О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ведущие авиакомпании подвели итоги "высокого сезона"

Высокий сезон завершен. Ведущие российские компании подвели итоги работы за 8 месяцев. Для большинства из них лето не принесло неприятных сюрпризов. Однако независимые эксперты утверждают, что результаты могли быть и выше - негативное влияние на курортную программу оказали природные катаклизмы, разразившиеся на черноморском побережье. Негативные прогнозы заставили многих россиян отказаться от отдыха на традиционных курортах. Порой выставленные дополнительные провозные мощности летали в Сочи и Анапу с загрузкой, далекой от коммерчески оправданной. Ниже приведены основные показатели деятельности авиакомпаний - лидеров рынка.

"Аэрофлот" повышает эффективность

Крупнейший российский перевозчик завершил летний сезон с некоторым снижением объемных показателей. Впрочем, сотрудники авиакомпании предпочитают рассматривать это обстоятельство вовсе не с негативной точки зрения. Как отметил заместитель генерального директора по связям с общественностью Лев Кошляков, "Аэрофлот" в 2002 году объявил своей целью не наращивание объемов работ, а повышение эффективности, коммерческой и финансовой.

"Объемы перевозок в 2002 году мы запланировали примерно на 10% меньше по отношению к 2001 году, - рассказывает Л. Кошляков. - Реально мы приближаемся к плановым параметрам. В то же время доходность, экономическая эффективность, финансовая рентабельность нашей деятельности значительно улучшились". По итогам 8 месяцев авиакомпания перевезла 3 млн 716 тыс пассажиров, процент коммерческой загрузки составил 56,1%, занятость пассажирских кресел 69,3%, что означает прирост на 2,5% по коммерческой загрузке и на 2,4% - по проценту занятости кресел по отношению к 8 месяцам 2001 года.

Значительно - более чем на 12% - возрос уровень работы на топливоэффективных самолетах, то есть на самолетах иностранного производства и на отечественных Ил-96-300. Таким образом даже при сокращении объемных показателей работы, доходы увеличились на 2% по отношению к прошлому году, а расходы составили 94% от уровня прошлого года.

В летнем сезоне "Аэрофлот" несколько сократил маршрутную сеть по сравнению с 2001 годом, но при этом увеличил присутствие на наиболее значимых и коммерчески привлекательных маршрутах. Подводя итоги летнего периода, специалисты авиакомпании отметили очень важную деталь: одновременно удалось улучшить и коммерческую загрузку, и доходную ставку на пассажирокилометр. Эта задача решена за счет оптимизации загрузки и применения взвешенной тарифной политики. При росте занятости кресел в августе 2002 года на 3,7%, доходная ставка на пкм выросла на 11,9%.

Из новинок, предложенных "Аэрофлотом" в этом сезоне, необходимо отметить введение в летний период льготных сквозных тарифов. На большинстве маршрутов, охваченных этой программой, при полетах через Москву пассажиры могли получить существенную экономию вплоть до 31 августа. Кроме того, в августе авиакомпания начала перевозки из Москвы в Норильск, поставив на эту линию Ту-154М в двухклассной компоновке. Рейсы выполняются 4 раза в неделю.

"Сибирь" - в мировом рейтинге

Авиакомпания "Сибирь" продолжает наращивать свое присутствие на внутреннем и международном рынке воздушных перевозок. Это позволило ей занять в рейтинге лидирующих авиакомпаний мира журнала Airline Business 94 место по объемам пассажирооборота и 138 место - по финансовым показателям. Что касается внутрироссийских рейтингов, то здесь позиции новосибирской компании стабильны: второе после "Аэрофлота" место по объемам пассажироперевозок.

Результаты летнего сезона, объявленные авиакомпанией, впечатляют. За восемь месяцев 2002 года пассажиро- и грузооборот авиакомпании "Сибирь" увеличились в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года и составили соответственно 5241,1 млн. пкм и 506,6 ткм (в 2001 г. - 3572,6 млн. пкм и 347,1 млн. ткм). С января по август 2002 года "Сибирь" выполнила 13858 рейсов, на которых перевезла 1829497 пассажиров и 11577 тонн грузов, обеспечив рост по этим показателям в 1,4 раза по сравнению с 2001 годом. Процент занятости кресел составил 73,7%, а процент коммерческой загрузки - 69,5%. В 2001 году они составили соответственно 71,2% и 69,0%.

В летний период наиболее востребованы "курортные" маршруты, связывающие сибирские города с югом. Так, в регулярном расписании "Сибири" в 2002 году были традиционные направления Анапа, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды и Симферополь. Несмотря на то, что программа включала в себя прямые рейсы из Новосибирска, Томска, Кемерово, Иркутска, Омска и Самары, основная доля пассажиропотока пришлась на рейсы из Москвы. В пиковый сезон все рейсы выполнялись ежедневно, а сочинский - с частотой 2 вылета в день. Этому способствовала организация стыковок рейсов. В результате, с апреля по сентябрь было выполнено 1587 рейсов, которыми воспользовались 182 тысячи пассажиров. Меньший потенциал показал новосибирский узел. С учетом стыковок с дальневосточными рейсами (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Хабаровск), было выполнено 376 рейсов, на которых перевезено 44 тысячи пассажиров. Всего же в этот период в южном направлении выполнено 2049 рейсов, на которых перевезено 234 тысячи пассажиров.

В этом году, помимо традиционных летних рейсов в Сочи из Томска и Кемерово, впервые были выполнены рейсы Иркутск - Омск - Сочи и Иркутск - Омск - Краснодар. Всего на 76 рейсах из этих городов было перевезено 8808 пассажиров.

Помимо расширения курортной программы, активизированы перевозки из Москвы. В частности, в середине июня введен третий ежедневный рейс Новосибирск - Москва, спустя неделю начались ежедневные вечерние полеты Иркутск - Москва. Немногим ранее стартовали полеты из Нижневартовска в Москву. В летнем расписании числился 21 регулярный ежедневный рейс из столичного аэропорта "Домодедово".

Красноярский веер - уверенный рост

Внедрение веерного расписания в красноярский авиакомпании "КрасЭйр" продолжает приносить свои плоды. Если 2001 год был стартовым, то сейчас можно говорить о совершенствовании механизмов взаимодействия компаний и, как следствие, о повышении эффективности работы.

Новая схема построения расписания движения воздушных судов обеспечивает удобные стыковки рейсов с Дальнего Востока и Восточной Сибири с маршрутами до крупных городов Средней Азии, СНГ, Юга и Запада России. Внедрение такой системы позволило увеличить количество двусторонних качественных авиасвязей с 88 летом 2000 года до 220 летом 2001 года, при том, что количество пунктов в расписании возросло всего с 36-ти до 42-х. Даже в зимнем сезоне 2002 г. через аэропорт Красноярска поддерживалось 270 связей, а летом, за счет еще большей оптимизации расписания и увеличения частот, количество авиасвязей возросло до 800 при 51-м пункте полетов.

По сообщению пресс-службы авиакомпании, "КрасЭйр" за 8 месяцев 2002 года выполнила 3475 парных рейсов, что на 34,5% больше, чем за аналогичный период 2001 года. Было перевезено 880557 пассажиров, что (31,75%), пассажирооборот составил 26783 млн пассажирокилометров (18%), грузовые перевозки - 296872 тыс. тоннокилометров (22,3%). Процент занятости пассажирских кресел составил 77% (прирост на 8%).

В августе 2002 года воздушные суда авиакомпании "КрасЭйр" перевезли 194,5 тыс. человек (рост показателя составил 12% по отношению к августу прошлого года). Авиакомпания выполнила 639 парных рейсов, что превышает показатели за аналогичный период 2001 года на 16%. Пассажирооборот за данный период составил 604 млн. пассажирокилометров, что на 5% превышает показатели августа 2001 года. Грузооборот увеличился на 4% и составил 61 421 тыс. тоннокилометров. Коэффициент занятости пассажирских кресел составил 86,7% (рост 9,5%).

За летний период авиакомпания открыла несколько новых регулярных рейсов. В частности, в конце июня начаты полеты из Красноярска в Бишкек на самолете Ту-134. А в середине июля возобновлены полеты в Мирный и Полярный с частотой один и два раза в неделю соответственно. Кроме того, открыт новый маршрут, связывающий Красноярск с Омском.

Летом авиакомпания проводила активную маркетинговую политику, представив пассажирам ряд новых льгот и услуг. В частности, в июле открыты кассы авиакомпании в Ленске, а в начале августа начал свою работу офис продажи билетов в Иркутске. На летнюю программу был предложен новый льготный семейный тариф. Наконец, начаты работы по внедрению системы бронирования на корпоративном сайте авиакомпании - 5 июля было подписано соответствующее соглашение.

Мнение представителей российских авиакомпаний

Редакция сервера "АвиаПорт.Ру - авиация из первых рук" обратилась с просьбой прокомментировать итоги "высокого сезона" представителей авиакомпаний. Мы получили ответы от авиакомпаний "Архангельские воздушные линии", "Сибирь" и "Уральские авиалинии".

Пресс-служба авиакомпании "Уральские авиалинии"

Прирост в текущем году по гражданской авиации в целом повлиял и на показатели авиакомпании "Уральские авиалинии". Итоги "высокого сезона" 2002 года можно оценить как положительные. Так за летний период в целом на рейсах АК "Уральские авиалинии" перевезено на 18,6% пассажиров больше, чем в прошлом году.

Характеризуя летнюю кампанию 2002 года, необходимо отметить рост конкуренции в целом по отрасли и особенно - на южных маршрутах. Это заставило авиакомпанию на данный период разработать ряд специальных предложений для различных групп пассажиров: пенсионеров, детей.

В то же время природные катаклизмы, произошедшие на Черноморском побережье, сказывались на загруженности рейсов в течении не более чем 1,5-2 недель. А наводнение в Европе, в частности в Праге, абсолютно никак не сказались на прямом регулярном рейсе "Уральских авиалиний" в этот город.

С другой стороны, особенно высокие показатели в период высокого сезона 2002 года принесли программы "Корпоративный клиент" и специальное предложение для часто летающих пассажиров "КРЫЛЬЯ". Так например количество договоров по программе "Корпоративный клиент" составляет более 200, а в программе "КРЫЛЬЯ" участвует более 3500 пассажиров.


Начальник отдела экономики, планирования и анализа авиакомпании "Архангельские воздушные линии" Алексей Машигин

Летний сезон мы отлетали хорошо, однако есть отдельные проблемы, которые не позволили нам получить по ряду показателей желаемые результаты.

В первую очередь, мы существенно увеличили наше предложение как по направлениям, так и по количеству рейсов. Так, для удовлетворения спроса в летний период были введены рейсы Апатиты - Череповец - Сочи (на самолете Ту-134), Архангельск - Петрозаводск - Анапа (Ту-134), введены дополнительные частоты на направлениях, связывающих Архангельск, Мурманск и Нарьян-Мар с курортными городами Анапа и Сочи. Кроме того, увеличены провозные мощности на белгородском направлении. Выполнен ряд полетов по чартерной программе по маршруту Мурманск - Анталья.

Это позволило нам увеличить объем перевозок пассажиров за 8 месяцев текущего года на 11,3% по отношению к 2001 году, в частности на внутренних воздушных линиях - на 15,1%. Причем наибольший темп роста - 21,1% по отношению к соответствующему показателю прошлого года - мы получили в августе.

Такому активному росту производственных показателей способствовало не только увеличение предложения, но и внедрение ряда новых подходов к нашей работе. Так, в частности, по согласованию с местными администрациями в летний период мы выполняли перевозки сотрудников бюджетных организаций по льготным тарифам, незначительно превышающим тарифы на железнодорожном транспорте в купейном вагоне. Для удобства пассажиров в этом сезоне мы открыли свои представительства в Санкт-Петербурге и Северодвинске.

В то же время нельзя не отметить влияние ряда негативных факторов. Природные катаклизмы заставили многих жителей архангельской и соседних областей отказаться от традиционного летнего отдыха на российских курортах. В результате этого прирост провозных мощностей оказался не полностью востребован и процент занятости кресел сократился в среднем за 8 месяцев до показателя 62,1% против 63,5% в прошлом году. Однако в пик летних перевозок - в августе - было занято в среднем 69% кресел.


Вадим Бесперстов, заместитель коммерческого директора а/к "Сибирь"

Сезон лето-2002 в целом был весьма успешен для авиакомпании. По всем основным производственным и экономическим показателям достигнут существенный прирост по сравнению с прошлым годом. На треть увеличилось количество рейсов и перевезенных пассажиров, аналогично возрос доход от авиаперевозок. Более чем на 50% возрос объем чартерных перевозок, в первую очередь из Москвы. В целом по авиакомпании увеличилось количество международных рейсов. Конкурентная ситуация в 2002 г. была не менее напряженной, чем в прошлые годы. К сожалению, зачастую она осложняется нерыночными методами борьбы, что особенно проявляется в случае принадлежности авиакомпании и аэропорта единому собственнику.

Увеличение ставок аэропортовых сборов оказало свое негативное влияние на прибыльность работы авиакомпании. Довольно существенным фактором было введение ограничений по шумам в ЕС с 1 апреля 2002 г., хотя в целом авиакомпания была готова к этому. Перевозки пассажиров на юг России в этом году были значительно сдвинуты во времени на более поздний период из-за плохих погодных условий на курортах. События в Европе особого воздействия на работу компании не оказали, так как это направление занимает незначительную долю в общем объеме работы.

Основным событием прошедшего лета для авиакомпании был перевод всех московских операций в аэропорт "Домодедово". Это было связано со многими причинами: удобство пассажиров, стоимость обслуживания, пропускная способность аэропорта. На данный момент все подтверждает правильность данного шага.

В 2002 г. совместно с консультантами компании Roland Berger Strategy Consultants была разработана и внедрена программа стимулирования агентов по продаже перевозок.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка