О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Военные запчасти пустили за границу

Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) разрешил самостоятельный экспорт запчастей и сервисных услуг четырем компаниям ВПК. Среди них АВПК "Сухой" и ММПП "Салют", создающие главный товар российского оружейного экспорта - самолеты на платформе истребителя Су-27. Если их самостоятельная работа будет успешной, мимо "Рособоронэкспорта" пойдет около $200 млн в год.

Указ президента, дающий предприятиям ВПК право на самостоятельный экспорт запчастей, учебного и вспомогательного оборудования и оказание услуг по сервисному обслуживанию ранее поставленной техники, был подписан еще в декабре прошлого года. В указе оговаривалось, что право на самос тоятельный экспорт имеют лишь те предприятия, где государство имеет контрольный пакет акций, и только по вновь заключаемым контрактам. 16 сентября президент подписал распоряжение, в котором КВТС предписывалось выдать лицензии четырем предприятиям - АВПК "Сухой", ФГУП ММПП "Салют", ФГУП ФНПЦ "Прибор" и петербургскому ЦКБ морской техники "Рубин". К распоряжению прикладывался "широкий список" примерно из 40 предприятий, которым КВТС может предоставить право экспорта в будущем.

Вчера КВТС сообщил, что 14 октября председатель комитета, замминистра обороны Михаил Дмитриев подписал документ, дающий четырем упомянутым в сентябрьском распоряжении президента предприятиям право на самостоятельный экспорт запчастей и сервисных услуг сроком на три года. Промедление с выполнением президентского указа Дмитриев еще летом объяснял необходимостью так отобрать предприятия, чтобы на внешнем рынке не возникло противоестественной конкуренции среди российских производителей. В КВТС уверяют, что, получив оформленные заявки от предприятий из "широкого списка", комитет выдаст лицензии и им.

Отпущенные в самостоятельное "заграничное плавание" четыре предприятия имеют разный экспортный потенциал. АВПК "Сухой" и ФГУП ММПП "Салют" - больший, поскольку они технологически связаны с производством самолетов на платформе Су-27, на продажи которых приходится свыше 50% российского оружейного экспорта (общий его годовой объем - более $4 млрд). На базе АВПК "Сухой" должны быть созданы управляющие структуры авиационной холдинговой компании "Сухой", а московское предприятие "Салют" производит авиадвигатели к самолетам Су-27, поставляемым в Китай.

Два других предприятия не поставляют запчасти, и объем их потенциального экспорта невелик. ЦКБ МТ "Рубин" в 1998 - 2000 гг. пользовалось правом на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но это касалось только проектных работ. Относительно небольшое московское предприятие "Прибор" разрабатывает малокалиберные боеприпасы и может существлять в основном сервисное обслуживание в тех странах, где эти боеприпасы производятся по российской технологии.

По словам гендиректора "Салюта" Юрия Елисеева, разрешение нужно прежде всего для увеличения оперативности в работе с иностранными заказчиками. "Западные компании предлагают поставить запчасти для ремонта авиадвигателя за 72 часа, а сейчас и за сутки в любую точку мира. Мы же иногда не могли поставить расходные материалы по полгода", - говорит Елисеев. Впрочем, работа предприятия с госпосредником, по его словам, не прервется, так как "Рособоронэкспорт" имеет широкую сеть зарубежных представительств. "За последние годы у нас нет претензий к "Рособоронэкспорту", и мы и в дальнейшем будем работать с ним", - говорит Елисеев.

Представитель АВПК "Сухой" Юрий Черваков говорит, что решение дает юридическое основание для создания за рубежом сервисных центров. По словам источника в одной из оборонно-промышленных компаний, "если АВПК "Сухой" вложит свои средства в создание сервисных центров и предложит хорошие условия (российским) поставщикам запчастей, то они сами к нему потянутся. Если АВПК этого не сделает, то скорее всего мы будем работать через "Рособоронэкспорт".

Между тем рынок поставок запчастей достаточно велик. По словам редактора журнала "Экспорт вооружений" Максима Пядушкина, "оценки "Рособоронэкспорта" о том, что запчасти и сервис составляют 5% от всего оружейного экспорта (в прошлом году он составил у госпосредника $3,7 млрд) , могут быть занижены". Источник в одной из оборонно-промышленных компаний считает, что запчасти и сервис составляют 10 - 20% от всего экспорта, т. е. примерно $200 - $400 млн в год. При этом "Салют", продающий авиадвигатели АЛ-31 к самолетам Су-27 и Су-30, - один из крупнейших поставщиков авиадвигателей, которые с точки зрения производства самолетов являются запчастью. По оценке Пядушкина, экспорт "Салюта" составил 70% от объема продаж предприятия в прошлом году, который был равен $239 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка