниковыми технологиями. Оборудование, выпускаемое российской промышленностью, работает в спутниковых сегментах ГЛОНАСС и GPS.

- Как сказывается на реализации ФЦП экономическая ситуация? Влияют ли изменения валютных курсов на стоимость оборудования, которое вы устанавливаете, и на стоимость работ? Возможны ли переносы сроков по ФЦП?

- В части корректировки стоимости мы оперируем официально доведенными Минэкономразвития индексами. Что касается стоимости работ, она осталась неизменной по отношению к 2014 году. В отношении переноса сроков программы хочу сказать, что законодательство позволяет продлевать ФЦП на один год, для достижения основных показателей. Я уверен, что Госкорпорация справиться с поставленной задачей в отведенные для реализации сроки.

- Какие объекты сейчас находятся в процессе модернизации? Какие должны быть открыты в течении 2015 года?

- Самым значимым для нас в 2015 году является начало работ по созданию Санкт-Петербургского укрупненного центра. Эта работа тем более важна, потому что имеет бюджетный источник финансирования. Кроме того, существенным для нас является завершение работ по Иркутскому укрупненному центру в области системы планирования. Это будет первый укрупненный центр, непосредственно взаимодействующий с Главным центром планирования. Наконец, в текущем году завершились работы по модернизации объектов аэропорта Уфа, которые обеспечивают проведение саммита глав государств ШОС и БРИКС....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка