О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полетим на импортном

Практически каждый из нас иногда становится авиапассажиром. Поэтому "Фокус" решил попробовать найти идеальную для российской действительности модель развития авиакомпании. Повод нашелся быстро - наши авиаторы начинают процесс обновления своего парка воздушных судов. Наиболее реальной остается перспектива замены старых самолетов отечественного производства на иностранные, но тоже старые. Новых российских самолетов пока (или уже?) нет, а на пути новых импортных в Россию стоят надежные таможенные и налоговые барьеры. Да и прогноз "Фокуса", высказанный в середине сентября, сбывается - лучшим кандидатом на замену Ту-154 является американский MD-83. Первой на него обратила внимание красноярская компания KrasAir.


Сегодня на мировом рынке гражданской авиатехники сложилась уникальная ситуация. Кризис пассажирских авиаперевозок, порожденный экономическим спадом в начале 2001 г. и усугубленный событиями 11 сентября, привел к резкому падению цен на самолеты. В целом авиакомпании мира выходят из кризиса существенно быстрее, чем это прогнозировалось год назад, и тем не менее разорение одних компаний и реструктуризация парка других привели к существенному переизбытку самолетов - счет идет на тысячи. Плюс к тому в будущем году основные производители - Airbus и Boeing - должны поставить заказчикам еще около 600 самолетов. В результате цены на старые самолеты падают еще более стремительно. По данным Air Transport Intelligence News, самолет Boeing 737-300, произведенный в 1985 г., сейчас стоит $8-10 млн, а Boeing 757-200 "урожая" 1984 г. - $11-15 млн.

Причем эти машины имеют приличный ресурс и соответствуют современным требованиям по шуму и загрязнению окружающей среды, сформулированным в Главе III Приложения 16 к Конвенции о гражданской авиации ICAO. Разумеется, все авиакомпании стараются в сложившихся условиях пересмотреть лизинговые договоры и сократить платежи за самолеты.

У России, впрочем, свои проблемы. Вопреки всем мировым тенденциям уже 20 месяцев в России наблюдается неуклонный рост авиаперевозок. В первую очередь это свидетельствует о том, что Россия явно находится где-то в стороне от мировых пассажиропотоков. Однако парк советских самолетов и так уже в значительной мере выработал свой ресурс, а рост перевозок только усугубляет положение дел. Дальнейшее же продление ресурса самолетов становится либо технически невозможным, либо экономически нецелесообразным - затраты все равно не окупятся. Тем более что все российские авиакомпании за 2001 г. перевезли примерно 25 млн пассажиров - меньше, чем, скажем, Lufthansa (почти 40 млн человек) или Air France (около 34 млн человек) в одиночку. А авиакомпаний в России на конец 2001 г. было 267 - прибыль распределяется, а точнее сказать, размазывается, между ними, так что даже на плановый ремонт накопить трудно, не говоря уж о новом самолете.

Да и найти эти новые самолеты не так уж легко. Так называемая "перспективная российская техника нового поколения" (имеются в виду самолеты Ил-96, Ту-204/214 и несертифицированный пока Ту-334) производится в штучных экземплярах и слишком дорога в эксплуатации. А лизингу иностранных самолетов препятствуют таможенная пошлина (26%) и НДС (20%), которые исчисляются не от объема лизинговых платежей, а от цены самолета. Такая схема была пролоббирована руководителями авиапрома лет десять назад для защиты от иностранного вторжения. В результате маститые авиапромовцы успешно потратили прошедшее десятилетие на передел собственности и традиционные разборки, связанные с этим процессом. Правда, для завершения этого процесса 10 лет оказалось недостаточно - скандал на ульяновском заводе "Авиастар" продолжается до сих пор. При этом отечественные авиастроители, похоже, не особенно отвлекались на освоение и доработку новой техники. А на жизнь заводы зарабатывали, как ни странно, за счет продления ресурсов самолетов старого поколения, которые и оказались основными конкурентами новых моделей.

Впрочем, проблема обновления авиапарка, при всей ее остроте, для авиакомпаний все же вторична. Принципиально важен ответ на другой вопрос: на какие пассажиропотоки ориентируется компания? От ответа на него зависит построение маршрутной сети и расписания. И уже исходя из этого можно решить, какие нужны самолеты.

Пока большинство российских компаний живут за счет единственного рейса на Москву и сезонных чартерных перевозок. Никакой стратегии развития они не имеют и по мере исчерпания ресурса самолетов уйдут с рынка. Впрочем, уже сейчас можно рассмотреть ряд примеров авиакомпаний - разумеется, далеко не исчерпывающий, - имеющих более или менее четко выраженную стратегию развития.

SU - "Аэрофлот - Российские авиалинии"

Ведущий российский авиаперевозчик унаследовал у своего советского предшественника не только код "SU", которым индексируются номера рейсов. Компания получила также международную сеть маршрутов (именно "Аэрофлот" является назначенным регулярным перевозчиком в большинстве межправительственных соглашений) и коммерческие соглашения с рядом зарубежных авиакомпаний, в соответствии с которыми они выплачивают "Аэрофлоту" компенсации за беспосадочные полеты по транссибирской трассе. Кроме того, "Аэрофлоту" удалось получить правительственные льготы на эксплуатацию 27 зарубежных самолетов: на сегодня в компании есть одиннадцать Airbus A310, десять Boeing 737-400, четыре Boeing 767 и два Boeing 777. Так что "Аэрофлот" демонстрирует пример того, как вели бы себя остальные, если бы у них была такая возможность.

Географическое положение базового аэропорта "Шереметьево" позволяет эффективно "оборачивать" средне- и дальнемагистральные лайнеры: утром самолет летит на запад, к вечеру возвращается в Москву и отправляется на восток. С учетом поясного времени туда он прибывает уже ранним утром и возвращается "на базу" к утру по московскому времени. Это обстоятельство, в частности, позволяет "Аэрофлоту" эксплуатировать свои относительно дорогие "иномарки" на внутрироссийских маршрутах - сам рейс себя не окупает, но простаивающий ночью самолет приносит еще больший убыток.

Нынешним летом "Аэрофлот" провел сложные переговоры с лизинговыми компаниями, в результате которых удалось добиться реструктуризации парка западных самолетов (в рамках льготной квоты на 27 лайнеров) на более выгодных условиях. В результате вместо пассажирских самолетов четырех разных типов к 2004 г. у "Аэрофлота" останутся только два: девять дальнемагистральных Boeing 767-200ER и 18 среднемагистральных Airbus A319/A320. Заметим, что сейчас у компании 17 дальнемагистральных машин (A310, B767 и B777). Реструктуризация парка фактически означает смену приоритетов - теперь главными для себя направлениями "Аэрофлот" видит Европу и Россию.

Официально подробности сделки не разглашаются, однако, по сведениям "Фокуса", она была сложнее, чем простой "обмен" одних самолетов на другие. Дело в том, что десять Boeing 737-400 были в свое время куплены "Аэрофлотом" на подконтрольную оффшорную компанию одной из стран Карибского бассейна. По итогам летних переговоров "Аэрофлот" продал эти самолеты американской лизинговой компании GECAS и одновременно взял их обратно в лизинг на период постепенной замены на A320. Причем, по мнению наблюдателей, "Аэрофлоту" вполне удалось воспользоваться сложившейся конъюнктурой на рынке гражданских самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский Фокус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка