О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Всё. Решил увольняться"

После чрезвычайного происшествия под Ханкалой, где был сбит вертолет Ми-26T, прошло около двух месяцев. За это время глава военного ведомства Сергей Иванов издал приказ под N 095 о наказании виновных. Правда, в войска он до сих пор не поступил. Где-то лег под сукно. Как мне стало известно, командующему войсками СКВО генерал-полковнику Геннадию Трошеву был объявлен строгий выговор, его заместитель - начальник штаба генерал-полковник Булгаков предупрежден о неполном служебном соответствии. Отстраненный от должности командующий армейской авиацией сухопутных войск генерал-полковник Виталий Павлов написал рапорт на досрочное увольнение из Вооруженных сил.

И это далеко не весь список наказанных. Продолжила его Главная военная прокуратура. По уголовному делу N 29/00/0021-02 в качестве обвиняемых проходят: начальник отдела армейской авиации Объединенной группировки войск полковник Александр Кузнецов, командир 487-го отдельного вертолетного полка подполковник Анатолий Кудяков и командир экипажа вертолета Ми-26T майор Олег Батанов.

"Назначили виновных", - говорят вертолетчики. В полку, где проходит службу экипаж Батанова, сразу несколько человек подали рапорты об увольнении. Другие, молчавшие до этого авиаторы позвонили в корпункт "МН" и попросили встретиться. Так я оказался в Егорлыкском вертолетном полку, которым командует полковник Владимир Григорян.

Встретил меня начальник штаба части подполковник Игорь Тимохин:

- Кто в таком дурдоме служить будет?! Сам увольняюсь. Довели, валерьянку пить начал. Олегу Батанову с экипажем спасибо сказать нужно. Мужественные ребята. В таких случаях гибнут все. Они же спасли тридцать человек, а их теперь за это по прокуратурам таскают. Сам Батанов уже сказал, что летать больше не будет. Если к нам и дальше так будут относиться, то останется ли боевой полк - не знаю. А ведь в горах лучше наших вертолетчиков нет. Теперь вот три зама увольняются, за ними уйдут и другие... Почему в таких, как я, скажем, армия не заинтересована? Сорок лет. С отличием школу, военное училище и академию окончил... Душат полк со всех сторон. В основном проверками. На досуге подсчитал, что наш полк за 2002 год только 24 дня занимался по своему распорядку. Остальное время нас трясли проверяющие. Пятьдесят комиссий! От Генштаба и заканчивая местным начальством. Кормежка и проживание всех этих комиссий, естественно, за наш счет.

А какие указания дают? Почитайте, что в телеграммах пишут. Вот только один пункт из сорока трех, которые подписал главный воспитатель округа генерал-майор Серов: "Ежемесячно анализировать работу по обеспечению социальной справедливости в отношении офицерского состава и членов их семей, оказывать конкретную помощь в пределах предоставленных полномочий в разрешении семейно-бытовых, финансовых проблем. До 1 декабря 2002 года уточнить в каждой воинской части перечень социальных проблем и наметить конкретные меры по их реализации". Лично я ничего не понял. Но проверять исполнение этого пункта они приедут.

К нашему разговору подключился заместитель командира полка Герой России подполковник Леонид Макаренков:

- Экипаж майора Батанова действовал очень грамотно. Да это и комиссия по летным происшествиям отметила. Нашими сослуживцами мы гордимся, а вот те, кто оправдывается наверху, несут чепуху: мол, по 225-му приказу министра обороны на Ми-26 перевозить личный состав запрещено. Но давайте вспомним 1999 год, начало военной операции в Ботлихе. Ею тогда, если мне не изменяет память, руководил начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин. Тогда на Ми-26 и побольше группы перебрасывали. Считаю, что благодаря такой оперативности и был достигнут успех в Дагестане. А вот почему вертолет сбили в охраняемой зоне, тут Генштаб ответов не дает. В течение 10 лет на боевую выучку летного состава не поступило ни одного рубля. Разве это проблема летчиков?

С командиром экипажа майором Олегом Батановым мы разговаривали в классе тактической подготовки. Там на переднем плане вывешен приказ о виновниках трагедии в Ханкале. Словно читая мои мысли, Олег с горечью в голосе произнес:

- Так он для мирного времени написан. Если бы нас не подбили... А сбили нас на четвертом развороте, в охраняемой зоне. Стреляли сзади. От взрыва отказали оба двигателя, повалил черный дым. Сразу взял ручку управления на себя. Свободным вращением винтов добился нормальной посадки. Если ее можно так назвать. Правда, местность оказалась ухабистой. Прокатились по ней около 200 метров. Покинули машину через аварийные блистера. Створки грузового отсека открыть не смогли. Их, видимо, при взрыве ракеты заклинило. Вытаскивали пострадавших через пилотскую кабину. После случившегося нас сразу поволокли в госпиталь на обследование, взяли кровь на предмет наличия алкоголя. С прессой общаться запретили. Долго навязывали вывод, что в двигатель попала птичка или другой предмет... Все, решил увольняться. Служить там, где тебя делают козлом отпущения, больше не хочу. Так и напишите.

Дополнил своего командира бортовой техник капитан Владимир Рыцар:

- О перегрузе, как всюду пишут, не может быть и речи. Взлетный вес машины был в пределах 43 тонн, допустимый - 56 тонн. Проверял загрузку вертолета по прибору взвешивания веса. Пиропатроны ППИ-2, или, как их называют, "ловушки" для ПЗРК, не отстреливали потому, что мы шли на посадку на высоте 100 метров. Горящая масса могла при падении сжечь наш городок в Ханкале. Командир вертолетного полка полковник Владимир Григорян:

- Я горжусь своими подчиненными. Ни одного отказа от выполнения боевой задачи на территории Чечни. Экипаж майора Олега Батанова чудом остался жив. Теоретически при отказе всех систем и таком пожаре шансов на спасение нет. Мы видели потом ручку "шаг-газа". Она вся изогнута. Это говорит о том, с каким усилием давили на нее. Обидно, конечно, что сейчас уголовное дело завели на вертолетчиков. В чем их вина? Разве мы перевозим солдат по личной инициативе? На то есть заявки из вышестоящего штаба. И подписывают их они. Может, надо начинать с тех, кто допустил бандитов в охраняемую зону?

...Уже в Ростове я дозвонился до полковника Александра Кузнецова, который в то время руководил армейской авиацией ОГВ. Ему в тот день предъявили обвинение. В прокуратуре мне дали ознакомиться с этим постановлением. Вот что инкриминируют офицеру: "...Так, в начале августа 2002 года в штабе ОГВ (с) появилась разведывательная информация об активизации деятельности бандформирований в г. Грозном и о наличии у них на вооружении ПЗРК "Игла" и "Стрела". Эта информация установленным порядком поступала к Кузнецову А.К. Однако каких-либо конкретных мер по обеспечению безопасности полетов армейской авиации он не принял".

- Как раз все наоборот, - утверждает полковник. - Когда в июне сбили наш первый вертолет вблизи аэродрома, мною была подготовлена шифр-телеграмма. Именно в ней говорилось об усилении охранной зоны на подступах к аэродрому. Но ракета была пущена не с территории аэродрома.

Досье МН

За год армейская авиация ОГВ (с) потеряла 14 вертолетов. Из них два Ми-26, два Ми-24 и десять Ми-8. Кроме того, погибли 145 пассажиров и 11 членов экипажей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка