О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Низко-низко над водою

Недавно пресс-служба Boeing Phantom Works распространила заявление о разработке тяжелого транспортного самолета "Пеликан", который будет вдвое больше нынешнего украинского транспортника-супертяжеловеса Ан-225 "Мрия". Наиболее интересным представляется тот факт, что он будет использовать так называемый "экранный" эффект, как это делают не получившие пока широкого распространения экранопланы. Однако, подобные летательные аппараты проектировали и ранее.

В 1920-е годы во время испытаний самолетов с крылом, прикрепленным к нижней части фюзеляжа, конструкторы заметили, что подъемная сила крыла при посадке несколько увеличивается и в результате машина продолжает лететь над полем, как бы не желая садиться. Подобный эффект порой приводил даже к авариям. А все потому, что центр давления крыла (точка приложения подъемной силы) в этом случае перемещается к его задней кромке, и в результате самолет может опрокинуться.

Дальнейшие исследования показали, что между крылом самолета и поверхностью земли воздух сжимается и становится плотнее. Так возникает дополнительная подъемная сила, которая и поддерживает аппарат в воздухе. Экраном являлись также поверхности земли и воды. Открытое явление и назвали "экранным" эффектом.

В 1922 году появилась одна из первых работ об этом явлении - статья Б. Н. Юрьева "Влияние Земли на аэродинамические свойства крыла". Но в СССР не ограничились теоретическими исследованиями. Началась практическая разработка летательного аппарата, использующего экранный эффект. Такие машины (в дальнейшем их называли экранопланами и экранолетами) казались очень прогрессивными. Логика проста: чем меньше высота полета, тем существеннее влияние экрана и, следовательно, выше несущая способность крыла. В результате, для экраноплана нужны двигатели в два-три раза менее мощные, чем для обычного самолета, но с той же грузоподъемностью. Как оказалось, такой тяжелый летательный аппарат достаточно оснастить обычным автомобильным мотором.

Над экранопланами работали известные авиаконструкторы Г. П. Бериев, Р. Л. Бартини. Но самых больших успехов достиг Ростислав Евгеньевич Алексеев, возглавлявший в Нижнем Новгороде Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях. Собственно говоря, он больше известен как создатель скоростных судов: "Ракета", "Метеор" и "Комета".

Первый 3-тонный экраноплан, появившийся в 1961 году, имел пару несущих крыльев. Но, исследовав такую схему на нескольких моделях, Алексеев отказался от нее и выбрал другую - аппарат с одним крылом малого удлинения. Затем под его руководством была построена многотонная машина - "Каспийский монстр".

Свой первый полет самый большой в мире экраноплан КМ ("Корабль-макет"), со взлетной массой 540 тонн и максимальной скоростью полета 500 километров в час, совершил в 1966 году. В 1970-е годы это был самый большой в мире летательный аппарат. Подобные воздушные гиганты в то время даже не снились конструкторам "Боинга" или "Локхида". Хотя в США, ФРГ, Японии и Китае начиная с 60-х годов было спроектировано и построено несколько легких экспериментальных экранопланов и экранолетов.

Первый серийный летающий корабль, вошедший в состав Каспийской флотилии и названный "Орленком", предназначался для проведения десантных операций. Он был создан в 1979 году. Его скорость - 375 км/час, дальность - 200 километров. Экипаж экраноплана составлял - 6 человек, а полезная нагрузка не превышала 40 тонн. Вскоре в Каспийск был доставлен и его "родственник" - "Лунь", на борту которого размещалось шесть ракетных комплексов "Москит" среднего радиуса действия.

Когда уже три "Орленка" рассекали воды Каспия и барражировали в воздухе, ЦРУ и военное ведомство США озаботились не на шутку. Начали охоту за секретами экранопланов спецслужбы многих стран. Только в 1993 году американцы побывали на испытательной базе сверхсекретного "Орленка". Они не могли скрыть удивления. Корабль, мчавшийся над морем на высоте два-три метра и потому малозаметный для локаторов, обгонял обычные самолеты, которые следили за испытаниями...

Экраноплану "Орленок" предрекали большое будущее, но на вооружение флота он так и не поступил. Между тем, в Израиль и США стали уезжать те, кто активно работал в ОКБ Алексеева. Однако, как бы там ни было, за рубежом ничего подобного до сих пор создать не удалось.

Тем временем в России решили, что необходимость в ракетных и десантных экранопланах отпала. Два из них сохранились в неплохом состоянии и все еще стоят в законсервированном виде в Каспийске. Их вполне можно переоборудовать под спасательные суда. Но для этого не выделяются необходимые средства.

В 1992 году в недрах Минобороны РФ появился план создания принципиально нового образца военной техники, предназначенного не для несения смертоносного оружия, а, напротив, для выполнения исключительно гражданских задач. Например, поиск и спасение людей, терпящих бедствие на морских просторах. Так и родилась идея создания "Спасателя".

А вот дальнейшая судьба "Луни" и "Орленка", судя по всему, будет весьма печальной. Согласно принятому осенью 2000 года постановлению правительства, оба самолета в числе прочего ненужного армии "хлама" превратят в металлолом, а вырученные средства перечислят в федеральный бюджет.

Американский же экранолет "Пеликан" до сих пор, по информации Boeing Phantom Works, находится в стадии разработки. Известно, что должен будет иметь размах крыльев 152 метра и длину 109 метров. Что же касается грузоподъемности, то она будет достигать 1400 тонн.

Интересно, что "Пеликан" будет летать на высоте не более 6 метров над поверхностью воды, дабы в полной мере использовать экранный эффект. Но это пока только проект, а отечественная "Мрия" все еще - самый большой самолёт в мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка