О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мир замахнулся на гиперзвук

Под Петербургом, в Рощине, состоялся пятидневный международный симпозиум, непосредственно связанный с одной из самых волнующих проблем современной науки и техники - освоением гиперзвуковых скоростей. Он был организован холдинговой компанией "Ленинец" при участии ряда научных организаций США (EOARD, AFOSR, USAFRL). На симпозиуме прочитано 26 докладов. Их тезисы с фотографиями, графиками и формулами вошли в сборник, по объему превышающий 200 страниц. Об итогах этой встречи ученых наш обозреватель Игорь Лисочкин беседует сегодня с генеральным директором Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем, входящего в ХК "Ленинец", Александром Курановым.

- Десять лет назад наша газета впервые рассказала о проблеме гиперзвуковых полетов и о концепции "Аякс". Это стало величайшей сенсацией. Читатель узнал о том, что на "Ленинце" уже около десяти лет в обстановке строжайшей секретности ведутся работы по созданию совершенно новых летательных аппаратов, которые в будущем будут за два - два с половиной часа доставлять грузы или пассажиров в любую точку земного шара. И уж никак нельзя было предвидеть, что подобные работы могут обсуждаться учеными на международных встречах...

- В последние годы международное сотрудничество стало развиваться и в этой области. В частности, с американцами мы работаем с 1996 года. Было немало встреч, переговоров, обменов делегациями. Существуют между нами и определенные договорные отношения. Мы поддерживаем также связи с учеными Франции, Китая, да и других стран. Как вы, наверное, помните, нынешний симпозиум в Петербурге - не первое мероприятие такого рода. Предыдущее - международная конференция - состоялось у нас ровно год назад. Возможно, что гиперзвук оказался "твердым орешком", и это определяет необходимость объединения усилий специалистов разных стран.

- Кто был нынче в Рощине?

- Начну с гостей. На симпозиуме "Термохимические и плазменные процессы в аэродинамике" выступали представители физической лаборатории Университета Джона Хопкинса, управления по научным исследованиям, Европейского центра аэрокосмических исследований и развития, Корпорации универсальных технологий, исследовательской лаборатории ВВС (все - США). Российская сторона была представлена нашим предприятием и другими структурными подразделениями холдинга "Ленинец", учеными, исследователями и инженерами Петербургского и Московского университетов, Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, Физико-технического института имени Иоффе, Института высоких температур, Института общей физики, Института прикладной механики РАН.

Думаю, что в данном случае нет возможности излагать существо докладов. Потому что если я возьмусь говорить о "3-D неидальной магнитоплазменной динамике" и других подобных вещах, меня мало кто поймет. Специалисты могут ознакомиться с ними по уже выпущенному сборнику. Ни "закрытых", ни секретных материалов там нет. Речь идет об исследовании физических и химических явлений, которые возникают при создании топлива, двигателя и магнитодинамического генератора для гиперзвуковых летательных аппаратов.

Замечу лишь, что встреча в Рощине проходила в исключительно дружной, заинтересованной и даже сердечной обстановке. И научные споры этому не мешали. Надеюсь, что все участники семинара сохраняют о нем самые приятные воспоминания.

- По спорам и обсуждениям, которые прошли, можно ли ответить на простецкий вопрос: "Кто шагает впереди, а кто плетется позади?" Ведь в середине 1990-х стало известно, что секретные программы по гиперзвуку существовали в ряде стран. Но, основанные на традиционных методах науки и техники, они одна за другой закрывались. За бесперспективностью. Было даже время, когда российская концепция "Аякс" оставалась в гордом одиночестве. А сегодня?

- Американцы осуществляют широко развернутую программу "Хай-Тех". Есть весьма серьезная программа у французов -"Прометей". И страны, которые имеют наибольшие достижения в этой области, я расположил бы так: Россия, США, Франция...

- Совсем недавно мировую печать обежало сообщение из Сиднея. Мы его тоже опубликовали с небольшим комментарием. Утверждается, что австралийским ученым удалось создать гиперзвуковой двигатель, который "позволит лайнерам развивать скорость свыше 8 "махов" (скоростей звука)".

- У меня нет точных данных об этом, и компетентно тут судить трудно. Но многое вызывает сомнения. Аналогичные эксперименты еще годы назад проводились в России, в США, во Франции, в Японии, и сообщения соответствующие были. Но все кончалось ничем. Затем - какие "лайнеры"? Рассуждения типа "Изобрели двигатель и полетели" - для очень наивных людей. Наконец, в сообщении говорится, что в качестве топлива был использован водород. Двигатели на водороде создаются давно и успешно применяются в космосе. Но для гиперзвуковых полетов в плотных слоях атмосферы они совершенно не пригодны из-за массогабаритных параметров криогенных водородных баков. Это проверено, доказано и является аксиомой для любого специалиста.

Порой думают, что ученые гонятся за гиперзвуковыми скоростями, как за неведомой "синей птицей". А ведь в ряде областей они давно освоены...

- Вы имеете в виду космос?

- Конечно. Ведь первая космическая скорость - это "высокий гиперзвук" - 25 "махов" (скоростей звука). Без ее достижения был бы невозможен вывод на орбиту любых космических объектов, исследование околоземного пространства и Вселенной. А на орбите, как всем известно, уже давно работают космонавты, иногда - подолгу.

В нашем случае речь идет о другом. Мы стремимся создавать аппараты, которые могли бы летать и маневрировать на гиперзвуковых скоростях не в безвоздушном пространстве, а в земной атмосфере. А это дело сложное.

Давайте вспомним, как преодолевался "звуковой барьер" с помощью не винтовой, а уже реактивной авиации. Было и неверие ("Разве эта дырка полетит?"), были жертвы. И нельзя сказать, что ценой неимоверных усилий удалось продвинуться достаточно далеко. Военные самолеты в своих лучших и специальных образцах ныне достигают лишь трех "махов". Больше не получается. Возможности реактивных двигателей теперь тоже уже полностью исчерпаны. Нужны совершенно новые технические решения. А для гиперзвуковых скоростей - тем более.

Скажу больше. Достигнуть скорости в 8 "махов" на доли секунды или даже на десятки секунд сегодня и в земных условиях - не проблема. Не буду приводить точных данных, но смею вас заверить, что существующие уже много лет баллистические ракеты идут на траектории спуска с огромными скоростями. Это, кстати, послужило толчком для возникновения концепции "Аякс".

- Я кое-что знаю об этом. Но все-таки - напомните...

- Лет двадцать назад на нашей фирме разрабатывалась очередная головка самонаведения. И выяснилось, что она перегревается на траектории спуска. Как с этим бороться? Решили охлаждать головку топливом (керосином) самой ракеты. Это получилось. Но при этом стало ясно, что само топливо под влиянием тепла меняется. В нем образовывалось немало водорода.

На этот факт обратил самое пристальное внимание Владимир Львович Фрайштадт, теперь уже ветеран "Ленинца", заложивший краеугольный камень в концепцию "Аякс". Гений этого человека состоит в том, что он в небольшом явлении, которое могло бы заинтересовать, казалось, лишь технолога, двигателиста, увидел будущее гиперзвуковой авиации.

Он предложил нечто для того времени совершенно невероятное. Раз тепло, возникающее при сопротивлении среды, выполняет полезную работу, следует не защищать летательный аппарат химическими обмазками и керамикой, а напротив - пускать тепло внутрь, используя его как рабочий инструмент для получения высококалорийного топлива.

При этом не только снимается великая проблема охлаждения планера. Ведь трение в истории техники играет не только отрицательную роль. С его помощью первобытные племена добывали огонь. Первый искусственный электрический заряд был тоже получен с помощью трения. Почему мы не можем поступать так же на современном уровне?

Так рождалась концепция "Аякс". Мне хотелось бы подчеркнуть, что это не изобретение и не открытие, а гораздо большее - современная научно-техническая философия, предусматривающая совершенно новые отношения человека и техники с окружающей средой, с Природой. Ее мы и исповедуем.

- Насколько "Аякс" повлиял на те работы, которые ведутся в зарубежных странах?

- Трудно ответить. С одной стороны, все, что там сейчас делается, не выходит за пределы нашей концепции и полностью в нее укладывается. Возможно, сыграли свою роль и наши выступления на международных конференциях и симпозиумах, а также статьи об "Аяксе", появившиеся в последние годы за рубежом как в специальных, так и популярных изданиях.

Но возможно и то, что тамошние разработчики сами пришли к выводу о бесперспективности "чисто водородного направления" и занялись углеводородным топливом. Тем более что есть между нами и частные расхождения. Реструктуризация топлива под влиянием тепла идет, конечно, не стихийно, а в процессе катализа. Мы применяем одни катализаторы, американцы - другие. Мы используем в этом процессе воду, американцы - нет.

- В одной из последних бесед мы говорили, что интерес к концепции "Аякс" в мире все возрастает.

- Только что Генеральное консульство США в Петербурге известило нас, что к нам прибудет представительная делегация из ведущих ученых и специалистов во главе с заместителем министра обороны США. Честно говоря, это уже не наш уровень, не наша компетенция, подобные визиты осуществляются на основе межгосударственных договоренностей. Но я связываю сам факт с прошедшим симпозиумом в Рощине.

- Если концепция "Аякс" будет полностью осуществлена, значит ли это, что разом будет освоена вся гамма гиперзвуковых скоростей?

- Нет. Пока все пойдет поэтапно: 6 "махов" - 8 "махов" - 12 "махов". Замахиваться на большее при нынешнем уровне знания преждевременно. И первым гиперзвуковым аппаратом, вероятнее всего, будет не самолет, а крылатая ракета.

- Мы, журналисты, как и наши читатели, народ простой. Спрашивается: когда же полетим?

- Американцы намерены начать испытания гиперзвуковой крылатой ракеты в 2003 - 2004 гг., а самолета - в 2022 году.

- А россияне?

- У нас таких сроков нет. Дело в том, что в США и Франции приняты государственные программы по гиперзвуку, а у нас она отсутствует.

- Позвольте, Александр Леонидович, в минувшие годы я своими глазами видел по крайней мере три наши государственные программы, согласованные с десятками ведомств, научных центров и институтов...

- Ни одна из них не была принята. Не позволило финансовое состояние государства. Ведь расходы на освоение гиперзвука сопоставимы с затратами на космос. Ставить вопрос о необходимости такой программы сегодня, когда под угрозой срыва оказалась даже традиционная российская пилотируемая космонавтика, просто нелепо.

- Означает ли это "провал" и безусловное отставание от других стран?

- Не обязательно. Во-первых, мы работаем двадцать лет, и накопленный научный багаж позволяет нам еще на протяжении длительного времени оставаться на уровне, который недостижим для наших зарубежных коллег.

Во-вторых, мне хотелось бы напомнить, что в российской науке великие открытия свершались даже в годы разрухи. Ведь думать ученому не запретишь. Проблема гиперзвуковых полетов делится на сотни различных научных и технических проблем, среди которых неважных нет. И мы продолжаем работать над теми, которые не требуют капитальных затрат. Тут тоже возможны немалые достижения.

- Что дальше?

- Продолжение исследований и контакты с зарубежными коллегами. В ближайшее время во Франции, в Орлеане, состоится 11-я международная конференция по гиперзвуковым технологиям. Кстати, сопредседателем ее секции "Ионизированные газы и МГД-генератор" будет президент и генеральный конструктор нашего холдинга Анатолий Александрович Турчак. Затем встреча ученых пройдет в США, в Неваде. А впоследствии мы намерены пригласить своих зарубежных коллег вновь в Петербург в связи с 300-летием нашего города....
Авторские права на данный материал принадлежат «Санкт-Петербургские Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка