Коммерсантъ
19 ноября 2015, 09:13
Детонатор трагедии был прост
Вчера боевики запрещенного в России "Исламского государства", ранее бравшие на себя ответственность за катастрофу самолета А321 компании "Когалымавиа", в результате которой погибли 224 человека, опубликовали фотографию бомбы
Фотография взрывного устройства была опубликована на одном из сайтов джихадистов. С территории РФ выходы на интернет-ресурсы ИГ запрещены, но фотография была сначала растиражирована пользователями соцсетей, а затем опубликована и ведущими мировыми СМИ. Судя по снимку, взрывчатка была заложена в алюминиевой банке из-под Schweppes емкостью 0,33 л. Рядом с ней были изображены электродетонатор и некое устройство для приведения взрывчатки в действие. По сообщениям агентства Reuters, в материале на исходном сайте сказано, что террористы изначально хотели взорвать самолет одной из западных стран, но изменили свои планы после начала российской военной операции в Сирии. Представители ИГ утверждают, что им удалось "найти уязвимые места в системе безопасности аэропорта в египетском Шарм-эш-Шейхе" и "пронести бомбу на борт" российского самолета.
По данным "Ъ", сотрудники ФСБ, ранее установившие, что на борту самолета А321 сработало самодельное взрывное устройство, уже изучают публикацию ИГ, которая может стать важным вещдоком для расследования. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, в Кремле также видели эту фотографию, перепечатанную в СМИ. При этом господин Песков заверил журналистов, что спецслужбы сделают все возможное для установления и поимки "ответственных за этот теракт".
Опытный эксперт-взрывотехник рассказал "Ъ", что на фотографии изображены все необходимые для сборки бомбы компоненты. В банку объемом 0,33 л входит 250-300 г взрывчатки в зависимости от ее типа. Если это был тротил, который доступнее других взрывчаток, поскольку им обычно снаряжают артиллерийские снаряды, мины и авиационные бомбы, именно такой была и мощность находившегося в самолете СВУ. Пластит, который также мог находиться в банке,- в 1,5 раза мощнее.
Судя по фотографии, для приведения в действие взрывчатки использовался стандартный электродетонатор советского образца, а также столь же обычный китайский электровыключатель, применяемый в бытовых приборах. Однако к выключателю с помощью изоленты был прикреплен небольшой коробок. Как сообщил собеседник "Ъ", в нем, очевидно, находились (на фото это не видно) литиевые батарейки, а также микросхема-таймер, играющая роль электронного замедлителя. Время подрыва в таких устройствах выставляется подбором микросхемы соответствующей типовой характеристики: на полчаса, час, два, сутки и т. п. Отсчет времени начинается при нажатии и отпускании кнопки на выключателе. Отметим, что все электронные компоненты находятся в абсолютной доступности для всех. Например, микросхемы-таймеры, размером с десятикопеечную монету, продаются в магазинах радиодеталей, так же как и выключатели.
Очевидно, что даже в разобранном виде бомбу подобной конструкции никто из пассажиров пронести на борт не мог,- во всяком случае, банка и детонатор были бы обнаружены как рамкой металлоискателя, так и при сканировании ручной клади. Спецслужбы предполагают, что у террористов был сообщник из числа работников аэропорта, имеющих доступ к самолетам в перерыве между рейсами, например техник или уборщик. Кто-то из них, очевидно, и занес бомбу в А321.
По предварительным выводам экспертов, взрывное устройство сработало не в багажном отсеке, а в герметичном пассажирском салоне. Эпицентр, по всей видимости, находился под одним из кресел в последнем ряду по правому борту лайнера. Именно там, как сообщил собеседник "Ъ", образовалась пробоина в обшивке размером около 80 см на 1 м, вызванная бризантным действием взрывчатки. Она привела к взрывной разгерметизации салона и разрушению воздушного судна. По правой стороне фюзеляжа, под обшивкой, проходят и кабели, ведущие к расположенному в хвосте самолета параметрическому самописцу.
Взрыв бомбы оборвал их, мгновенно остановив, таким образом, передачу данных от информационных датчиков к самописцу. Этим и объясняется тот факт, что "черный ящик" не зафиксировал обстоятельства катастрофы.
Отметим, что взрывные устройства в виде алюминиевых банок из-под напитков, наполненные взрывчаткой, активно применялись боевиками во время конфликтов на Северном Кавказе в качестве гранат и мин-ловушек. При этом источники "Ъ" обратили внимание на то, что механизм приведения бомбы в действие, опубликованной на фотографии ИГ, идентичен тем, что террористы использовали при подрывах жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве 8 и 13 сентября 1999 года. Их жертвами, напомним, стали 230 человек. Исполнителями терактов оказались выходцы с Северного Кавказа, а готовили их Хаттаб и его правая рука Абу аль-Валид, уничтоженные впоследствии в ходе спецопераций. В то время, правда, были не так распространены микросхемы-таймеры, поэтому вместо них террористы использовали электронные часы Casio и батарейки типа "крона".
Несмотря на то что директор ФСБ Александр Бортников, опираясь на выводы экспертов этой службы, еще 16 ноября сообщил, что А321 был взорван террористами, а президент Владимир Путин поручил спецслужбам установить виновных и покарать их в любой точке мира, Следственный комитет на момент сдачи номера в печать не возбудил уголовное дело по соответствующей ст. 205 УК РФ.
А именно этого ждут родственники жертв авиакатастрофы. Как сообщил "Ъ" адвокат Игорь Трунов, к нему за консультациями обратились родные членов экипажа разбившегося самолета. В случае если их признают потерпевшими от действий террористов, они могут обратиться с исками в суд к администрации аэропорта Шарм-эль-Шейха, которая не приняла надлежащих мер безопасности.
Официально в СКР ситуацию не комментируют, а неофициально объяснили это тем, что в распоряжении следствия нет заключений экспертов и других объективных данных о том, что на борту лайнера произошел криминальный взрыв. Впрочем, ситуация может измениться уже сегодня....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Камчатские авиакомпании дополнительно проверят после происшествия с Ан-2
Декабрь 23, 2024
Камчатская транспортная прокуратура контролирует ход расследования уголовного дела по факту авиационного инцидента с воздушным судном
Декабрь 23, 2024
Причиной аварийной посадки Ан-2 на Камчатке могло стать обледенение
Декабрь 23, 2024
Информационное сообщение о начале работы нового пассажирского терминала