О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тоби Брайт: "Мы стучим российским чиновникам по голове"

На днях на мировом рынке гражданского авиастроения сменился лидер. Одержав победу в битве за крупный заказ на 120 самолетов для английской авиакомпании EasyJet PLC, крупнейшего дискаунтного европейского перевозчика, концерн Airbus Industrie обогнал по количеству заказов своего основного конкурента - американскую корпорацию Boeing. Ранее американцы проиграли европейцам битву и за российский рынок. Старший вице-президент по продажам компании "Boeing - Гражданские самолеты" Тоби БРАЙТ рассказал корреспонденту "Известий" Тимуру ХИКМАТОВУ о политике компании на российском и мировом рынках.

- Почему Boeing проиграл сделку по самолетам для EasyJet PLC?

- Все дело в цене. Президент EasyJet PLC несколько недель назад заявил прессе, что Boeing - это выбор с малым риском, а Airbus - решение с малой ценой. Они выбрали второй вариант.

- Эксперты считают, что Airbus будет строить эти самолеты чуть ли не себе в убыток. Вы согласны с такой оценкой?

- Мы не уверены в том, что Airbus намерен производить самолеты с убытком для себя. Хотя я знаю, что европейцам в ходе переговоров пришлось очень сильно снизить цену. Boeing решил, что так снижать цену нецелесообразно.

- А что для вас сейчас важнее - доля рынка или прибыль?

- Прибыль. Boeing не может игнорировать ситуацию на рынке, когда авиакомпаниям из-за финансового положения сложно обновлять парк. Но продавать ниже рентабельности 120 самолетов - это непозволительная роскошь. Не стоит идти на плохой деловой контакт.

- Контракт с "Аэрофлотом" у вас не состоялся по этой же причине?

- Запросы заказчиков резко отличаются, поэтому сравнивать кампании по продаже самолетов разным авиаперевозчикам невозможно. Но на финише российской сделки также началась игра на понижение цен. Мы очень долго думали и решили не идти по пути столь значительных уступок. В случае с "Аэрофлотом" к ценовому вопросу добавилась и проблема таможенных тарифов.

- Неудача с "Аэрофлотом" не изменит ваше отношение к российскому рынку?

- Нет. Мы по-прежнему считаем российский рынок очень перспективным и уверены, что получим его значительную долю. Как только в России будут снижены таможенные тарифы.

- А вы что-то для этого делаете?

- Да, и для этого есть много различных путей. У Boeing в России есть несколько совместных проектов, и при любых встречах с российскими чиновниками мы стучим им по голове и требуем снизить таможенные тарифы. Не стоит забывать, что для президента России Владимира Путина один из приоритетов - присоединение к ВТО. Вступление в нее невозможно без снятия таможенных барьеров.

- В российской прессе появлялись соображения, что выбор "Аэрофлотом" европейских самолетов - это месть американцам за введение квот на поставку стали. Вы не пытались содействовать их отмене?

- У нас, к сожалению, нет таких возможностей. Жаль, что для правительства сталь иногда оказывается важнее самолетов.

- Сейчас активно развиваются авиакомпании, предлагающие дешевые тарифы. Такие перевозчики желают получить низкие цены и от производителей самолетов. Может ли Boeing предложить им дешевый продукт?

- Boeing-737 идеально подходит для такой эксплуатации: самолет отличается низкими эксплутационными расходами и дешевым техническим обслуживанием. Сегодня в мире эксплуатируется 940 самолетов нового поколения этой модели.

- Не кажется ли вам, что продажа самолетов в последнее время носит политизированный характер: перевозчики выбирают технику ориентируясь на интересы своего правительства?

- К сожалению, эта проблема наблюдается во всем мире. В авиакомпаниях, которые контролирует государство, это влияние проявляется наиболее сильно.

- Продажа самолетов становится частью пакетных сделок?

- Очень часто мы пытаемся сделать такую пакетизированную завязку. Например, продавая новые самолеты, Boeing предлагает авиакомпаниям взять взамен старую технику или помогает в организации центров технического обслуживания. В Южной Африке мы наладили выпуск ряда деталей самолетов. Есть несколько кооперационных программ и в России.

- Как скажутся последние события на вашей деятельности?

- Изменения уже произошли: за последний год Boeing вдвое сократил производство. Это началось сразу после терактов 11 сентября. Мы провели маркетинговое исследование рынка и пришли к выводу о необходимости этого трудного для нас решения. Хочу подчеркнуть, что в этой ситуации наш конкурент Airbus производство самолетов не снижал. Мне кажется, что у европейцев нереальный взгляд на рынок. Сейчас у нас идет несколько кампаний по продажам. Я бы не хотел называть конкретных авиаперевозчиков. Хочу лишь отметить, что в Азии дела идут неплохо: уже объявлено об успехах в сделке с Сhina Airlines. Скоро вы услышите о наших новых заказах на этом континенте.

- А когда производство самолетов выйдет на полную мощность?

- Мы прогнозируем, что мировые авиакомпании выйдут на уровень рентабельности к 2004 году. Заказы могут начаться в 2005 году, удовлетворим мы их через год. Так что до ренессанса еще далеко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка