О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Излет из Египта

Террористическая версия в деле о крушении Airbus А321 "Когалымавиа" на Синайском полуострове, похоже, стала доминирующей и в России

Террористическая версия в деле о крушении Airbus А321 "Когалымавиа" на Синайском полуострове, похоже, стала доминирующей и в России. Президент Владимир Путин, опираясь на рекомендации Национального антитеррористического комитета и возглавляющего его директора ФСБ Александра Бортникова, в пятницу согласился на ввод временного запрета на полеты российских пассажирских самолетов в Египет. Десятки тысяч туристов, находящихся в этой стране, авиаперевозчики и, возможно, МЧС будут только вывозить на родину, причем багаж будет доставляться отдельно от них. Происшедшее станет серьезным ударом по и так переживающему нелегкие времена туристическому бизнесу.

Террористическую версию подкрепят экспертизами

Внеочередное заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) было посвящено исключительно крупнейшей в истории современной России авиакатастрофе A321, в которой погибли 224 человека - члены экипажа и пассажиры, возвращавшиеся в Санкт-Петербург из Шарм-эш-Шейха. После обсуждения первых результатов проведенного расследования глава МЧС РФ Владимир Пучков, подчиненные которого работают сейчас на месте катастрофы вместе с египетскими спасателями, можно сказать, обозначил приоритетное направление расследования. "Были сделаны смывы и соскобы со всех фрагментов самолета, багажа и груза, на которых могли оставаться следы взрывчатки,- заявил министр.- Все эти пробы доставлены в Москву и сейчас исследуются". В свою очередь, директор ФСБ РФ Александр Бортников пообещал разработать и принять "дополнительные меры" для обеспечения безопасности российских гражданских полетов. "Пока же мы не определились с причинами происшедшего, считаю целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет",- подытожил глава ФСБ.

Чуть позже предложения господина Бортникова были изложены на заседании Совета безопасности России. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Владимир Путин согласился с мнением директора ФСБ, поручив правительству отработать механизмы реализации этих рекомендаций, обеспечить возвращение на родину туристов, остающихся в Египте, "а также наладить взаимодействие с египетской стороной для обеспечения безопасности воздушного сообщения". Наконец, ближе к вечеру пятницы стало известно, что предложения генерала Бортникова уже начали реализовываться. Росавиация получила распоряжение Минтранса о приостановке полетов в Египет "до особого распоряжения".

Отметим, что это решение, фактически подтверждающее изложенную в "Ъ" еще в минувший понедельник "террористическую" версию катастрофы, было принято не на пустом месте. О своей причастности к атаке на российский аэробус в интернете заявляли боевики так называемого синайского вилайята (провинции) запрещенного в России "Исламского государства" (ИГ). Как следует из анонимных заявлений синайских боевиков, называющих себя "божьими посланниками", именно они "отправили самолет на землю", приурочив акцию к годовщине своего присоединения к ИГ. Предполагаемым террористам сначала не поверили, справедливо полагая, что сбить летящий на высоте более 10 км лайнер боевики никак не могли. Однако, как полагает близкий к расследованию источник "Ъ", причиной так называемой взрывной разгерметизации фюзеляжа A321 могло стать срабатывание небольшой бомбы, заложенной преступником в багаж пассажиров или скрытую полость самолета.

"Взрывчатка могла сработать от временного таймера,- пояснил источник.- Если бомба располагалась в негерметичной, например хвостовой части самолета, к ней мог быть подключен датчик, замыкающий электроцепь при заданном падении давления на большой высоте". По данным собеседника "Ъ", квалификация синайских боевиков, считающихся спецслужбами одним из самых "агрессивных" и профессионально подготовленных отрядов ИГ, вполне позволяет смонтировать и грамотно заложить подобное устройство.

"Взрывную" версию анонимно подтвердили обследовавшие тела жертв катастрофы судебно-медицинские эксперты из Египта. По их данным, анализ повреждений, в частности разделение многих тел на фрагменты, свидетельствовал о том, что некоторые пассажиры рейса погибли еще в воздухе от минно-взрывных травм. Странные вспышки в момент катастрофы над Синаем, как выяснилось на днях, регистрировал и разведывательный спутник США - первая крупная, по уточненным данным, произошла на большой высоте в воздухе. Затем последовали еще две-три вспышки и еще одна у поверхности земли.

Наконец, о "значительной вероятности" подрыва А321 и своей "возрастающей обеспокоенности" по этому поводу заявили в канцелярии премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и администрации президента США. После этих заявлений многие европейские страны, в частности Великобритания, Германия, Франция, Ирландия, Нидерланды, приостановили полеты своих авиакомпаний в Шарм-эш-Шейх.

Напомним, в четверг вечером состоялся телефонный разговор между Дэвидом Кэмероном и президентом Владимиром Путиным. Эксперт авторитетного лондонского института Chatham House Омар Ашур уверен, что британский премьер поделился с Москвой если не всей, то существенной частью имеющейся у западных спецслужб информации о возможной причине катастрофы. "Скорее всего, бомба была либо в багаже, либо в одном из контейнеров с питанием для пассажиров, либо в одном из технических отсеков самолета",- предполагает эксперт. По его словам, Синайский полуостров давно является зоной острого конфликта между египетскими властями и террористами, сотрудничающими в том числе с группировкой "Исламское государство".

"Власти Египта принимают весьма жесткие меры по борьбе с радикальными исламистами. Но действия Каира совершенно неэффективны: они, наоборот, приводят к росту недовольства местного населения, что, в частности, облегчает набор боевиков, в том числе и для терактов",- говорит Омар Ашур. При этом эксперт критически характеризует позицию египетских властей, категорически отвергающих теракт в качестве причины гибели российского самолета. "Заботясь о своей туристической отрасли, они делают вид, что ничего не происходит. Но экономические интересы не должны стоять выше безопасности",- убежден собеседник "Ъ".

Последним фактором, косвенно подтверждающим террористическую версию катастрофы, стало сообщение французских СМИ о том, что звук, похожий на взрыв бомбы, якобы записал речевой самописец А321.

По словам источника "Ъ", после исследования в лабораторных условиях фрагментов разбившегося самолета и взятых образцов, о которых говорил глава МЧС Владимир Пучков, взрывное поражение лайнера можно будет установить с абсолютной точностью. Оставшиеся частицы взрывчатого вещества, по его словам, идентифицируются методом спектрального анализа, а характер разрушения обшивки самолета укажет специалистам на тип и мощность заложенной в него бомбы. "Первичные осколки, которыми могло быть снабжено СВУ при изготовлении или так называемые вторичные осколки, образующиеся при разрушении ударной волной металлоконструкций, летят со скоростью около 1,5-2 тыс. метров в секунду,- пояснил специалист.- Попадая в обшивку самолета, они оставляют отверстия с ровными, как будто высверленными сверлом краями. Повреждения листов обшивки, полученные в результате их падения на землю, происходящего со скоростью в десять раз меньше,- иные. Отверстия будут со смятыми и загнутыми краями. Таким образом после обследования подозрительных фрагментов в лаборатории взрывное поражение можно будет выявить однозначно и точно". Источник "Ъ" в СКР сообщил, что, если экспертизы дадут положительный результат, уголовное дело по факту крушения лайнера будет переквалифицировано на ст. 205 УК РФ (теракт).

Все на вывоз

Уже в пятницу вечером заседал оперативный штаб правительства по приостановлению авиасообщения с Египтом, его возглавил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, в Египте остается 45-70 тыс. россиян, их будут вывозить только с минимальной ручной кладью (будет специальная программа досмотра), без багажа, который отправят отдельными самолетами. По такой же схеме своих граждан вывозит и Британия. Это будет "плановое возвращение", а не эвакуация, добавил вице-премьер. Новых рейсов с туристами в Египет уже этой ночью не будет, "приезжать в аэропорты не нужно будет", пояснил господин Дворкович. Кроме того, он отметил, что вопрос издержек российских авиакомпаний и туркомпаний на вывоз пассажиров "будет обсуждаться". По данным "Ъ", на заседании штаба обсуждалась и возможность вывоза российских туристов самолетами МЧС, и господин Пучков затем подтверждал готовность обеспечить вывоз. Но в пятницу речь шла лишь об отправке в Египет пустых бортов авиакомпаний. "Аэрофлот" в пятницу направил пустой рейс в Каир.

Корреспондент "Ъ", находящийся в Египте на отдыхе, в пятницу уточнил, что официально российским туристам ни о чем не объявляли, самостоятельно к властям или местной администрации тоже пока никто не обращается, а информацию об ограничении полетов отдыхающие получают из новостей.

Временный запрет на полеты в Египет затронет сразу несколько крупных российских компаний, в том числе и те, которые специализируются на чартерных перевозках по курортным направлениям. Так, в Хургаду, Шарм-эш-Шейх и другие города летают "Аэрофлот", "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии" (входят в группу "Аэрофлот"), Red Wings, I Fly, "Когалымавиа", "Уральские авиалинии", "Роял Флайт", "Таймыр", "Ямал", "Катэкавиа", Nordwind. Судя по данным аэропортов, уже часть вечерних рейсов были задержаны (например, "Когалымавиа" и "Оренбургские авиалинии" в Шарм-эш-Шейх) или отменены (Red Wings в Хургаду). Авиакомпании начали подтверждать отмену своих рейсов лишь поздно вечером. В Росавиации в пятницу не комментировали ситуацию (Аркадий Дворкович потребовал от всех согласовывать официальные заявления со штабом). Пока неясно и то, на какой период может быть прекращено сообщение.

По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), свыше 100 тыс. российских граждан оплатили туры в Египет и должны были улететь до 20 декабря. В пиковые годы пассажиропоток из России в Египет достигал 2 млн человек в год, но в последние годы он стал падать, говорит глава Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что убытки для авиакомпаний могут составить сотни миллионов долларов, что с учетом низкой или нулевой рентабельности бизнеса и отсутствия финансовых резервов может привести к крайне негативным последствиям. По словам господина Рыбака, отрасль в последнее время терпит только потери и не получает никаких плюсов: так, закрытие украинского направления привело к потере 800 тыс. пассажиров, кризис в "Трансаэро" потребовал от "Аэрофлота" без компенсации перевезти 2 млн человек, а потеря Египта еще сильнее усугубит ситуацию.

Египет - одно из самых популярных туристических направлений, по данным Ростуризма, в первом полугодии страну посетили 1,05 млн туристов из России - это примерно 19% тех, кто отправился в отпуск за границу. "Ноябрь для Египта - это пик сезона, даже временное ограничение полетов будет сильным ударом для туротрасли",- пояснила представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, реальных альтернатив Египту зимой нет: туры в остальные теплые страны намного дороже. В Ростуризме порядок выплаты компенсаций за несостоявшиеся туры пока не разработали. Туроператоры должны возвращать все средства после официального распоряжения о непосещении Египта. Но, как ранее заявила Ирина Тюрина, для многих туроператоров выполнить это будет невозможно, что фактически будет означать банкротство. Ряд участников рынка пытаются переориентировать туристов на другие направления: так, в "Библио Глобусе" заявили, что предложат отправиться на Кипр с максимальным сохранением параметров оплаченных путевок.

Последствием ограничения полетов в Египет станет дальнейшее снижение турпотока: по расчетам Ростуризма, за первое полугодие за границу выехали на 33,8% путешественников меньше, а туроператоры на фоне девальвации рубля за последний год потеряли более 50% клиентов. Египет тоже ждут потери: по расчетам Всемирной туристской организации, в 2014 году вклад отрасли в экономику страны составил $36,7 млрд (12,8%). В 2014 году 2,6 млн россиян составили 27% от общего числа иностранных туристов в Египте....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка