О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полеты в тумане опасны

В прошлый вторник глава Госкомавиации встретился с работниками УП "Аэропорт Минск-1", дабы погасить недовольство коллектива действиями комитета. Сначала руководство авиаотрасли лишило предприятие части недвижимого имущества и источников дальнейшего развития, а теперь собирается снять директора. В ответ последовало требование вернуть изъятые ценности и угроза в случае отказа искать понимание у правительства и президента.

Забегая вперед, можно сказать, что продуктивного разговора так и не получилось. Коллектив остался без исчерпывающих и убедительных ответов - председатель Госкомавиации Федор Иванов ограничился обещаниями и эмоциональными выпадами в адрес присутствующих, хотя по окончании встречи и заявил журналистам, что "урегулировал" все волновавшие аудиторию вопросы. А сидевшие вне президиума не сумели убедить начальство в весомости своих аргументов.

Более подробно о сути конфликта мы рассказывали в статье "Магазин под грифом "секретно" (см. "БР" No 38/2002), появление которой отчасти и подвигнуло работников аэропорта на более активные действия в защиту собственных интересов.

Бизнес-план без стержня, а коллектив без перспективы

Открывая встречу, директор аэропорта Александр Русецкий напомнил, что в августе прошлого года было решено не выносить аэропорт Минск-1 за пределы города - предприятию предоставили возможность развиваться. Причем развиваться на основе конкретной, к тому времени уже разработанной программы, в соответствии с которой в ближайшие пять лет Минск-1 собирался инвестировать в обновление своих фондов около 5 млн. USD. Объем инвестиций был рассчитан на основе исследования, проведенного совместно с Межотраслевым институтом независимой экспертизы инвестиционных проектов. Этим же институтом был подготовлен бизнес-план, рассматривавший как основной источник инвестиций торговый комплекс, построить который планировалось в течение 2002 г. на свободных площадях аэродрома.

"На основании разработанного бизнес-плана и в соответствии с протоколом поручений президента от 15 августа 2001 г. мы готовили документы в Минэкономики и Совет министров, чтобы попасть в государственную инвестиционную программу 2003 г.", - пояснил далее А. Русецкий. В качестве приоритетных в программу планировалось включить инвестиционные проекты по замене светосистемы аэропорта и ремонту взлетно-посадочных полос. Документы следовало подать до 1 августа текущего года. Все шло как нельзя лучше. Но главное, у предприятия и у его коллектива появилась перспектива.

Однако в середине июля, не согласовав свои действия с правительством, Госкомавиации издал приказ о создании РУП "Торговый комплекс "Аэродромный" с передачей этому предприятию принадлежавших аэропорту здания пассажирского павильона, "35 тыс. кв. м твердых покрытий аэродрома", и права строить и эксплуатировать торговый комплекс. Это решение, по сути, поставило крест и на бизнес-плане аэропорта, и на программе его развития.

Предприятие лишилось не только золотоносной идеи (она, по словам выступающих на встрече, принадлежала А. Русецкому) и права ее реализовать, но и одного из основных на сегодня источников существования - пассажирского павильона, который за счет сдачи в аренду части помещений приносил ежемесячно около 5 тыс. USD. В размерах страны это мизер, но небольшому предприятию какое-никакое подспорье. К тому же под залог этого здания оно собиралось получить кредит на реконструкцию аэровокзала.

"Из-под аэропорта выбит тот самый стержень, на котором держался весь бизнес-план. Исчез источник доходов. Сегодня работы по реконструкции здания аэровокзала находятся в подвешенном состоянии. И то, что мы провели тендер на поставку светосигнального оборудования, тоже оказалось фактически никому не нужным. Нет источника финансирования", - подытожил А. Русецкий. К тому же, как следует из прозвучавших на встрече выступлений работников аэропорта, следующей в списке подлежащих изъятию объектов стоит автобаза. Об этом в коллективе предприятия узнали совсем недавно. Как, впрочем, и о том, что Госкомавиации вознамерился сменить директора аэропорта, у которого на днях истек срок контракта.

Все это в совокупности побудило работников аэропорта написать председателю Госкомавиации письмо, в котором они изложили свое несогласие с перечисленными выше действиями и намерениями комитета. Под письмом подписались 185 человек из 350 (230 непосредственно заняты в аэропорту и 120 - медработники). Причем, как сказал на встрече Александр Русецкий, если аэропорту не возвратят пассажирский павильон, то коллектив предприятия вынужден будет обратиться за помощью к правительству и президенту.

Обещания в качестве компенсации

Чтобы погасить конфликт, глава Госкомавиации решил лично пообщаться с коллективом аэропорта и объяснить свою позицию. А прежде чем приступить к беседе, Ф. Иванов позаботился о ее доверительном характере. "Что здесь делают журналисты? Я никого не приглашал", - начал он и в ответ на отрицательную реакцию зала пояснил, что тут не "какое-то собрание колхозное. Мы работаем в рабочее время, а не после работы. Пишите, что считаете нужным. Но здесь есть ряд вопросов, которые не подлежат освещению. Это наши вопросы, и мы их будем решать. Или мне уйти?".

Тем самым председатель уже в начале беседы не только подлил масла в огонь, но и обнаружил, что комитет почему-то старается избежать публичного внимания к своим действиям. Он однозначно высказал недовольство по поводу того, что история с торговым комплексом раздувается в прессе и что ставятся вопросы об ущемлении прав аэропорта.

Причинами принятия решения о создании РУП и передачи ему указанных выше полномочий и имущества Ф. Иванов назвал безрезультативно проведенный в мае текущего года тендер на строительство торгового комплекса и то, что аэропорт "должен заниматься полетами и их безопасностью". А что касается торгового комплекса, то это будет самый лучший в Минске рынок (Ф. Иванов предпочитает именно это слово), покруче даже "Паркинга" на Комаровке. Новый (взамен утвержденного в прошлом году) проект на 3 тысячи торговых мест уже делается и будет готов к концу ноября. А деньги от этого рынка пойдут на развитие всей авиации, а не только аэропорта Минск-1.

На первый взгляд, весьма убедительно. Комитет решил, что если уж что-то строить, так с пользой для всей авиации. Ведь каждый аэропорт "имеет кучу проблем". А их восемь в стране, из которых Минск-1 не самый проблемный. Плюс три завода, занимающихся ремонтом авиационной техники, плюс авиакомпании, которым тоже нужно помогать. Например, недостаток заказов у Минского авиаремонтного завода вынуждает сократить здесь в ближайшее время около 300 человек (кстати, Ф. Иванов пообещал, что Минск-1 никого не потеряет - сокращений не будет).

Однако, в отличие от аэропорта, который прежде чем приступить к строительству рынка, разработал программу, подготовил бизнес-план, сделал предварительные расчеты стоимости и сроков строительства будущего объекта, комитет имеет пока только намерения. "Я хочу, чтобы здесь была армада самолетов. А добиться этого поможет рынок, который будет на порядок выше тех, что есть в Минске", - сказал Ф. Иванов. Что касается бизнес-плана, то ни у комитета авиации, ни у "Торгового комплекса "Аэродромный" его на данный момент нет.

Проект же, обещанный к концу ноября, - лишь эскизный, его еще надо будет согласовать. А до тех пор, пока отсутствует даже эскиз, говорить о сроках строительства и объемах необходимых инвестиций, мягко говоря, сложно. Тем не менее известны предварительные оценки. По словам А. Русецкого, реализация новой идеи потребует 6 млн. USD, что вшестеро больше, чем предусматривалось прежним проектом, разработанным по заказу аэропорта.

Откуда комитет намеревается взять такие деньги, тоже пока не ясно. Даже если новосозданное РУП возьмет кредит под залог стеклянного павильона, о чем сказал Ф. Иванов, то эта сумма составит, в лучшем случае, четвертую или пятую долю от необходимых объемов, потому что оценочная стоимость павильона составляет 1,5 млн. USD. Правда, в ходе разговора Иванов упомянул о некоем иностранном инвесторе, который (с чьих-то слов) собирается принять участие в строительстве рынка. Но даже в этом случае комитету придется где-то изыскивать еще около 2 млн. USD, чтобы не отдать иностранной фирме контрольный пакет акций (правда, тогда может повториться то, что было с первым тендером, о безрезультативности которого Ф. Иванов упомянул в начале беседы).

Кроме того, не следует забывать, что любая стройка, любое вложение инвестиций - это риск не получить отдачи или заморозить средства на длительный срок. И если в первом варианте рисковал только аэропорт и рисковал суммой в 900 тыс. USD, то сейчас гораздо больший риск перекладывается на плечи всей авиации. Не говоря уже о том, что ей придется какое-то время работать и на сам проект.

Даже при самом лучшем раскладе прибыль, частично обещанная и столичной гавани-ветерану, начнет поступать не раньше чем через два года. Между тем программа и бизнес-план развития аэропорта Минск-1 похоронены: павильон у него забрали, возможность через год получать прибыль от рынка - тоже. Аэропорт даже не может взять кредит, так как у него теперь нет годного для залога имущества. Надо придумывать что-то иное, делать новый бизнес-план, на что уйдет немало времени и денег. И не исключено, что впустую, потому что плохие истории имеют привычку повторяться. А светосистема и взлетно-посадочные полосы уже сегодня держатся на честном слове обслуживающего персонала. Слово это надежно, но все равно аэропорт вот-вот придется закрывать, дабы лишний раз не рисковать жизнями пассажиров и жителей Минска.

Но, может быть, в Госкомавиации уже все давно продумали?

Молитесь - и все пройдет

Что касается финансирования программы по замене светосигнальной системы и ремонту взлетно-посадочных полос, то Ф. Иванов лишь пообещал, что комитет обсудит эту проблему и попытается найти решение. Мало успокаивает и обещанный приход будущей весны: "Наступит весна, и все уплывет вместе с талым вешним снегом - и "стекляшка", и рынок. И конфронтация, начатая кем-то, тоже закончится".

Уточним, что "стекляшка" уже уплыла, и возвращать ее председатель не собирается. Во всяком случае, не собирался на момент проведения встречи. Как, впрочем, не собирался и продлять контракт с директором аэропорта, несмотря на протест трудового коллектива.

"Если трудовой коллектив аэропорта не видит перспектив его развития, я считаю, что это недоработка директора, и у меня есть право не продлить его контракт", - пояснил свою позицию Ф. Иванов. Но это могло стать аргументом четыре месяца назад - до того, как аэропорт лишили всяческих перспектив. А сегодня это уже не аргумент, поскольку безвыходность сложившейся (кстати, не по вине А. Русецкого) для аэропорта ситуации очевидна. И работникам предприятия ничего не остается, как только последовать совету председателя Госкомавиации: "Вы должны молиться на нас". Точнее, это не совет, а напоминание о долге - видно, Ф. Иванов подзабыл, что комитет существует на средства налогоплательщиков, к которым относятся, в частности, и работники аэропорта, с мнением которых он, в общем-то, должен считаться.

А мнение коллектива, помимо указанного выше, заключается еще и в том, что директора менять не следует. Особенно в преддверии зимы, потому что аэропорт - это достаточно сложное и ответственное хозяйство, поддерживать которое в порядке зимой особенно сложно. Да и вообще, говорили выступающие, нет никаких оснований не продлять А. Русецкому контракт. Когда он в 1996 г. принял аэропорт, просроченные долги предприятия составляли 960 тыс. USD. Сегодня Минск-1 не имеет задолженности по заработной плате, по платежам в бюджет и просроченной задолженности по оплате за энергоносители. Снизилась текучесть кадров и наметилась тенденция закрепления на работе молодых специалистов.

А теперь не известно, посетовал один из выступающих, что будет с аэропортом, с заработной платой. Ф. Иванов четко ответил: "Сколько заработаете, столько и получите. И независимо от того, что вы решите, решение буду принимать я". Последняя фраза прозвучала ответом на намерение коллектива обратиться за помощью в правительство и к президенту, если не будет найдено понимание у руководства комитета.

В заключение хотелось бы добавить, что если Минск-1 не приступит в ближайшее время к обновлению своих основных фондов, то городу ничего не останется делать, как настаивать на выносе аэродрома за пределы МКАД. Чтобы не пришлось молиться за безопасность населения белорусской столицы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Белорусский рынок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка