О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Социальное обеспечение работников гражданской авиации

По исследованиям медиков, состояние здоровья членов экипажа воздушного судна непосредственно связано с длительностью воздействия вредных факторов во время полетов. Так, выявлена зависимость общей дозы полученной космической радиации от налета, при этом заболеваемость выше у тех пилотов, которые выполняют поле ты со сменой более пяти часовых поясов. Установлено также, что работа в ночное время суток неблагоприятно отражается на здоровье пилотов: она приводит к сонливости, утомлению, расстройствам нервной системы, что влечет за собой снижение работоспособности и профессиональные ошибки. По имеющимся данным, в 1997 г., 74% аварий и 71% катастроф так или иначе связаны с ошибками пилотов.

Диспетчеры по управлению воздушным движением и работники инженерно-технического состава не испытывают воздействие вредных факторов производственной среды, но их работа связана с повышенным нервным напряжением. Говоря же о работниках инженерно-технического состава гражданской авиации, можно отметить, что по данным Ассоциации Фонда авиационной безопасности при Ассоциации пилотов и владельцев самолетов авиации общего назначения (АОН) за 1997 год, ошибки технического обслуживания явились причиной 14% аварий.

Указанные обстоятельства влекут необходимость льготного социального обеспечения данной категории граждан. Российское законодательство в этой области постоянно обновляется; закон, устанавливающий дополнительное социальное обеспечение работников гражданкой авиации, был принят 27 ноября 2001 г. (изменен 12 марта 2002 г.).

В соответствии с этим законом, ежемесячная доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд указанных категорий работников. Доплата установлена в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, и производится при оставлении летной работы и наличии выслуги в определенной должности не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья не менее 20 и 15 лет соответственно. Размер доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране путем умножения ее размера на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа в определенный период к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (соотношение не может быть выше 5), на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника, и на отношение среднемесячной суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ. Коэффициент (у мужчин при выслуге 25 и у женщин при выслуге 20 лет) составляет 0,55 и увеличивается на 0,01 за каждый полный год проработанный сверх указанной выслуги, однако не может превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин коэффициент уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный, недостающий до требуемой выслуги.

Отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, устанавливается Пенсионным фондом РФ ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и бортового экипажа. Летный экипаж воздушного судна включает в себя командира и других лиц летного состава: пилотов, штурманов, бортовых инженеров, механиков и радистов. Полет гражданского воздушного судка не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного для воздушного судна данного типа.

Согласно ст. 32 Конвенции о международной гражданкой авиации (Чикаго. 7 декабря 1944 г.), пилот и другие члены летного состава экипажа каждого воздушного судна, занятого в международной навигации, обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свидетельствами, которые выданы или которым придана сила государством, где это воздушное судно зарегистрировано.

XIV Международная конференция по статистике труда, состоявшаяся в Женеве под эгидой Международной организации труда, одобрила "Международную стандартную классификацию занятий" (МСКЗ-88) и отметила, что каждая страна должна руководствоваться данной системой классификации. Таким образом, МСКЗ-88 является одним из стандартов международной статистики труда. Согласно названной классификации, специалисты гражданской авиации входят в несколько начальных профессиональных групп.

Пилоты самолетов и специалисты родственных профессий (группа 3143) осуществляют контроль и управление механическим, электрическим и электронным оборудованием самолетов для перевозки пассажиров, почты и грузов, выполняют предполетные обязанности и обязанности во время поле та. В их обязанности входят:

1) управление самолетом в поле те в соответствии с установленными процедурами контроля и эксплуатации;

2) подготовка и утверждение плана поле та или рассмотрение стандартного плана полета;

3) контроль за функционированием механического, электрического и электронного оборудования и обеспечение правильной работы всех инструментов и систем управления;

4) применение теоретических и практических знаний в области летного дела для определения и решения проблем, возникающих в процессе работы;

5) выполнение родственных по содержанию обязанностей;

6) руководство другими работниками.

Контролеры движения самолетов (начальная группа 3144) управляют движением самолетов в воздушном пространстве и на земле с использованием радио-, радиолокаторных и световых систем и предоставляют информацию по поле там. В их обязанности входят:

1) управление движением самолета и его контролирование при приближении к аэропорту и при вылете из аэропорта, а также на земле;

2) управление движением и контроль самолетов, находящихся в определенном секторе воздушного пространства:

3) рассмотрение и утверждение планов полетов:

4) информирование экипажа и персонала о погодных условиях, работе аппаратуры, планах полетов и движении самолетов;

5) применение теоретических и практических знаний в области контроля движения самолетов для определения и решения проблем, возникающих в процессе работы;

6) учреждение и организация аварийных и поисково-спасательных служб и операций;

7) выполнение родственных то содержанию обязанностей;

8) руководство другими работниками.

Специалисты по безопасности движения самолетов (начальная группа 3145) выполняют технические обязанности, касающиеся разработки, проектирования, установки, эксплуатации, обслуживания и ремонта систем контроля движения самолетов и аэронавигации. В их обязанности включается:

1) выполнение технических задач, касающихся разработки электронного и электротехнического оборудования аэронавигационных систем, и испытание прототипов;

2) предоставление технической помощи в проектировании и разработке систем взаимодействия аэронавигационных систем и систем обнаружения самолетов и прокладки курса:

3) содействие в подготовке смет, технических и учебных спецификаций по оборудованию для контролирования и обеспечения безопасности движения самолетов;

4) помощь по техническому надзору за созданием, установкой и эксплуатацией наземного аэронавигационного оборудования, его обслуживанием и ремонтом в целях обеспечения соблюдения международных стандартов и рекомендаций ИКАО;

5) применение теоретических и практических знаний в области безопасности движения самолетов для определения и решения проблем, возникающих в процесс работы:

6) модификация существующего наземного оборудования в целях приспособления его к новым операциям по контролированию движения самолетов;

7) контролирование и настройка наземной и аэронавигационной аппаратуры в целях обеспечения максимальной точности и безопасности поле та, взлета и посадки:

8) выполнение родственных по содержанию обязанностей;

9) руководство другими работниками.

В Российской Федерации исчерпывающий перечень должностей летного состава содержится в специальном списке. Этот список утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. N1012 "О мерах по реализации Федерального закона от 25 февраля 1999 г. "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действующим в настоящее время с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. N1012 утверждены правила исчисления сроков выслуги лет, дающих право на ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; они применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Право на дополнительное социальное обеспечение зависит также от существующей профессиональной дифференциации членов летных экипажей воздушных судов. Это проявляется в том, что указанное право может быть реализовано лицами, замещающими определенные должности (таковых 11), только при наличии действующего летного свидетельства и участии в полетах в составе летного экипажа. Вместе с тем, данное право не предоставлено работникам служб управления воздушным движением, что, как знается, не соответствует степени напряженности их труда и социальной значимости работы диспетчерского состава органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. N" 1012 приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 21 сентября 1999 г. N58 руководителям авиапредприятий, организаций и учреждений гражданской авиации, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установленный упомянутым "Спискам должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", было предписано перечислять, начиная с 1 января 1999 г., дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14 процентов от выплат, начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения то договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Данные нормы были реализованы на практике и подкреплены соответствующим финансированием. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 апреля 2002 г. N35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год", была утверждена доходная часть бюджета Пенсионного фонда, сформировавшаяся, в том числе, за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданкой авиации. Сумма, полученная Пенсионным фондом от вышеназванной категории работодателей в 2000 году, составила 142,97 млн рублей. Утвержденные расходы на выплату пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части, превышающей 3,5 минимального размера пенсий по старости (по новому законодательству - дополнительное социальное обеспечение), финансируемых за счет страховых взносов, фактически поступающих по дополнительному тарифу, составили 139,98 млн рублей. Переходящий остаток денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, образовавшийся за счет данных страховых взносов, на 1 января 2001 г. был равен 78,44 млн рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка