О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

К мировым стандартам

Авиакомпания UTair (до 1 октября - "Тюменьавиатранс") впервые выпустила бухгалтерский отчет по стандартам IAS. По итогам 2001 г. компания остается одним из самых рентабельных российских перевозчиков.

UTair владеет самым большим вертолетным парком в мире (181 машина). Всего у компании 294 воздушных судна. По итогам 2001 г. UTair заняла 4-е место среди российских авиакомпаний по числу перевезенных пассажиров (1,2 млн человек). Основные акционеры UTair - администрации Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - 25% и Сургута - 18,8%. Иностранным инвесторам принадлежит 25% , физическим лицам - 17% , российским инвесторам и юридическим лицам - 12,1% , Минимуществу - 2,1% акций.

До недавнего времени единственной авиакомпанией, предоставлявшей отчетность и по российским, и по международным стандартам, был "Аэрофлот". UTair, по словам гендиректора компании Андрея Мартиросова, решила делать то же самое, желая угодить своим иностранным партнерам и акционерам (примерно на 5% акций компании выпущены ADR первого уровня). "Мы много работаем на международных рынках и хотим быть более понятными", - объясняет Мартиросов.

По аудированному отчету по итогам 2000 - 2001 гг. , который имеется в распоряжении "Ведомостей", выручка компании составила $148,4 млн (в 2000 г. - $87,1 млн). Операционная прибыль - $9,7 млн, чистая прибыль - $15 млн. Как отмечает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова, большая часть чистой прибыли существует только на бумаге: $9,1 млн из этой суммы приходится на списание пеней по платежам во внебюджетные фонды. "Реально же чистая прибыль компании сократилась почти в два раза - с $14 млн [в 2000 г. ] до $6 млн", - отмечает Сахнова.

Сахнова говорит, что международная отчетность UTair хуже, чем результаты, рассчитанные по РСБУ. Например, операционная прибыль компании по МСФО сократилась на 23% , хотя по российской - только на 14%. Кроме того, аналитик обращает внимание, что при перекладывании российской отчетности на международные стандарты погрешность может составить 10 - 15%.

Тем не менее аналитики хвалят UTair за значительный рост выручки. По словам Сахновой, операционные доходы выросли на 72% и компания не испытывает недостаток кэша. Однако Мадина Бутаева из "Атона" обращает внимание на резкое (на 88% ) увеличение затрат. Расходы на техническое обслуживание выросли в четыре с половиной раза - с $5,7 млн до $28,9 млн, на ГСМ компания потратила $25,5 млн вместо $12,5 млн в 2000 г. В компании рост расходов объясняют тем, что для резкого увеличения объема работ пришлось потратиться на ремонт авиатехники.

Тем не менее компания не только тратит деньги, но и зарабатывает их. Мадина Бутаева отмечает, что UTair остается самым рентабельным среди российских перевозчиков. Рентабельность компании снизилась с 17% до 10% , но у большинства конкурентов этот показатель приближается к нулю. Мартиросов говорит, что высокий уровень рентабельности достигается благодаря диверсифицированной структуре бизнеса. Более половины доходов компании приносят вертолетные работы, из них около 25% - доходы от международной деятельности. А конкуренты UTair зарабатывают на низкорентабельных пассажирских перевозках на самолетах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка