О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Боинг" ждет летной погоды

Конец 90-х годов стал звездным пиком для транспортной авиации - развитие высокотехнологических секторов сопровождалось ростом авиатранспортных перевозок. В 1999 году они выросли на 6,2%, а в 2000-м - на 7,1%. Когда пузырь лопнул, это нанесло жестокий удар по транспортной авиации. Сокращение поставок компьютерного и телекоммуникационного оборудования привело к сжиманию этого сектора рынка на 9,7%.

События 11 сентября 2001 года лишь усугубили наступивший кризис. Исключение из общемировой тенденции составили внутренние, относительно изолированные рынки. В континентальном Китае авиагрузооборот в 2001 году вырос на 17%.

Несмотря на неприятные реалии сегодняшнего рынка, аналитики "Боинга" с оптимизмом смотрят в будущее. По их мнению, в течение следующих двух десятилетий авиагрузооборот будет расти на 6,4% в год. Главным генератором прогресса станет азиатский регион, где внутренние перевозки будут расти на 8,4% ежегодно. Абсолютным лидером роста будет Китай, здесь грузооборот станет увеличиваться на 10,3% в год.

К 2021 году в мире будет насчитываться 3100 транспортных авиалайнеров. Большая часть прироста будет обеспечиваться за счет поставок широкофюзеляжных бортов - крупных и средних самолетов. Доля их, таким образом, вырастет с нынешних 39% до 60%. Смена авиапарка будет происходить под давлением роста дальних перевозок, большая часть которых выполняется широкофюзеляжными лайнерами.

В этом секторе наиболее активны компании, оказывающие комплексные лизинговые услуги. С перспективами этого сектора связаны особые надежды аналитиков "Боинга". Так называемые "ACMI-компании" представляют клиенту не только самолет, но и команду, наземное обслуживание, а также страховку (аббревиатура соответствует первым буквам названий: aircraft, crew, maintenance, insurance). В результате авиакомпании-грузоперевозчики получают возможность "попробовать" рынок, используя так называемую "гибкую" аренду. Спрос на услуги, предоставляемые этими компаниями, также возрастает, если рынок имеет сезонный характер, либо у него неопределенные перспективы. В последнее десятилетие сектор "ACMI-компаний" рос на 20% в год. В 2001 году ими было перевезено более 8% всех грузов.

Самый динамичный сектор мирового авиарынка составляют экспресс-перевозки. В 90-х годах они росли в среднем на 20,9% в год. Сейчас на него приходится 60,5% внутреннего грузового авиарынка в США. Международные экспресс-перевозки росли более медленными темпами, и в 2001 году этот сектор составил всего 11,8%. Большая часть роста внутреннего грузооборота связывается с ростом "онлайновых" продаж (при покупке товаров в сети значительная их часть доставляется американскому клиенту экспресс-почтой).

Несмотря на положительный вклад информационного взрыва, он принес авиаторам и негативные новости. Рост электронного документооборота сократил количество пересылаемых фирмами документов. Тем не менее, считают аналитики "Боинга", в ближайшем будущем "виртуальные" документы не смогут окончательно вытеснить реальные. Особенно это относится к международной корреспонденции. В целом доля международных перевозок составит к 2021 году 84% всего авиационного грузооборота. Доля США, по их прогнозам, сократится с нынешних 29,7% до 26,1%.

Азиатский рынок, по мнению "Боинга", будет развиваться особенно быстрыми темпами - более 10% в год. В целом доля этого рынка увеличится с нынешних 45% до 55%. Однако доля Китая по-прежнему останется невысокой, прежде всего из-за его нынешнего положения.

Доля рынка стран бывшего СССР в мировом обороте оценивается "Боингом" в 2-3%. После распада Советского Союза авиаперевозки грузов здесь сократились на 72%. Тем не менее в течение 90-х годов (до кризиса 1998 года) грузооборот извне вырос более чем в 4 раза. Внутренние перевозки, по оценкам аналитиков, стали расти с 1997 года примерно на 12% в год. Поставки извне восстановились лишь в 2001 году. Географические особенности России станут важным фактором роста внутренних перевозок в стране. Тем не менее этот рынок не представляет особого интереса для аналитиков авиакорпорации, прежде всего из-за монопольного положения здесь российской транспортной авиации, составленной в основном из бывшего военного парка.

Надежды на восстановление прежней динамики роста грузовых авиаперевозок базируются на оптимистических прогнозах развития мировой экономики. В 2003 и 2004 годах этот рост составит уже около 3%. В дальнейшем, полагают аналитики "Боинга", темпы роста будут составлять 2,9% в год. Рост внешнеторгового оборота будет расти в два раза быстрее. В соответствии с этим будет развиваться рынок грузовых авиаперевозок. Основой для таких предположений "Боинга" являются исторические данные. Начиная с 1970 года темпы роста мирового ВВП составляли чуть более 7% в год. Грузовые авиаперевозки росли в 2,4 раза быстрее. Эта же тенденция, по мнению аналитиков, сохранится и в будущем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка