Линия полета
1 октября 2015, 17:51
Скорость экономит время
"Линия полета" представляет смелый проект Семена Михалева и его коллег из Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского
Развитие пассажирской авиации всегда определялось потребностью создать комфортные условия быстрого передвижения на большие расстояния. При этом важным фактором являются физиологические возможности человека - его способность переносить длительный полет. Пребывание человека в ограниченном пространстве пассажирской кабины вызывает с некоторого порогового времени весьма значительный дискомфорт: утомляемость появляется примерно через два часа полета, а ее резкий рост - через три-четыре часа. Что же делать бизнесменам, постоянно летающим на межконтинентальные расстояния?
А теперь представьте себе, что путешествие на другой конец Земли может занимать времени не больше, чем среднестатистическая поездка до работы и обратно. При этом удовольствие и ощущения, испытываемые вами, не поддаются сравнению: перед вашими глазами предстанет планета Земля, такая маленькая и беззащитная в бесконечном космическом пространстве. Такие поездки не нарушат обычный ритм жизни, так как не потребуют непроизводственных затрат времени и адаптации к местному времени в пунктах пребывания и возвращения.
Не стоит думать об этом, как о научной фантастике. Так, коммерческой фирмой Virgin в последние несколько лет созданы два самолета-носителя специально для целей космического туризма. Это самолеты WhiteKnight и WhiteKnight-2 для запуска ракетных космопланов SpaceShipOne и SpaceShipTwo. Билет в космос можно забронировать уже сейчас, стоит это немалых денег - порядка 700 тысяч долларов. Вывод на суборбиту осуществляется с использованием многоразовых систем выведения, полет в невесомости длится четыре минуты на высоте 70 километров.
Аэрокосмическая система
В ЦАГИ последнее десятилетие велась работа по созданию концепции перспективной аэрокосмической системы (АКС) для быстрой доставки пассажиров в различные удаленные друг от друга города Земли.
Было рассмотрено множество различных вариантов вывода второй ступени: вертикальный старт, воздушный старт (с самолета), а также старт с разгонной тележки. Наилучшей была признана трехступенчатая АКС на базе дозвукового самолета-носителя (ДСН). ДСН двухфюзеляжной схемы, являясь первой ступенью системы, выполняет функции носителя, с которого стартует двухступенчатая ракетно-космическая система (РКС), состоящая из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и воздушно-космического самолета (ВКС). Подвеска РКС снизу значительно упрощает эксплуатацию и процесс посадки пассажиров и экипажа. Кроме того, при таком способе соединения повышается безопасность процесса отделения.
Траектория полета АКС состоит из четырех основных участков:
- взлет с аэродрома и полет к точке старта РКС;
- отделение РКС от ДСН и выведение ВКС на суборбиту;
- орбитальный (суборбитальный) полет ВКС;
- спуск и планирование ВКС в атмосфере.
Впечатляющие параметры
Сравнение трех типов горючего первой ступени РКС (водород, метан и керосин) показало, что с энергетической точки зрения наилучшей является кислородно-водородный ГСР, который обеспечивает большее количество перевозимых пассажиров - пять против трех (в случае метана или керосина).
Масса системы составляет 350 тонн, масса РКС - 120 тонн. Полет на 18 тысяч км займет около 80 минут. Дальность космического полета (на высотах более 100 км) составляет свыше 10 тысяч км, время - 17 минут, при этом наибольшая высота полета приблизительно равна 140 км. Средняя скорость ВКС достигает 5,8 км/с, что в 23 раза быстрее Airbus A380. Единственным значительным неудобством может стать перегрузка в 1,8 g на протяжении пяти минут, в связи с чем необходимо облачить всех пассажиров и экипаж в перегрузочные костюмы, чтобы полет не был в тягость.
Итак, АКС может значительно - в десятки раз! - сократить продолжительность полетов на дальние расстояния по сравнению с современными дальнемагистральными самолетами, что важно для деловых людей и туристов, умеющих ценить время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Линия полета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 6, 2024
Аэрофлот увеличит частоту полетов из Москвы в Горно-Алтайск
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 7, 2024
Рособоронэкспорт организует показ достижений России в области военной авиации и ПВО на выставке Airshow China 2024