О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пикирующий аэропорт

В Саратове началась подготовка к переносу областного аэропорта на военный аэродром в Энгельсе, который будет использоваться в режиме совместного базирования судов гражданской авиации и Минобороны.

Идея переноса саратовского аэропорта давно тревожила воображение областного руководства. Ныне действующая "воздушная гавань" была основана в 1931 году в качестве базы сельхозавиации. Со временем не по своей воле взлетное поле оказалось в центре города. Требования к безопасности полетов ужесточаются, и заходящие на посадку над жилыми домами ЯКи начинают нервировать. Воздушные суда крупнее ЯКов местная взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 2,2 км принять не в состоянии. Все транзитные маршруты, по которым летают тяжелые самолеты, перетянули Самара и Волгоград. Взоры начальства сами собой остановились на Энгельсе.

В Энгельсе расквартирована дивизия дальней авиации. Это единственное в России место дислокации стратегических бомбардировщиков Ту-160. От штатских соседей да еще с международным статусом летчики отказывались напрочь. Впервые поколебать их удалось в феврале прошлого года, когда в Саратов прибыли представители Главного штаба ВВС. Совещание носило закрытый характер. Решающим толчком стала беседа губернатора с Михаилом Касьяновым во время 8-часового перелета в Китай. Утомленный дорогой премьер дал Аяцкову устное согласие. Саратовское правительство немедленно издало распоряжение "О проведении мероприятий по переносу саратовского аэропорта на аэродром "Энгельс-2".

Предполагается прирезать к энгельсскому аэродрому кусок земли ориентировочно 365 га, где расположится гражданский сектор - аэровокзал с пропускной способностью 1500 пассажиров в час, грузовой комплекс на 800 тонн и т.д. Совместно будут использоваться пункты радионавигации и посадки, светотехническое оборудование, объекты авиатопливного обеспечения, а главное - взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 км. Сюда могут садиться и крупные лайнеры.

Уже создана дирекция по переносу. Областной комитет по имуществу разрабатывает предложения по выкупу земельного участка у крестьян, ведь по закону о земле собственников надо предупредить за год. Министерство транспорта и комитет по строительству не стали тратить время на национальную забаву под названием "тендер" и сразу вручили заказ симпатичной московской фирме "Прогресстех". Эта компания под ключ сдала аэропорт совместного базирования "Остафьево" в подмосковном Подольске. Правда, там масштабы работ были меньше: пользуется этим аэропортом ведомственная компания "Газпром-авиа". "Прогресстех" взялся до 1 октября разработать предпроектные предложения и эскизы и даже согласовать их в соответствующих ведомствах. С этими документами Саратовская область выйдет в правительство России. Всего перенос, по словам губернатора, оценивается в 300 млн долларов. Уже сейчас саратовские чиновники обратились за спонсорской помощью к "Домодедову" и "Аэрофлоту" и очень удивляются ответному скепсису. Тем не менее посадить первые самолеты в новом аэропорту планируется через 2,5-3 года.

Аргументы "переносчиков" сводятся к тезису: "Сначала построим, а там посмотрим". В среднем по России услугами авиаперевозчиков пользуются 3-5% жителей страны. По Саратовской области - и того меньше.Самолеты "Саратовских авиалиний" регулярно летают всего по одному маршруту - в Москву. И все-таки... "Есть много аэропортов, которые, не имея ни одного самолета, зарабатывают за счет транзита", - говорит консультант областного министерства транспорта Михаил Жмаков. Как переманить транзитников, давно и успешно летающих через Самару и Волгоград, авторы проекта представляют смутно.

- Президент и правительство говорят, что экономика и производство растут. Значит, спрос на авиабилеты должен повышаться. Если в Саратовской области не будет аэропорта, потомки нам этого не простят, - убежден Жмаков.

Потомки действительно могут не простить, но другого. На энгельсской базе стоят стратегические бомбардировщики. Гражданский сектор расположится почти на границе запретного района, определенного постановлением правительства РФ N149 от 22 февраля 2000 года "О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России". На этой территории радиусом 3 км всякое строительство запрещено. А тут еще представители комитета по строительству, Минтранса и "Саравиа" в один голос, не сговариваясь, выдвигают железный аргумент: "Самолеты падают не на взлетное поле, а поодаль". Беда в том, что "поодаль", у села Березовка, расположены подземные ядерные арсеналы.

- Режим совместного использования действует у нас с 1996 года: все великие люди, начиная с Ельцина и до менее заметных типа Киркорова и Пугачевой, садятся в Энгельсе, - говорит командир авиачасти Анатолий Жихарев.- Исходящей директивы Генштаба о введении режима совместного базирования у нас пока нет. Но вместе с гражданскими мне будет легче содержать аэродромное хозяйство. Появятся рабочие места для моих офицеров, уволенных в запас. Мы понимаем: в одиночку нам не вытянуть этот аэродром.

Согласие военных - брак по расчету. Под крыльями "белых лебедей" (прозвище Ту-160) - настоящий каменный век. В летном городке за долги регулярно отключают свет и телефоны. В общежитии нет горячей воды и газа. Почти треть офицеров живет за чертой бедности. Большинство летчиков надеются, что в благодарность за "гостеприимство" гражданские соседи помогут им с ремонтом летного городка. "Какой нам смысл вкладывать деньги в хозяйство Минобороны? Это не летчики нас к себе пустили, а правительство так решило", - удивляется управляющий делами ОАО "Саратовские авиалинии" Вячеслав Шихалиев. От глаз гостей международного аэропорта армейские будни скроет бетонный забор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка