О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Угонять - так самолет!

В милицию пришел парень и скромно положил на краешек стола заявление об угоне... самолета. Так "погорела" группа воздушных пиратов, за которой уже год охотилась вся Челябинская область: глава области, ФСБ, прокуратура, "эмчээсники", ГАИ, налоговая полиция. Все эти серьезные люди по закону стоят на страже "местного" неба, в котором уже четыре года (!) спокойно хозяйничают два неуловимых друга-компаньона, придумавших свой бизнес "из воздуха".

Маленький бизнес высокого полета

Самая модная идея у Кирилла и Саши, выпускников Бугурусланской "летки" 1998 года, была такая: "самолетами можно зарабатывать, а не крутить всю жизнь баранку на дядю". Им казалось, они нашли рецепт заоблачного успеха...

Начали с райцентра Бреды. Друганы взялись опылять с воздуха колхозные поля. Купить по списанному "кукурузнику", которые спецы называют "табуретами с крыльями", оказалось вполне по карману обычным выпускникам летного училища. По цене металлолома. Каждый июнь колхозники Челябинской области ждали Сашу и Кирилла, как Бэтменов, которые прилетят и спасут урожай от сорняков и вредителей. Больше это сделать было некому: наземная техника как раз в это время стройными колоннами уходила на сенокос.

- Вы же знали, что парни работают без лицензий и разрешений! Это партизанщина! - совестили следователи председателей "опыляемых" колхозов. Но слово "партизан" в нашей стране никогда не было ругательным. А эти двое знали кратчайший путь к сердцу любого хозяйственника - демпинг. Они назначали такие цены, за которые конкуренты грозились пообрывать им крылья.

- Ха, да они за нами не успевали. Мы быстро летаем - не угонишься, - рассказывает Кирилл. - У них авиакомпании с огромными штатами, всех кормить надо. А нам много не надо...

Так Саша и Кирилл взяли под крыло чуть ли не всю Челябинскую область.

Сгубили большие деньги

Авиахимработы - это каторга. В кабине "Ана" доходит до 40 градусов жары, в воздухе - испарения распыляемых ядов. Уже через 10 минут полета одежда насквозь пропитывается мокрой солью.

- Это вам не "Туполев" с автопилотом, - объясняет Саша. - Мы долетаем до конца поля, разворачиваемся, летим обратно. В день - до ста таких "мертвых петель". Один "браток" считал, нам деньги легко достаются, напросился в кабину. Десяти минут не продержался, вышел, шатаясь, бледно-зеленый...

Правда, случалась такая работа, как день рождения, - раз в году. Точно по графику сельхозработ - с 10 июня по 10 июля. Это тот случай, когда месяц год кормит. По прикидкам транспортной инспекции чистая прибыль за сезон вытягивала на миллион - два рублей.

На что можно пойти за миллион? Рассказывали, что "воздушные пираты" залетали на поля с территории соседнего Казахстана, по нескольку раз в день пересекая границу. Еще ходили слухи, что эти самолеты даже как-то арестовывали за нелегальщину, так наши бизнесмены срывали пломбы и улетали в небеса обетованные - к солнцу, звездам и магнетической цифре с шестью нулями.

Большие деньги, как большая высота, что-то делают с организмом человека.

Два приятеля начали друг друга уничтожать. По всем правилам - бумажками, расписками, долговыми обязательствами, привлекая "братков", милицию и высокие связи. Так могут ненавидеть только бывшие друзья, не поделившие бизнес. Кто кого "кинул" первым, в таких случаях уже не установить.

Например, у каждого из летунов-нелегалов оказалось на руках по совершенно одинаковому договору купли-продажи на один и тот же самолет. Найти его не могут - спрятан где-то в лесополосе. По версии следствия, угонщик, как друг и компаньон, естественно, знал, где стоит "на приколе" "Ан". Пришел к сотрудникам аэродрома: ФСБ на хвосте, надо срочно прятать машину. А разрешения на вылет или там воздушный коридор эти ребята вообще никогда не спрашивали...

Летуны-нелегалы нарушили все, что можно. Налоговый кодекс - раз (налогов они, конечно, не платили). Аэронавигация вкатила им 40 тысяч штрафа за нарушение воздушного пространства. УВД на транспорте возбудило уголовное дело по статье "незаконное предпринимательство", а это уже серьезно - до пяти лет.

А можно ли по-честному?

Конечно, большие и средние авиапредприятия могут себе позволить получить лицензию. Для частника это практически неосуществимо: ни технически, ни материально. Нужны аэродром, связь, договор с метеорологами, штат человек 50, которых нужно кормить круглый год, работая только один месяц из двенадцати. Насколько малая авиация готова к рыночным переменам, я поняла, побывав в организации РОСТО.

- Первым делом вам нужно зарегистрировать самолет в органах советской власти...

- Простите, где?

- Ну, в райисполкоме...

Из перечня необходимых бумаг и согласований стало ясно, что если шустро взяться за дело, то внуки уже точно смогут легально подниматься в небо.

- Система совдеповская, ее так просто не перешибешь, - говорили мне другие летчики, которые "крутят баранку на дядю" и о своем деле даже не мечтают. - Хотя частники в малой авиации могли бы развязать многие проблемы. Это транспорт, связь, работа по бездорожью, сельхозработы. Страна-то огромная. Весь мир живет этим, но наши чиновники такого никогда не допустят. Сразу лишатся взяток, кресел. Да что там - поставить одну нужную печать в Москве стоит 500 долларов...

В таких условиях всегда будут появляться частники-нелегалы. Рынок берет свое - хоть в небе, хоть на земле.

Один из двух самолетов друзей-компаньонов я видела. Много-много заплаток на крыльях. Инструкция поведения пилотов в салоне наполовину истлела - не только бумага, но даже вечная пластмасса! Надежно выглядит только прикрепленная к лобовому стеклу иконка. С Божьей помощью и летают.

- Все, вот еще немного попиратствую и накоплю денег на лицензию, тогда пойдет настоящая работа! - мечтает Кирилл.

Это очень по-нашему. Настричь "бабки" - нелегально, нарушая все возможные законы. Рискуя загреметь за решетку или - не дай Бог - грохнуться с высоты птичьего полета. И все для того, чтобы потом легализоваться, стать чистым бизнесменом. Таким, что и фамилии в газете можно будет назвать. Говорю же, бизнес из райцентра Бреды.

Мнения "за" и "против"

Андрей Насонов, исполнительный директор Объединения предпринимательских организаций России (ОПРОРа): Колхозы наймут хоть Бабу Ягу, лишь бы летала!

- Ребята, конечно, рисковые. Даже чересчур. Но они бы не появились, если бы на рынке не сложились определенные условия. Сельское хозяйство в тяжелом состоянии, денег, чтобы сделать все как по писаному, нет. Поэтому, если есть возможность сэкономить, председатели хоть Бабу Ягу на метле наймут, лишь бы летала!

А по поводу их неудачи, я думаю, тут не обошлось без происков конкурентов - тех крупных авиабаронов, у которых "нелегалы" отбирали хлеб. Это судя по тому, что за этих несчастных взялись сразу столько серьезных организаций. Для бизнеса это типичная схема: есть крупный монополист, который любой ценой изводит мелких конкурентов...

Вениамин Каганов, директор Института предпринимательства и инвестиций:
Риск слишком велик!


- Начать свое дело - это всегда риск. Но очень важно, чем рискует предприниматель. Если своими личными деньгами или временем - это пожалуйста. Но списанные самолеты просто могут рухнуть на землю в любой момент.

Понятно, что мало кто из бизнесменов исполняет все установленные правила до запятой. Но здесь ставки слишком высоки.

Я понимаю, что таким маленьким предприятиям трудно тратить большие деньги на ремонт самолетов и содержание необходимого штата сотрудников, но, может, в таком случае нужно переключиться на что-то более посильное?..
8 октября 2002 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка