Эксперт
21 октября 2015, 15:33
Поделиться
"Трансаэро": история с продолжением
Акции находящейся в предбанкротном состоянии авиакомпании "Трансаэро" на утренних торгах на Московской бирже взлетели почти на 76,5%. Так рынок отреагировал на сообщение о том, что акционеры "Сибири" сохраняют планы по покупке перевозчика
Акции находящейся в предбанкротном состоянии авиакомпании "Трансаэро" на утренних торгах на Московской бирже взлетели почти на 76,5%. Так рынок отреагировал на сообщение о том, что акционеры "Сибири" сохраняют планы по покупке перевозчика, несмотря на планируемый отзыв его сертификата эксплуатанта.
Во вторник вечером история с авиакомпанией "Трансаэро", о банкротстве которой еще несколько дней назад говорили как о деле решенном, получила продолжение. На помощь второму по объему российскому авиаперевозчику с 25-летней историей и штатом в 12 тыс. человек, пришла группа "Сибирь". Основатель и крупнейший акционер "Трансаэро" Александр Плешаков консолидировал семейный пакет акций и подписал соглашение о продаже более 51% акций гендиректору и совладельцу S7 Владиславу Филеву. О подписанном соглашении Филев и Плешаков рассказали РБК.
По словам Плешакова, он готовил эту сделку в том числе для того, чтобы не допустить монополизации авиарынка, а пассажиры и сотрудники отрасли имели возможность выбора между авиакомпаниями. А также для того, чтобы не пострадали многолетние партнеры и кредиторы авиакомпании, которые, несомненно, понесли бы ущерб в случае банкротства компании. В свою очередь Филев сообщил, что у акционеров S7 есть план урегулирования отношений с кредиторами "Трансаэро", а новые акционеры всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании.
Вместе с тем, в среду стало известно, что Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству заявление Сбербанка о банкротстве авиакомпании "Трансаэро", поступившее в суд 19 октября, и назначил на 25 ноября слушания по рассмотрению обоснованности этого заявления. Хотя еще вчера вечером Арбитражный суд сообщил, что заявление Сбербанка не принято. Суд в среду также принял к производству заявление Альфа-Банка о банкротстве "Трансаэро" как заявление о вступлении в дело о банкротстве. Оно будет рассмотрено Арбитражным судом после заседания по проверке обоснованности требований Сбербанка. Суммы требований в материалах суда пока не указаны.
В среду комиссия Росавиации единогласно признала компанию "Трансаэро" не имеющей возможность обслуживать долг и финансировать текущую деятельность, заявил глава Росавиации Александр Нерадько. Росавиация своим приказом аннулировала свидетельство эксплуатанта авиакомпании Трансаэро с 26 октября, сообщил журналистам Нерадько.
"Деятельность авиакомпании "Трансаэро" не соответствует сертификационным требованиям федеральных авиационных правил… в части несоблюдения… а также нарушения прав потребителей", - добавил он.
Вместе с тем, вариант спасения "Трансаэро" поддержали в Минэкономразвития. У авиакомпании "Трансаэро" появился реальный шанс на выживание, "S7" берет на себя всю ответственность, сказал замглавы Минэкономразвития Евгений Елин в интервью ТАСС.
"У авиакомпании "Трансаэро" появился реальный шанс, который заключается в том, что один из лидеров рынка - авиакомпания "S7" решила взять на себя финансовую ответственность и перед кредиторами, и перед пассажирами, и перед регионами, и субъектами регионов", - сказал он. По словам замминистра, происходит то, что ожидал и на что рассчитывал МЭР: одна из самых эффективных компаний поглощает менее эффективную и происходит оздоровление рынка.
Государству необходимо предоставить S7, занимающейся спасением "Трансаэро", маршруты компании-перевозчика, считает Елин.
"Самая большая помощь государства авиакомпании "S7", спасающей "Трансаэро", должна заключаться в том, чтобы не мешать ей с точки зрения административных барьеров, не нарушать справедливость. Потому что вполне понятно, что основной бонус или интерес "S7" - маршрутная сеть "Трансаэро", - сказал он. Елин назвал маршрутную сеть "призом", за которым "идет" компания, и призвал государство не лишать ее подобного бонуса.
Сумму сделки ее участники не раскрыли, но, по словам Плешакова, цена пакета составила "существенно более одного рубля". Напомним, именно за такую символическую сумму еще 2 сентября на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова было решено передать 75% плюс одна акция "Трансаэро", чей совокупный долг составил, по некоторым данным, до 260 млрд рублей, "Аэрофлоту". По этому сценарию планировалось спасти компанию за счет оптимизации рейсов и персонала, объединив ее активы с самым крупным игроком российского авиарынка. Таким образом, владельцам пикирующей компании нужно было всего за месяц консолидировать активы, чего сделать не получилось. Председатель совета директоров "Трансаэро" Ольга Плешакова тогда публично объяснила, что собрать в одну корзину акции вовремя не удалось, поскольку часть их находится в залоге у банков-кредиторов, которые своевременно не дали согласия на отчуждение этих бумаг в пользу "Аэрофлота". На 30 сентября, согласно списку аффилированных лиц "Трансаэро", Александру Плешакову принадлежало 46,55% акций авиакомпании. К 29 сентября он консолидировал "чуть меньше" 60% акций. Хотя гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев 12 октября в интервью "Ъ" заявил, что на 28 сентября Плешакову "удалось собрать 44,7%" акций. "Александр Плешаков должен был договориться с другими акционерами, но не стал этого делать",- подчеркивал Савельев. Наиболее реальным сценарием дальнейшего развития событий участники авиарынка видели аннулирование сертификата эксплуатанта у "Трансаэро" и банкротство авиакомпании.
Кстати, впервые информация о том, что группа S7 может поучаствовать в судьбе "Трансаэро", появилась еще в начале сентября. Представители ВТБ предлагали передать "Трансаэро" в управление S7 на совещании в Минэкономразвития.
Согласно источникам "Ъ", сделку между Филевым и Плешаковым могут поддержать ряд банков-кредиторов "Трансаэро", которые выступали против банкротства авиакомпании. Источники "Эксперта" сообщают, что активную роль в переговорах по спасению "Трансаэро" сыграл бизнесмен Михаил Прохоров, чей банк МДК также кредитовал компанию. Есть предположение, что бизнесмен мог поучаствовать в урегулировании данной ситуации деньгами. Хотя президент Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун заявил "Эксперту", что это не так, а подоплека дела совсем иная. От подробных комментариев он отказался. Тем не менее, очевидно, что Прохоров оценил историю с "Трансаэро" как крайне тревожный симптом. События вокруг компании даже подвигли его на написание большой заметки в Фейсбуке и ЖЖ, куда он не писал со дня убийства Бориса Немцова.
"Меня особенно поражает скорость изменения идеологии экономических властей в части горизонта планирования: сначала отказались от 3-х летнего бюджета, сейчас принимаются "стратегические" решения разбегом от одного до шести месяцев, а что потом… там будет видно. Вот ровно так было в 90-е годы, где жили от зарплаты до зарплаты, - пишет Прохоров, - Не хочется верить, что у наших экономических властей стоит задача сжать и огосударствить экономику до размеров 90-х и даже до более ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания в отрасли, один брэнд на всех. К сожалению, ситуацию с "Трансаэро" трудно трактовать иначе".
"Удивительно, но инициатором банкротства выступает государство, - продолжает Прохоров, хотя именно оно в итоге несет основные потери (конечно, за пределами 6 месяцев!), выступает не как стратег, рачительный хозяин и старший партнер, а как слепая акула, подавая сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности "палить" свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов… И в заключение, хочу сказать о психологии и вере. В условиях экономических трудностей именно вера в то, что все можно исправить и наладить является самым мощным двигателем развития. Если не поддержать инициативу частных банков, то после еще двух-трех таких примеров, не надо будет удивляться усилению оттока капиталов и отъезду наиболее активных в другие страны", - резюмирует Прохоров.
Кстати, зампред ЦБ Михаил Сухов заявил во вторник РИА Новости, что "финансово-экономическая ситуация с "Трансаэро" - это не источник для предынфарктного состояния каких-либо банков. Понятно, что раз ситуация негативная, бывают негативные экономичные последствия, но они не критичны для каких-либо институтов".
Вопрос о спасении авиакомпании решится уже в самые ближайшие дни. Пока также не ясно, сохранит или она свое прежнее название. В СМИ уже были сообщения, что Трансаэро" ждет ребрендинг. Это не главное. Важно другое - рынок должен сохраняться, у тысяч авиапассажиров должна оставаться возможность выбора между конкурирующими компаниями.
Справка:
ЗАО "Группа компаний С7" на 100% принадлежит основателям авиакомпании "Сибирь" Владиславу и Наталье Филевым. Владеет 97% акций четвертой по пассажиропотоку в России авиакомпании "Сибирь" и 100% девятой - "Глобус" (обе выполняют полеты под брендом S7 Airlines). В 2014 году авиакомпании группы перевезли 10,06 млн пассажиров. Совокупная выручка компаний в 2014 году составила 86,1 млрд руб., чистая прибыль - 1,39 млрд руб....