О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Храбрые портняжки

В настоящее время под видом реализации Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения РФ начался стихийный передел существующей структуры деления воздушного пространства РФ. Кратко изложу суть вопроса.

В 2000 г. постановлением Правительства РФ N 144 от 22.02.2000 была утверждена Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения РФ, конечной целью которой являлось создание Единой федеральной аэронавигационной системы. В связи с этим, разработанная ранее (в 1993-1994 гг.) федеральная программа модернизации Единой системы УВД, удержанная постановлением Правительства РФ от 20.04.95 N 368, требовала существенной корректировки. В данной Концепции предусмотрен механизм корректировки, в частности, в ст. 60 указывается, что должен поддерживаться достигнутый уровень безопасности и эффективности в условиях ожидаемого роста интенсивности воздушного движения. Очередность реализации проектов, предусмотренных федеральной программой, устанавливается с учетом интересов отдельных субъектов РФ.

В целях реализации данной Концепции, Государственной службой гражданской авиации был разработан и утвержден 07.03.2000 "План мероприятий по организации работ, направленных на укрупнение существующих районных центров ЕС и ОрВД в объединенные районы УВД". В этом плане в перечень подлежащих укрупнению районных центров ЕС и ОрВД входил и Архангельский районный центр ЕС ОрВД.

19 июля 2000 г. в г. Москве состоялось совещание по вопросам укрупнения центров ЕС ОрВД и созданию океанических секторов ОрВД. На совещании были доведены предложения Госкорпорации по ОВД, где обосновывалась целесообразность в тактическом плане последовательно укрупнить существующий 71 районный центр ЕС ОрВД до 24 районных центров, в перечень которых также входил и Архангельский укрупненный центр ОрВД. Протокол совещания был утвержден директором ФСВТ и главнокомандующим ВВС. 23-28 июля 2000 г. в Волгограде состоялось совещание заместителей руководителей предприятий по УВД и ЭРТОС, на котором было принято решение:

- одобрить тактический план укрупнения существующего 71 районного центра ОрВД до 23-25 по принципу "один центр - одно предприятие";

- поручить ФУП "Госкорпорация по ОВД" совместно с ГосНИИ "Аэронавигация" до 15.11.2000 подготовить проект "Федеральной программы укрупнения существующих центров ЕС ОрВД" и представить его на утверждение в органы государственного регулирования гражданской авиации и Министерства обороны РФ до 15.11.2000.

16.11.2000 в г. Москве на заседании Межведомственного совета по техническому оснащению кроссполярных и транссибирских воздушных трасс и модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ было принято решение, которое носило рекомендательный характер. В нем, в частности, предусматривалось:

- создание 18 укрупненных центров управления полетами, в состав которых вошел и Архангельский, и строительство 12 зданий центров управления полетами, в том числе и в г. Архангельске;

- создание в указанных выше 18 центрах районных автоматизированных систем управления воздушными движением (РАС УВД);

- оснащение радиолокационных позиций и центров УКВ и КВ-радиосвязи;

- создание сети авиационной фиксированной спутниковой связи (АФСС), которая свяжет радиолокационные и радиосвязные позиции с центрами управления полетами.

Решение подписано сопредседателями Межведомственного совета первым заместителем министра транспорта РФ А. В. Нерадько и заместителем главнокомандующего ВВС генерал-полковником В. С. Михайловым.

В декабре 2001 г. постановлением Правительства РФ N 848 утверждается федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)", в которую вошла подпрограмма "Единая система организации воздушного движения". В качестве инвестиционного проекта в ней изложен проект "Создание укрупненных районных центров управления полетами воздушных судов", но он не определяет планируемых к созданию укрупненных районов ОрВД, а определяет алгоритм выделения инвестиционных средств.

На сегодняшний день федеральная программа укрупнения районных центров не утверждена и в предприятия, входящие в состав ФУП "Госкорпорация по ОВД", не направлена. Вот поэтому у части руководителей государственных унитарных дочерних предприятий (в дальнейшем ГУДП), а всего их 26, появился соблазн самостоятельно перекроить существующую структуру деления воздушного пространства, усыпив бдительность чиновников различных уровней, как гражданского, так и военного ведомств, ублажая их сказочными "прожектами" об использовании спутниковых технологий. Особенно отчетливо проявилось это в нашем Северо-Западном регионе. Так, руководители ГУДП "Сев-Запаэронавигация" (С.-Петербург) и "Аэронавигация Северного Урала" (Сыктывкар), с согласия командования 61 армии ВВС и ПВО, без уведомления руководства ГУДП "Архангельскаэронавигация" (Архангельск) и органов исполнительной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа, разработали проект создания двух укрупненных центров ОрВД: Санкт-Петербургского и Сыктывкарского, поделив воздушное пространство Архангельского РЦ ЕС ОрВД, Нарьян-Марского ВРЦ, Амдерминского РЦ ЕС ОрВД, Лешуконского ВРЦ, Котласского РЦ ЕС ОрВД между собой. При этом из внимания разработчиков проекта выпало то, что Архангельская область и Ненецкий национальный округ являются субъектами РФ, а следовательно, реализацией проекта может быть нанесен ущерб интересам этих субъектов РФ (на сегодняшний день в региональный бюджет ГУДП "Архангельскаэронавигация" ежегодно перечисляет платежи в виде налогов на сумму более 55 миллионов рублей).

Безусловно, никто не собирается подвергнуть ревизии программу "Модернизация транспортной системы (2002-2010 гг.)" и Концепцию модернизации и развития ЕС ОрВД на 2002-2010 гг., но это - документы стратегического характера. На ближайшие годы необходимо решить более реальные задачи и взять за основу принцип, который определен совещанием в Волгограде: "один укрупненный центр - одно предприятие". Если мы, с учетом решения, принятого Межведомственным советом 16.11.2001 в Москве, сумеем реализовать эти ближайшие задачи и из 71 районного центра создадим 18-24 укрупненных центра ОрВД, это будет большим достижением в деле реализации программы. Выполнив эти первоочередные задачи, накопив определенный опыт, получив и обобщив результаты, можно двигаться дальше. Принцип "от простого - к сложному" не утратил свою актуальность и сегодня. В ГУДП "Сев-Запаэронавигация" входят 5 районных центров ЕС ОрВД, в ГУДП "Аэронавигация Северного Урала" - 3 районных центра и один вспомогательный. Для их объединения (укрупнения) потребуется значительное время, и это - большое поле деятельности для руководителей этих предприятий.

К решению задач по созданию укрупненных центров по ОрВД необходимо подходить очень ответственно и аккуратно: "не навреди" - вот главное, чем мы должны руководствоваться. И во главу угла должен быть поставлен вопрос обеспечения безопасности полетов, а пока он вызывает определенное беспокойство. Так, - например, в Западной Европе, странах Скандинавии и Прибалтики к решению вопроса создания укрупненных центров по ОрВД подходят очень осторожно и планируют начать эту работу только после 2005 г.

Существует поговорка "семь раз отмерь - один раз отрежь". В авиации, при решении любой задачи, можно перефразировать данную поговорку как "сто раз отмерь - один раз отрежь". Это надо принять как аксиому, и тогда мы не ошибемся. Ни в коем случае нельзя допустить стихийного (по-партизански) перераспределения воздушного пространства России.

Посылая в редакцию эту статью, я не преследовал какие-то корыстные цели. Но мой многолетний опыт работы на различных руководящих должностях в службе движения аэропорта Архангельск (а это более 15 лет) и в должности директора Архангельского филиала ГУДП "Архангельскаэронавигация" (почти 8 лет), мой профессиональный долг и та ситуация, которая сложилась на местах, заставляют меня высказать свои соображения. На мой взгляд, необходима всесторонне проработанная, взвешенная, учитывающая сложившуюся инфраструктуру в ЕС ОрВД и интересы всех заинтересованных сторон, в том числе и субъектов РФ, федеральная программа по созданию укрупненных центров, утвержденная на уровне Правительства РФ.

Думаю, что данная проблема интересует и волнует многих руководителей предприятий, входящих в систему Госкорпорация по ОВД, как регионального, так и местного уровней.

Идеи глобализма и спутниковые технологии вскружили многие головы. Но надо спуститься с заоблачных высот на грешную матушку-Землю, реально оценить необъятные просторы России и ту инфраструктуру, которая сложилась в системе ОрВД. Спутниковые технологии, волоконно-оптические линии связи не являются панацеей при решении данного вида задач. Для этого требуется значительное время, думаю, гораздо больше, чем период до 2010 г.

Я не претендую на абсолютную истину в данном вопросе, но считаю, что во многом я все-таки прав. Будущее покажет......
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка