О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Террористы играют на руку российским грузовым авиаперевозчикам

Российские грузовые авиаперевозки развиваются в особой зависимости от мировой конъюнктуры. События 11 сентября не только не помешали перевезти в 2001 году по воздуху около 612 тыс. т. груза, что на 13,6% больше по сравнению с объемом грузоперевозок в 2000 году, равным 539 тыс. т. Но грузооборот увеличился на 5% - до 2,6 млн тонно-километров, объем рынка (в доходах на тонно-километр) увеличился на 5%. При этом надо учесть, что 2000 год был не просто первым годом реального роста объема рынка грузовых авиаперевозок, но и рекордным по темпам - 10% по отношению к 1999 году. В 2002 году, по прогнозу аналитиков, рост объема рынка должен составить 8%. И авиаторы, и аналитики отмечают, что рост авиаперевозок обусловлен не только ростом ВВП, но и увеличением числа "горячих точек".

Маленькие умрут

Российские грузовые авиаперевозки до 2006 года ждет среднегодовой рост на 8,3% (внутренние - на 10,1%, международные - на 7,1%). Такой прогноз дает Объединенная финансовая группа (UFG). Свои ожидания аналитики объясняют общим оживлением экономики и связанным с ним ростом торгового оборота, а также специфическим положением, которое занимают авиаперевозки в общей структуре грузоперевозок.

"Наш анализ тенденций изменения ВВП и объемов грузовых авиаперевозок показывает наличие более тесной взаимосвязи по сравнению с взаимодействием между ВВП и объемом пассажирских перевозок", - говорится в отчете UFG. По расчетам аналитиков, рост ВВП на 1% дает 1,7-2,6% роста грузооборота, что в соответствии с прогнозируемым ростом ВВП на 3,5-4% в последующие 3 года и дает искомые 8,3%.

Рост международных перевозок "портит" сокращение челночной торговли, особенно с Китаем и Турцией. Однако предполагаемое вступление в ВТО должно, по мнению аналитиков, существенно увеличить торговый оборот, а следовательно, и грузоперевозки.

"В основе прогнозируемого роста грузовых авиаперевозок лежит экономика, - говорит аналитик UFG Елена Сахнова. - Другое дело, что в структуре грузоперевозок авиация занимает обособленное положение - авиакомпании больше занимаются перевозкой уникальных грузов". Такие грузы, как правило, обладают высокой стоимостью, что делает грузовые авиаперевозки высокодоходными: так, занимая лишь 2% объема всего рынка грузоперевозок, авиаперевозки имеют 40% рынка по стоимости перевозимых товаров.

У воздухоалвателей нет конкуренции с другими видами транспорта, авиакомпаниям остается конкурировать между собой. Такая конкуренция, по мнению аналитиков, должна привести к консолидации в отрасли. На сегодняшний день в России существует 100 грузовых компаний, при этом 21 из них являются исключительно грузовыми, а остальные совмещают грузовые перевозки с пассажирскими. Конкуренция идет прежде всего с последними: предыдущие несколько лет 60% грузов перевозились на пассажирских самолетах. При этом большинство компаний - мелкие региональные операторы, с маленьким парком самолетов и недостаточными финансовыми ресурсами. Судя по всему, банкротство таких компаний и переход их бизнеса и маршрутов в руки крупнейших авиаперевозчиков неизбежно: уже сегодня четыре компании - "Аэрофлот", "Волга-Днепр", "Атлант-Союз" и "Ист Лайн" - обеспечивают порядка 60% внутренних и более 75% международных авиаперевозок.

Кому война мать

Авиаперевозчики согласны с тем, что динамика рынка сохранится. Большинство авиакомпаний отмечают значительный рост перевозок грузов и надеются сохранить набранный темп.

Так, процент коммерческой загрузки у "Аэрофлота" по сравнению с прошлогодним показателем в июне увеличился на 4,4% и составил 56,1%, а за первое полугодие он вырос на 1,7% и составил 54,3%. Почты и грузов перевезено в июне 8,7 тыс. т., а за 6 месяцев - 47,4 тыс. т.

У "КрасЭйр" за 8 месяцев грузооборот составил 297,64 млн тонно-километров (рост составил 19% к тому же периоду за прошлый год), а в августе - 61,421 млн тонно-километров (рост на 4%).

"Сибирь" за 8 месяцев этого года увеличила грузооборот в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года, что составило 506,6 млн тонно-километров (в 2001 году - 347,1 млн тонно-километров).

"Ист Лайн" увеличила объем грузоперевозок за 8 месяцев в 2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года и перевезла груза и почты около 20 тыс. т. "Волга-Днепр" за первое полугодие перевезла 24 тыс. т. груза (в 2 с лишним раза больше по сравнению с тем же периодом 2001 года), увеличив грузооборот почти в 3,5 раза - до 244 тыс. тонно-километров. На рост международных перевозок для российских авиаперевозчиков влияет не только рост экономики, но и войны: российские авиакомпании с удовольствием перевозят грузы в "горячие точки" по международным соглашениям. Так, компания "Волга-Днепр", став первым с начала антитеррористической операции перевозчиком гуманитарных грузов в Афганистан, за первое полугодие перевезла туда почти 15 тыс. т. грузов, совершив 206 рейсов по заказам 15 правительств. В результате объем продаж компании на рынке услуг Ан-124-100, доставлявших и афганские грузы, составил $80,6 млн - почти в 2 раза больше, чем в первом полугодии 2001 года.

Общий объем мирового рынка услуг Ан-124-100 за первые 6 месяцев этого года вырос на $66,6 млн по сравнению с первым полугодием 2001 года и составил $157,4 млн. А к концу 2003 года коммерческий директор авиакомпании "Волга-Днепр" Валерий Габриэль прогнозирует рост на 5% в сегменте перевозок уникальных негабаритных грузов. По словам представителя управляющей компании "Волга-Днепр-Москва" Александра Степаненко, увеличение грузооборота российских авиаперевозчиков крупногабаритных грузов произошло во многом за счет перевозок в "горячие точки". Учитывая современную ситуацию, можно не сомневаться в том, что наши авиаторы будут обеспечены подобными заказами еще долго. "Для российских перевозчиков уникальных крупногабаритных грузов ситуация достаточно благоприятная", - говорит Степаненко.

Прогноз грузовых авиаперевозок

Изменение ВВП, %Изменение грузооборота, %
Границы доверительного интервала1,7% (мин.)2,6% (макс.)
2002П4,0%6,8%10,4%
2003П3,5%6,0%9,1%
2004П4,0%6,8%10,4%
Средний совокупный рост, %11,9%26,9%
Средний годовой рост, %3,8%8,3%


Источник: ОФГ...
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка