РТР-Вести
8 октября 2002, 09:56
Истребители пятого поколения получили достойное "сердце"
Легкое шипение, щелчок, и, клацнув титановыми пластинами, сопло двигателя перемещается влево. Еще щелчок - вправо, вверх, а потом вниз и по кругу. За движением следит компьютер. Он же и управляет этим кажущимся, на первый взгляд, таким простым поворотным механизмом. Заставить его работать на реальном двигателе почти десять лет пытались все ведущие авиационные фирмы мира.
Испытательный стенд. Последние проверки - и специальный бокс, в котором установлен новый двигатель, наглухо закрывается. Дальше следить за испытаниями будут при помощи телекамер и компьютера. Скорость воздушного потока в боксе - 120-150 километров в час.
Запуск. Мощность растет. Тяга - три тонны, пять, десять с половиной. Расчетный режим. Теперь - самое сложное. Реактивная струя, способная сорвать с места одиннадцатитонную бетонную плиту, начинает отклоняться. Температура на выходе - выше тысячи градусов. Бросок вправо, имитирующий резкий уход самолета в противоракетном маневре, бросок влево. Створки сопла прогибаются, но компьютер находит нужную конфигурацию.
"Двигатель пятого поколения должен иметь повышенные характеристики, - говорит главный конструктор ММПП "Салют" Эммануил Гольдинский, - но он должен быть простой, он должен быть дешевле, плюс взаимозаменяемость".
В цехах о новом двигателе говорят - наш мотор. В отличие от прошлых лет, когда подобные разработки и испытания проводились в режиме особой секретности, причем в одном цехе не знали, что делают в другом, сегодня о двигателе на заводе знают все. Результат такой открытости поразителен.
"Я думаю, что люди чувствуют свою значимость, потому что видят плоды своего труда. Получился хороший двигатель. Производительность труда повысилась", - считает генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев.
Перспективы у нового двигателя колоссальные. Абсолютно надежный (в схеме использованы серийные узлы, имеющие большую наработку на отказ), он способен возродить одномоторную схему истребителя. В резерве только у российских ВВС - около шестисот таких машин. Установка на них нового двигателя сразу же переводит их из категории третьего поколения в поколение "IV-V". Около семисот машин - у Индии, которая уже проявила интерес к этим разработкам и даже предоставила заводу опытный самолет.
На сегодняшний день этот двигатель с управляемым вектором тяги отработал уже почти 200 часов. В мире пока он не имеет аналогов. Буквально через два года этот двигатель должен стать серийным....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТР-Вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 19, 2024
Акции ПАО "Аэрофлот" включены в индекс наиболее ликвидных акций Московской биржи
Сентябрь 24, 2024
Компания STM показала многороторный боевой дрон на выставке ADEX 2024
Сентябрь 24, 2024
Турецкий Baykar показал свой самый продаваемый беспилотник в мире
Сентябрь 24, 2024
Компания STM показала портативный ударный дрон на выставке ADEX 2024