Якутия
1 октября 2015, 08:45
Новые горизонты "Аэропортов Севера"
26 аэропортов, входящих в состав Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера", обеспечивают бесперебойное обслуживание населения Якутии и двух населенных пунктов Магаданской области на площади более 3,5 миллиона квадратных километров
Уникальный эксперимент
Развал народного хозяйства в 1990-е не мог не сказаться и на отрасли воздушного транспорта. Аэропорты, практически лишившись государственной поддержки, стали стремительно приходить в упадок. Но специфика региона такова, что без их сохранения в улусных центрах невозможна нормальная жизнедеятельность на огромной территории Якутии.
Для того чтобы сохранить авиа-транспортную инфраструктуру отдаленных воздушных гаваней, в 2004 году руководство республики приняло решение о создании Государственного унитарного предприятия "Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)". В состав дирекции вошли 23 аэропорта, что позволило проводить консолидированную политику по вопросам снабжения, вывести из кризисного состояния аэропорты с малой интенсивностью полетов, расположенные, как правило, в арктической зоне, а также систематизировать расчеты с потребителями авиационных услуг. Ничего подобного в Российской Федерации ни в одном регионе не проводилось. Новая структура полностью оправдала свое предназначение и получила дальнейшее развитие. Распоряжением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2007 года Дирекция аэропортов РС(Я) преобразована в Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Аэропорты Севера".
Перед новым предприятием были поставлены задачи по финансовому оздоровлению аэропортов, проведению единой финансово-кредитной политики, организационному и технологическому обеспечению производства и деятельности аэропортов и структурных подразделений в рамках сертификационных требований.
Прошло совсем немного времени, и новые снегоуборочные машины, пожарные автоходы, другая спецтехника поступили в ФКП и были распределены по филиалам предприятия, в первую очередь они были отправлены в северные аэропорты. Проведены конкурсы и заключены договоры на покупку спецавтотехники, модульных КПП, систем видеонаблюдения.
Сданы в эксплуатацию три новых здания аэровокзалов: в Саккырыре, Усть-Нере и Черском, на очереди Среднеколымск, Жиганск, Верхневилюйск. Выполнен ремонт аэровокзалов в Алдане и Олекминске. За счет собственных средств и субсидии федерального бюджета проведен текущий ремонт взлетно-посадочных полос в Магане, Олекминске, Зырянке, Нерюнгри, Вилюйске.
Сегодня предприятие объединяет с недавно вошедшим в состав ФКП аэропортом "Тикси" 26 аэропортов в центральной, восточной и арктической зонах Республики Саха (Якутия) и Магаданской области (поселки Северо-Эвенск и Сеймчан). В структуре предприятия работают более 1700 высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих своевременное и качественное обслуживание, надежный уровень авиационной безопасности по всем видам аэропортовой деятельности. И можно с уверенностью утверждать, что уникальный эксперимент по объединению убыточных аэропортов состоялся и полностью оправдал себя.
В год 90-летнего юбилея гражданской авиации Якутии свои круглые даты отмечают и два аэропорта - в 2015 году исполнилось 50 лет аэропорту "Нерюнгри" и 75 лет - аэропорту "Черский".
Воздушные ворота Южной Якутии
Региональный аэропорт в Нерюнгри (до 1987 года "Чульман") - третий по величине в республике после Якутска и Мирного. Обеспечивает постоянное воздушное сообщение с Якутском, Иркутском, Новосибирском, Москвой, Хабаровском и Красноярском, а также с районными центрами ближайших районов.
Считается запасным аэродромом на маршрутах из Северной Америки в Азию, проводимых в соответствии с международными стандартами ETOPS. Единственный в составе "Аэропортов Севера", принимающий самолеты первого класса - "Боинги", "Эйрбас", "Бомбардье" и др. В аэропорту Нерюнгри базируются авиакомпании "Восток" из Хабаровска, "Газпромавиа".
В этом году крупнейший аэропорт Южной Якутии празднует свой пятидесятилетний юбилей. "В 2012 - 2013 годах наблюдался рост пассажиропотока, - рассказывает директор аэропорта Михаил Филиппов. - Сейчас идет небольшой спад, но все в рамках сложившейся в целом по России тенденции. Главное - мы сохранили рейсы в центральные города. И наши шахтеры, жители Нерюнгри напрямую могут летать в Москву, Хабаровск, Иркутск по субсидированным ценам".
Большие надежды возлагаются на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья", в которую включили финансирование строительства нового здания аэровокзала Нерюнгри, склада ГСМ, ремонт взлетно-посадочной полосы. По словам Михаила Филиппова, строительство должно начаться уже в этом году, проект, выполненный "Якутпроектом", проходит гос-экспертизу. В данное время в Нерюнгри действует аэровокзал, не отвечающий современным требованиям, расположенный в приспособленном здании бывшего терминала выдачи багажа.
Развитие аэропорта "Нерюнгри" напрямую связывают с комплексным развитием Южной Якутии. "Если будут люди, то будут летать самолеты, а значит, развиваться наш аэропорт", - уверен Михаил Филиппов.
Династии аэропорта "Черский"
В этом году аэропорт "Черский" справляет свой 75-летний юбилей. Первый коллектив аэропорта прибыл в августе 1940 года. Их было всего шестеро во главе с начальником И. Холутовой. С того момента много разного перевидал аэропорт в Черском. В советские времена в Колымо-Индигирском объединенном авиаотряде трудились тысячи человек только летного состава, в самом аэропорту - пятьсот. Здесь обслуживали высокоширотные экспедиции, полярные станции, отсюда производилась ледовая разведка. А в сложные 90-е аэропорт входил в состав то Арктического авиапредприятия, то "Полярных авиалиний". Как вспоминает старейший сотрудник аэропорта, инженер по техническому обслуживанию воздушных судов Михаил Шилов, в те годы сотрудники аэропорта зарплату не получали месяцами. Кто-то подрабатывал диджеем в местном клубе, кто в детском саду, кто рыбу ловил - в общем, выходили из ситуации как могли. Улучшение произошло после того, как аэропорт вошел в состав ГУП "Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)", а затем и ФКП "Аэропорты Севера".
У жителей Черского появилась возможность вылетать из нового здания аэровокзала, построенного в 2010 году, отремонтирована взлетно-посадочная полоса, получена новая спецтехника, работникам зарплату выдают вовремя.
В аэропорту "Черский" трудятся 36 человек. Среди них представители династии Шиловых-Анциферовых, чей общий стаж в гражданской авиации насчитывает 342 года. Зачинатель династии участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) Александр Анциферов работал в аэропорту Черского с 1958 года капитаном буксира "Орел". Его супруга Анастасия Ивановна также с 1958 по 1993 год трудилась в жилищно-коммунальном отделе аэропорта.
Сейчас дело старших Шиловых-Анциферовых продолжает молодежь. Александр Шилов, сын Михаила Ивановича, работал слесарем АТБ, затем техником метеостанции АМСГ.
Несмотря на пережитые трудности, северная воздушная гавань в Черском развивается и с уверенностью смотрит в будущее. В планах произвести ремонт взлетно-посадочного полотна, приобретение новой спецтехники.
Сегодня перед ФКП "Аэропорты Севера" - новые горизонты, новые планы. Предстоят большая работа по модернизации аэропортов, строительству новых аэровокзалов, ремонт и реконструкция взлетно-посадочных полос. Поставлена задача ужесточить политику расходов предприятия, скорректированы действия филиалов по взаимодействию с местными органами власти и контролирующими органами. Один из следующих шагов - целенаправленная работа по внесению изменений в Федеральные авиационные правила по аэропортам местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов, предусматривающих снижение требований к аэропортам федерального и регионального значения.
8 октября исполняется 90 лет гражданской авиации Якутии. По сей день для большинства населенных пунктов республики авиация - единственный вид транспорта круглогодичного действия. Проявляя высочайший профессионализм и преданность своему делу, якутские авиаторы обеспечивают потребность экономики республики в авиа-перевозках, транспортную мобильность жителей республики, сокращая время и расстояния.
Коллектив ФКП "Аэропорты Севера" присоединяется к поздравлениям авиаторов республики и желает дальнейших успехов в решении поставленных задач и чистого неба!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Якутия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 7, 2024
После реконструкции аэропорт Балаково сможет перевозить более 98 тысяч пассажиров
Ноябрь 7, 2024
В ХМАО опубликовали расписание вертолетных рейсов до отдаленных деревень