О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушная тревога в Евросоюзе

Не успели российские авиаторы пережить ужесточение шумовых ограничений, как европейцы подготовили им новый сюрприз. Еврокомиссия предложила существенно повысить уровень страхования самолетов, пассажиров и грузов, а также ввести обязательное страхование ущерба третьим лицам на земле. Нововведения касаются в основном самолетов третьих стран, летающих в Европу. Пока неясно, одобрят ли входящие в Союз страны такие предложения. Но если это произойдет, российским авиакомпаниям придется туго. Пострадают и пассажиры, которым придется оплачивать расходы компаний на страховки.

Еврокомиссия собирается повысить практически все виды страховых тарифов, которыми пользуются авиакомпании, и не допускать в аэропорты Европы перевозчиков из третьих стран, не выполнивших новые требования. По данным агентства "БиСер", величину страховки каждого пассажира согласно "минимальным требованиям" предлагается увеличить в 2,5 раза, стоимость страховки воздушных судов - в 3 раза. Дополнительная страховка ущерба третьим лицам на земле в случае терактов будет исчисляться из расчета 12 тыс. евро на тонну грузоподъемности самолета.

Специалистов удивляет, что Еврокомиссия решила заняться всеми видами страхования сразу. "Вообще-то их должен интересовать только ущерб третьим лицам на земле, а не суммы, на которые застрахованы пассажиры и сам самолет, - считает Елена Сахнова, аналитик по авиации компании UFG. - Но в любом случае повышение уровня страхования скажется на наших компаниях очень негативно". Тем более что в прошлом году после событий 11 сентября тарифы по всем видам авиационного страхования уже выросли в 2-3 раза.

Еще большего увеличения расходов российские авиакомпании могут и не вынести. "У меня складывается такое впечатление, что надо кончать летать вообще", - говорит Олег Ленгаров, генеральный директор "Континентальных авиалиний". Рост цен на страховки сказывается даже на крупных компаниях. Например, расходы на страхование "Аэрофлота" до 11 сентября составляли $5-7 млн в год. После этого они выросли до $10-20 млн в год. "Рейсы в Европу составляют около 50% полетов "Аэрофлота". Если Евросоюз введет новые требования, расходы авиакомпании увеличатся до $20-30 млн. То есть прибыль "Аэрофлота", которая в 2003 году ожидается пока на уровне $38 млн, может упасть примерно на $10 млн", - объясняет Сахнова.

Правда, в авиакомпании с этим не соглашаются. По словам Николая Литвиненко, менеджера по управлению рисками "Аэрофлота", национальный перевозчик не пострадает, поскольку его действующие страховые лимиты соответствуют новым требованиям Евросоюза. "Но остальным российским компаниям придется сильно увеличить расходы на страхование", - добавляет Литвиненко. По мнению Ленгарова, в конечном итоге за все заплатит пассажир: суммы страховок будут раскладываться на авиабилеты. Благодаря этому может усилиться и конкуренция между перевозчиками.

Страховщики придерживаются другого мнения. По словам Александра Нестерова, генерального директора страхового общества "АФЕС", увеличение страховых сумм повлияет на авиакомпании незначительно, поскольку оно не является прямо пропорциональным увеличению страховых сумм. "На пассажирах это и вовсе не отразится, потому что доля страховки в цене авиабилета составляет менее 1%, и увеличение цены на несколько центов незаметно", - говорит он.

Литвиненко считает, что выходом из положения может стать создание пула российских страховщиков, который сможет перестраховывать крупные авиационные риски внутри страны. "Западные перестраховщики сильно подвели нас в прошлом году, когда повысили тарифы, - объясняет он. - А создание пула может существенно увеличить емкость внутреннего рынка за счет собственного удержания и создать солидные резервы на будущее".

Эту идею "Аэрофлот" уже обсуждал с Всероссийским союзом страховщиков и теперь собирается выходить на правительство с просьбой о поддержке и, возможно, о создании на первом этапе Федеральной перестраховочной компании. Представитель одной из страховых компаний сказал "Финансовым Известиям", что инициатива "Аэрофлота" скорее всего будет поддержана. Тем более что тенденция к снижению объемов зарубежного перестрахования на российском страховом рынке уже наметилась....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка