О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребители пятого поколения получили достойное "сердце"

В России начались испытания уникального двигателя для истребителя пятого поколения. Работы полным ходом идут на крупнейшем российском предприятии "Салют".

Легкое шипение, щелчок, и, клацнув титановыми пластинами, сопло двигателя перемещается влево. Еще щелчок - вправо, вверх, а потом вниз и по кругу. За движением следит компьютер. Он же и управляет этим кажущимся, на первый взгляд, таким простым поворотным механизмом. Заставить его работать на реальном двигателе почти десять лет пытались все ведущие авиационные фирмы мира.

Испытательный стенд. Последние проверки - и специальный бокс, в котором установлен новый двигатель, наглухо закрывается. Дальше следить за испытаниями будут при помощи телекамер и компьютера. Скорость воздушного потока в боксе - 120-150 километров в час.

Запуск. Мощность растет. Тяга - три тонны, пять, десять с половиной. Расчетный режим. Теперь - самое сложное. Реактивная струя, способная сорвать с места одиннадцатитонную бетонную плиту, начинает отклоняться. Температура на выходе - выше тысячи градусов. Бросок вправо, имитирующий резкий уход самолета в противоракетном маневре, бросок влево. Створки сопла прогибаются, но компьютер находит нужную конфигурацию.

"Двигатель пятого поколения должен иметь повышенные характеристики, - говорит главный конструктор ММПП "Салют" Эммануил Гольдинский, - но он должен быть простой, он должен быть дешевле, плюс взаимозаменяемость".

В цехах о новом двигателе говорят - наш мотор. В отличие от прошлых лет, когда подобные разработки и испытания проводились в режиме особой секретности, причем в одном цехе не знали, что делают в другом, сегодня о двигателе на заводе знают все. Результат такой открытости поразителен.

"Я думаю, что люди чувствуют свою значимость, потому что видят плоды своего труда. Получился хороший двигатель. Производительность труда повысилась", - считает генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев.

Перспективы у нового двигателя колоссальные. Абсолютно надежный (в схеме использованы серийные узлы, имеющие большую наработку на отказ), он способен возродить одномоторную схему истребителя. В резерве только у российских ВВС - около шестисот таких машин. Установка на них нового двигателя сразу же переводит их из категории третьего поколения в поколение "IV-V". Около семисот машин - у Индии, которая уже проявила интерес к этим разработкам и даже предоставила заводу опытный самолет.

На сегодняшний день этот двигатель с управляемым вектором тяги отработал уже почти 200 часов. В мире пока он не имеет аналогов. Буквально через два года этот двигатель должен стать серийным....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТР-Вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка