О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" объединит страховщиков

"Аэрофлот" снова поднял проблему страхования авиаперевозчиков. Компания совместно с Всероссийским союзом страховщиков собирается создать пул из крупных российских страховых компаний, а также систему перестрахования на территории России.

"Авиационный" сегмент страхового рынка связан с очень крупными рисками, и капитализации отечественных страховщиков не хватает, чтобы гарантировать возмещение потерь в случае катастроф, которые происходят все чаще - за последний год общее число авиационных происшествий в России увеличилось в 1,6.

Российские страховые компании принимают участие в страховании "авиарисков", но большую часть обязательств берут на себя зарубежные страховщики. А у тех цены значительно выше. Даже если авиакомпанию страхует российская СК, ее собственные риски в абсолютном большинстве случаев перестрахованы на Западе. У того же "Аэрофлота" таких рисков более 90%.

Неудивительно, что авиакомпания время от времени поднимает проблему снижения стоимости страховок, которые сильно подорожали после сентябрьских терактов в США. Сначала "Аэрофлоту" удалось добиться от правительства госгарантий на $1 млрд, но срок их истек полгода назад. Кроме того, проблема перестанет стоять так остро, если правительство поддержит стремление авиакомпании вступить в проект Международной организации гражданской авиации по созданию страхового общества, где платежи будут ниже.

Другая возможность решить проблему - договориться с самими страховщиками. Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов обсудил с президентом ВСС Александром Ковалем программу перевода страхования крупных рисков на российский рынок с целью увеличения его емкости и снижения зависимости от западных СК. Ни одна российская страховая компания не может взять сейчас на себя риски авиаперевозчика.

По мнению руководителей "Аэрофлота" и ВСС, их объединение вполне может справиться с этой трудной задачей - в следующем году они общими усилиями надеются организовать пул из крупнейших российских страховщиков

"Идея не нова. У нас российские суда уже страхуют 12 российских СК, без участия иностранцев. И справляются", - говорит директор департамента "Аэрофлота" по страхованию Дмитрий Джафаров. Сколько компаний и какие именно предположительно будут страховать остальные риски "Аэрофлота", не сообщается. Авиакомпания положится, в основном, на вкус ВСС, которая представит список. Со своей стороны, в ВСС говорят, что список участников пула - исключительно дело "Аэрофлота".

"Эта программа поможет увеличить долю собственного удержания российских страховых компаний, что немаловажно в преддверии либерализации российского страхового рынка перед вступлением России в ВТО", - считает глава ассоциации страховщиков Коваль. Взамен "Аэрофлот" надеется на снижение стоимости страховок. По неподтвержденным данным, сейчас они ему обходятся в $10 млн в год. В авиакомпании предпочитают оперировать относительными цифрами: "Если сейчас мы платим 100 единиц, то через пять лет надеемся платить 90. Если наши СК станут более независимы от западных, они смогут накопить страховые резервы, а значит, и снизить ставки".

Вторая обсуждавшаяся инициатива - создание системы перестрахования на территории России при поддержке Федеральной перестраховочной компании или того же пула, только перестраховочного. Что касается первого варианта, то пункт об образовании нового страхового органа присутствовал в принятой на днях "Концепции развития страхового рынка", но правительство посчитало его лишним и вычеркнуло.

Перестраховочный пул считают наиболее приемлемой формой в ВСС. По мнению Коваля, "любое частное предприятие или их объединение лучше и эффективней бюрократического органа". В "Аэрофлоте" полагают, что перестраховочная система, скорее всего, будет компромиссной: "Существуют ведь разные формы участия государства: оно может быть просто индикатором или наблюдателем, а может принимать на себя часть рисков".

Оценивать перспективы совместных проектов авиакомпании и ВСС пока трудно. Президент ВСС утверждает, что емкость российского рынка уже не мала - по данным на июль она составила 40 млрд руб. - а новая программа, несомненно, будет способствовать ее увеличению. То, что часть рисков все равно придется перестраховывать за рубежом, его не смущает: "даже среди западных компаний найдется немного, кто в этом не нуждается".

В принципе непосредственные страховщики с ним согласны. "Идея имеет право на существование, потому что на сегодняшний момент действительно ни одна СК не может обеспечить страхование крупных рисков авиакомпаний. Объединение - шаг к развитию цивилизованного страхового рынка", - считает Александр Нестеров, гендиректор компании АФЕС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка