О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Руслан" против "Гэлэкси"

:к военно-транспортному самолету, способному перевозить на значительные расстояния грузы в 75 - 100 тонн. Речь шла о новом стратегическом военно-транспортном самолете, который смог бы перевозить по воздуху тяжелую технику пехотной дивизии армии США за минимальное число рейсов.

Контракт на полномасштабную разработку нового самолета С-5А "Гэлэкси" фирма "Локхид" получила в октябре 1965 года. Серийное производство началось с 1969 года. Самолет С-5А "Гэлэкси" стал основным средством для быстрой переброски тяжелого вооружения и живой силы на заокеанские театры военных действий. При максимальной полезной нагрузке в 77 тонн самолет мог совершать полет дальностью 5 740 километров.

В то время "Гэлэкси" был самым большим самолетом мира, его взлетная масса составляла 323 тонны. Однако, по мнению специалистов США, С-5А обладал "слабой конструкцией". Поэтому последовало создание новой модификации "Гэлэкси" - С-5В, который демонстрировался в 1986 году на Абботсфордском авиационном салоне в Ванкувере (Канада). Однако к этому времени С-5В уже перестал считаться самым гигантским самолетом мира.

Это "высокое" звание перешло к советскому транспортному самолету АН-124 "Руслан". Его демонстрация на международных выставках в Париже в 1985 и 1986 годах убедила весь мир, что советские авиационные ученые и конструкторы вновь вышли вперед в деле создания сверхтяжелых самолетов.

В нормальном серийном варианте АН-124 имеет взлетную массу 405 тонн, а максимальную полезную нагрузку - 150 тонн. Его крейсерская скорость достигает 800-850 километров в час. Самолет имеет максимальную дальность полета 16 500 километров, а при максимальной коммерческой нагрузке - 4 500 километров. В 1985 году АН-124 поднял на высоту 11 километров груз в 171 тонну, легко обойдя американский "грузовик" С-5А "Гэлэкси".

Силовая установка АН-124 состоит из четырех маршевых двигателей Д-18Т и двух вспомогательных ТА-12. Схема высокоплана позволила удалить их от земли и тем самым предохранить от засасывания в воздухозаборники посторонних предметов.

Установленные на "Руслане" турбовентиляторные двухконтурные двигатели Д-18Т можно было смело отнести к числу лучших в мире. Маршевые двигательные установки АН-124 оборудованы системой раздельного запуска, а при необходимости предусмотрен их одновременный пуск. Каждый двигатель имеет электронную систему бортового автоматического управления. Используя ее, экипаж может даже в очень сложных метеоусловиях заходить на посадку в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

"При разработке АН-124, - отмечает генеральный конструктор ОКБ им. Антонова П. В. Балабуев, - чтобы обеспечить самолету высокие скорости до 880 км/час впервые в практике ОКБ было использовано относительно толстое стреловидное крыло с умеренно сверхкритическим профилем. Его верхняя "дужка" более плоская, чем нижняя. Найдены и тщательно отработаны формы хвостовой части фюзеляжа, зализы крыла, обтекатели шасси и многое другое, обеспечивающее аэродинамическое совершенство самолета. А это благоприятно сказалось на его общей эффективности, так как способствовало увеличению грузоподъемности и дальности полета".

Конструкция "Руслана" позволяет быстро и удобно производить погрузку и выгрузку самых различных объектов, в том числе длинномерных ферм и мостовых конструкций, речных судов небольшого водоизмещения, бурового оборудования. Грузовая кабина АН-124 имеет высоту 4,4 метра, ширина по полу достигает 6,4 метра, а длина - 36,5 метра. Погрузка и выгрузка самоходной тележки осуществляется своим ходом: автомобиль или бульдозер въезжает через передний люк-рампу, а выезжает через задний люк. Для несамоходных грузов используют имеющиеся на борту самолета мостовой кран мощностью до 10 тонн, две лебедки с тягой по 3 тонн.

Для облегчения заезда и выезда машин самолет снабжен системой регулирования высоты пола грузовой кабины. При использовании этой системы самолет как бы "приседает". На выставках в Париже (1985 года) и Канаде (1986 года) эти движения самолета назвали "танцем слона".

Американский конструктор Роберт Ормсби - создатель самолета С-5А "Гэлэкси", осмотрев "Руслан", сказал, что фирме "Локхид" не удалось довести подобную систему до эксплуатационного уровня.

Впервые в практике ОКБ им. Антонова на самолете была применена бортовая автоматизированная система контроля (БАСК). Она дает информацию о состоянии систем и механизмов самолета и предупреждает пилота в случае нарушения им технологии подготовки к старту или посадке. Если, например, экипаж не проверил тормоза, то на электронном табло загорается требование: "Проверь тормоза!". БАСК вмешивается и тогда, когда летчик при существующей неисправности пытается взлететь. Тогда на табло загорается сообщение: "Взлет запрещен!".

А 6-7 мая 1987 года на самолете АН-124 "Руслан" был побит державшийся четверть века мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту, установленный на реактивном бомбардировщике В-52Н....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка