О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Про Камова, вертолеты и Толю

В начале сентября ко мне обратились с просьбой написать статью к 100-летию со дня рождения выдающегося основателя российского вертолетостроения - Николая Ильича Камова. Задача оказалась неподъемной.

Человек - гора. Прародитель уникальной соосной схемы, за которой, по существу, будущее вертолетостроения. Конечно, соосную схему создавал весь народ, но именно Николай Ильич стал тем "магнитом", вокруг которого собрались лучшие теоретики и практики мирового авиастроения. Заслуга Н.И. Камова в том, что, несмотря ни на какие преграды и препятствия, возглавляемым им коллектив добился своего - разработана, построена и получила мировое признание целая гамма вертолетов: от небольших беспилотных и ранцевых до огромных Ка-22 и страшных Ка-50/52.

К сожалению, как, впрочем, и все, с удивительными вертолетами камовской фирмы мы познакомились слишком поздно. В начале 80-х на одном из "богом забытых" затерянном на Дальнем Востоке аэродроме, во время обычных полетов мы легко узнавали по шуму винтов, какой вертолет заходит на посадку: то ли "двадцать четверка", то ли "восьмерка", не говоря уже о Ми-6 или Ми-2. А тут вдруг появился совершенно новый звук, который мы никогда раньше не слышали. Удивление было настолько велико, что прозевали посадку. Пару необычных вертушек увидели уже на ЦЗ, а когда бросились к ним, чтобы разглядеть поближе, из кабин стали появляться пилоты в морской форме. Тут все стало ясно - камовские машины. Мы чуть было, не сорвали полеты, нужно идти работать, а мы все никак не могли оторваться от этих игрушек, все было впервые, все было интересно.

С тех пор прошло много времени, камовские машины постепенно, шаг за шагом завоевывали симпатии вертолетчиков всего мира. Потом был фильм про "Черную Акулу", который наизусть выучили все наши мальчишки. Сегодня без камовских вертушек невозможно представить вертолетный мир, а в воздухе из тысяч шумов типа "миль-миль-миль", легко узнаваемое, основательное "ка-мов, ка-мов". Эта степенность, основательность была присуща создателю необычной соосной схемы, который вместе со своими единомышленниками грамм за граммом, миллиметр за миллиметром преодолевал чудовищное сопротивление. Никто в мире не смог решить эту задачку. А мы сумели. Сегодня сотни вертолетов с маркой "Ка", рассекая лопастями воздух, поют гимн своему создателю...

Серьезного материала не получилось, поэтому разрешите чуть-чуть подурачиться или, как говорит современная молодежь, оттянуться, а вертолетчики - зависнуть.

Итак, многие знают, что Н.И. Камов стал прародителем соосной схемы, но немногие знают, что именно он предложил назвать вертолет "Вертолетом".

Супротив их "геликоптера" (спираль, винт, крыло, вращающийся, ввинчивающийся в небо, вертикально взлетающий) наш, предложенный Камовым "вертолет" звучит лучше и точнее. Он словно бы просит поВЕРить в ТО, что он ЛЕТает. Вертолету, в отличие от самолета, который САМ ЛЕТает, с дня своего рождения пришлось доказывать право на существование. Затем вертолетам стали давать собственные имена: наши - "Полосатый", "Зеленый", "Крокодил", "Акула", "Касатка", "Аллигатор"; американские - "Апач", "Чинук"; итальянская - "Мангуста"; британский - "Си Кинг", французские - "Белки", "Дельфины" и "Пумы"...

Если Вертолет - имя полное, значит должно существовать и короткое. Например, Евгений - Женя, Наташа - Ната, Роман - Рома, правда, Никите никак не могу придумать короткое имя. Никита он и "в Африке" - Никита.

Чтобы получить короткое имя нужно взять корень и добавить букву "а" или "я". Попробуем. Вертоля, Вертля, какое-то вертлявое имя получается. Тоже самое, что из Геликоптера - Геля. А что если просто Толя, сурово звучит, но справедливо. Итак, зовите его просто, Толя! Начиналось все так серьезно, а закончилось несерьезно.

В качестве заключения, в дни юбилея появилось множество статей и материалов с холодным, официальным перечислением модельного ряда Ка-15, 18, 22, 25, 26, 226, 126, 27, 29, 31, 32, 50, 52, 60, 62: скучно и не интересно. Напротив, каждый день перечитываю "страницы жизни Н.И. Камова" из замечательной книги Лидии Кузьминой "Конструктор вертолетов". Удивительно, но именно женщина сумела интересно и честно написать о столь неординаром человеке и столь необычных вертолетах. Можно принимать камовские вертолеты и не принимать, можно любить их и не любить, но они есть и будут. Земной поклон Вам, Николай Ильич Камов!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка