О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новое амплуа бизнес-самолета

В то время, когда мировая авиаиндустрия все еще содрогается от последствий авианалета на Америку и корректирует в сторону снижения свои производственные планы, а перевозчики зализывают свои финансовые раны, сокрушаясь о том, что человечество с понятной опаской стало относиться к самому безопасному виду транспорта, деловая авиация, на которой практически не отразились сентябрьские катаклизмы, развивается без видимых срывов. Более того, заказы на бизнес-самолеты различных размерностей растут, самолетостроители на несколько лет обеспечены работой, к тому же выяснилось, что на некоторых маршрутах самолеты административного класса вполне даже способны заменить магистральные лайнеры.

Все это подтвердил недавно завершившийся в Орландо (штат Флорида) крупнейший салон деловой авиации, организованный Национальной ассоциацией деловой авиации (NBM) США. На этом представительном авиафоруме Airbus еще раз убедительно подтвердил, что намерен дать бой Boeing и в этом секторе мирового авиастроения.

Для пущего эффекта делегация европейской авиастроительной компании во главе с вице-президентом Ричардом Гаоной прибыла из Тулузы в Орландо на своем корпоративном самолете ACJ, который затем занял место на линейке натурных экспонатов. Самолет, пилотируемый старшим директором этой программы капитаном Жаком Драппе, преодолев беспосадочно 4200 морских миль (7770 км), имея на борту 17 пассажиров, восемь членов экипажа и внушительную экспозицию для своего стенда, через 9 ч 24 мин. приземлился в аэропорту "Санфорд". Машина с максимальным взлетным весом 74,9 т, в баках которой осталось около 4-х тонн горючего из 23,8 т, заправленных в Тулузе. Всего же самолет этого типа может брать на борт 29,8 т горючего.

В отличие от других административных самолетов, по существу, только ACJ можно считать авиалайнером, поскольку он полностью создан на основе 124-местного аэробуса А319. Шесть дополнительных баков, установленные в грузовом отсеке, позволяют увеличить дальность полета до 11 650 км и достичь 12 500 м высоты крейсерского полета. При перевозке 40 пассажиров дальность полета ACJ-7800 км. Модульная конструкция позволяет .иметь компоновку салона как в варианте повышенной комфортности для перевозки 10 пассажиров, так и в смешанной компоновке до полусотни человек. Самолет сертифицирован для выполнения коммерческих перевозок до 50 пассажиров. А поскольку ACJ является вариантом магистрального самолета, то для его поддержания в эксплуатации доступен весь комплекс услуг Airbus. Машина оснащается двумя двигателями FCM56-5A/B или V2500. Самолет, эксплуатируемый французской авиакомпанией Aero Services Executive и налетавший с июля 2001 года уже 900 часов, имеет 120-минутный ETOPS, но в январе будущего года Airbus надеется расширить диапазон эксплуатации по этим нормам до 180 минут.

Кабина этого бизнес-лайнера существенно шире, чем его соперников - Bombardier Global Express, GulfstreamV и Dassault Falcon 900. Диаметр фюзеляжа ACJ даже на семь дюймов больше, чем у Boeing Business Jets (BBJ) - главного конкурента европейского корпоративного самолета. Эта машина разработана на основе "737-700", но крыло и шасси взяты от более тяжелой модели "737-800".

Выступая на пресс-конференции, Ричард Гаона сказал, что после 11 сентября требования к бизнес-самолетам всех категорий несколько смягчились и перспективы продаж средне- и дальнемагистральных машин остаются неплохими. "Корпорации стремятся приобрести реактивный бизнес-самолет любой размерности, - заметил он, - поскольку персоналу приходится путешествовать. Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись в минувшем году, нам удалось заключить новые сделки по ACJ и мы сохраняем оптимизм относительно будущего этого самолета и общей ситуации в сфере деловой авиации".

Airbus сейчас имеет 30 соглашений на поставку этой машины, но некоторые из них должны быть перезаключены. Компания надеется продать в этом году шесть корпоративных самолетов, пока получено три заказа и в этом году будет поставлено 6-8 машин. Среди других эксплуатантов ACJ - чартерная фирма Twinjet и корпорация DaimlerChrysler, которая использует самолет для трансатлантических челночных перелетов между Штутгартом и Понтиаком, штат Мичиган, также летает в испанскую Виторию, где расположен автомобильный завод.

В этой связи следует особенно подчеркнуть, что некоторые европейские и американские авиакомпании проявляют большую заинтересованность в использовании деловых самолетов, полностью оборудованных под бизнес-класс, для регулярных перевозок через Атлантику. В этом отношении многообещающий пример подала Lufthansa, начавшая с июня летать по расписанию шесть раз в неделю по трассе между Дюссельдорфом и Нью-Йорком на BBJ полностью в компоновке делового класса (48 пассажиров). Любопытно, что до сентябрьских событий немецкая компания на этом маршруте использовала 212-местный А340 в трехклассной компоновке. Однако в связи с начавшимся спадом в перевозках, полеты по линии Дюссельдорф - Нью-Йорк прекратились. Практичность впрочем не отказала немцам и в этом случае: они решили на этом маршруте до лучших времен ограничиться скромной вместимостью BBJ, тем более, что наиболее востребованным на рейсах аэробуса был именно бизнес-класс.

По словам Гаоны, сегодня, когда на рынках воздушных перевозок наблюдается депрессия и пассажиропоток падает, компаниям не остается ничего другого, как гоняться за высокодоходными клиентами, обеспечивая их соответствующим сервисом. И здесь могут выручить корпоративные самолеты.

...Как мы уже отмечали, спад, изрядно потерзавший коммерческие авиакомпании, практически не коснулся деловой авиации - напротив, в этом сегменте рынка авиаперевозок в настоящее время наблюдается заметный подъем, продолжающийся почти 10 лет. В 1999 году было поставлено 636 реактивных бизнес-самолета на общую сумму 9,8 млрд дол. Год спустя заказчики получили уже 741 самолет (10,7 млрд дол.). Даже в кризисном 2001 году поставки упали ненамного, составив примерно 685 машин. В нынешнем году прогнозируется, будет поставлено 667 самолетов на сумму 9,7 млрд дол. Ну, а на ближайшее десятилетие, по подсчетам Honeywell, парк деловой авиации пополнится 8400 самолетами. Разумеется, многое будет зависеть от состояния мировой экономики, которая впрямую влияет на этот сектор.

После терактов в Америке спрос на полеты частными бизнес-самолетами, даже несмотря на то, что FAA намерена ужесточить в аэропортах стандарты по обеспечению безопасности деловой авиации, заметно увеличился. Ведь помимо того, что самолеты, принадлежащие корпорации, экономят время, а менеджеры, в том числе и высшего звена, больше не зависят от расписания региональных или международных авиакомпаний, повышается и уровень безопасности - практически исключено, что на борт такого самолета проникнет камикадзе с целью спикировать на, скажем, Букингэмский дворец.

Очевидно, что прогнозируемый на ближайшие годы рост мировой экономики несомненно вызовет и потребность в деловых самолетах, что, по всей видимости, гарантирует стабильность в этом секторе авиаиндустрии. Анализ мирового парка деловых самолетов подтверждает очевидную взаимосвязь между их количеством и состоянием экономики - почти 94% этого парка используется в наиболее развитых странах. Из 20 873 машин этого класса, насчитывающихся в мире, 14 856 проходится на Северную Америку (14 214 - США), 2225 - на Европу, 1339 - на Южную Америку, 846 - на Азию и Ближний Восток, 722 - на Центральную Америку, 640 - на Африку, 245 - на Австралию и Океанию.

Продвижение ACJ на рынок несколько затормозилось, поскольку проявившая интерес к бизнес-перевозкам авиакомпания United Airlines, которой принадлежит лизинговая фирма Avolar, взявшая на себя функции по аренде и техобслуживанию корпоративного самолета Airbus, переживает далеко не лучшие времена. В качестве альтернативного партнера теперь возможно будет рассматриваться Flight Options, взявшаяся было раскручивать новый административный Envoy7, который разрабатывала на основе 728JET обанкротившаяся Fairchild Dornier.

Сейчас Airbus ведет переговоры о постановке двух новых А340 в VIР-варианте, каждый из которых высокопоставленным клиентам обойдется в 140 млн дол. Свои надежды компания связывает и с A330-200 (World Ranger). Таких больших VIР-самолетов в год планируется продавать не более трех-четырех....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка