О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Технологи" с большой дороги

Вот уже который год скептики рисуют самые мрачные картины состояния дел в ОАО "Пермские моторы" и ОАО "Авиадвигатель", которые являются лидерами отечественного авиамоторостроения. Парадоксально, что более всего краски сгущаются, когда в деятельности этих предприятий намечается очередной успех. Так было и на этот раз.

Интрига

Совет директоров ОАО "Авиадвигатель" вот уже три месяца не может нормально работать. История началась в конце июня, когда один из частных акционеров "Авиадвигателя" судебными исками к иностранным владельцам акций ОАО, представляющим интересы инвестора создания пермских авиамоторов компании Pratt&Whitney, сорвал нормальное проведение собрания акционеров. Собрание длилось целый день, два раза в зале появлялся судебный пристав, причем второй раз с ОМОНом. В итоге иностранные акционеры все-таки проголосовали. Совет был избран, но его полномочия до сих оспариваются в бесчисленных судах.

Подобного рода прецеденты с многочисленными судебными исками давно стали традиционным средством борьбы за передел собственности. Участие в данной истории иностранного акционера не меняет сугубо российского характера происшедшего, а только вносит в него некий специфический колорит: в аргументах появляется мотив заботы о "государственных интересах". Справка.

ОАО "Авиадвигатель". Уставный капитал 182 млн. руб. В числе акционеров 12 юридических (74, 1 процента) и 300 физических лиц (5, 9 процента). Пакет акций, закрепленный в федеральной собственности, составляет 20 процентов. По справке компании - регистратора ОАО "Регистратор Р.О.С.Т." общая доля от уставного капитала Общества, принадлежащая иностранным инвесторам, составляет 24, 982 процента. ОАО "Авиадвигатель" известно как разработчик газотурбинных авиационных двигателей для эксплуатируемых сегодня самолетов типа Ту-134, Ту-154М, Ил-62М, Ил-76, Ил-76МФ, Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, М-55 "Геофизика", нескольких типов вертолетов, а также для многоцелевого перехватчика МиГ-31.

Кому достанутся миллиарды?

Причина агрессии против Pratt&Whitney секретом не является. Дело в том, что один из крупнейших акционеров пермского моторного комплекса холдинг "Интеррос" объявил о намерении продать свой пакет акций. Среди наиболее вероятных покупателей этого пакета компания Pratt&Whitney, давно и плодотворно сотрудничающая с пермскими моторостроителями. Если Pratt&Whitney откажется от сделки, то стоимость акций "Авиадвигателя" упадет многократно и станет легкой добычей третьей стороны.

Об этой третьей стороне стоит сказать особо. Компания "Технология моторов", которая стоит за попытками выдавить американцев из Перми, на 49% принадлежит "Газпрому", а на 51% находится в руках президента компании, бизнесмена югославского происхождения Саво Куюнжича и вице-президента Андрея Хованова. "Пермские моторы" снабжают крупнейшую естественную монополию установками по прокачке газа в магистральных газопроводах. Объем закупок - десятки, а в ближайшей перспективе сотни миллионов долларов в год.

Как уверяют на улице Наметкина, проверка, проведенная новым руководством компании, якобы установила, что в последние годы цена, по которой "Газпром" покупал у собственной дочки газоперекачивающие установки, была в среднем в 1, 5 раза выше отпускной цены "Пермских моторов".

Год назад Москву облетела звучная история о том, как "Технология моторов" проворачивала нехитрые комбинации, в результате которых бесследно пропадали газпромовские деньги. 4, 2 миллиарда рублей при участии в строительстве московского международного делового центра "Сити". Или 2, 5 миллиарда, связанных с возведением крупнейшего столичного водного центра "Аквадром". Плюс еще одна кругленькая сумма, связанная с Дворцом спорта хоккейного клуба "Крылья Советов". По первой комбинации даже заводилось уголовное дело, которое потом бесследно исчезло.

После прихода в "Газпром" новой команды руководство и совладельцы "Технологии моторов" стали осваивать новые сферы в бизнесе. В частности, сосредоточились на борьбе за контроль над "Пермскими моторами" и другими профильными предприятиями. Одним из наиболее успешных и наиболее опасных по последствиям для государства стал захват Ступинского металлургического комбината (СМК).

Комбинат - единственное предприятие в России, которое делает так называемые жаропрочные сплавы, без которых нельзя изготовить ни один авиационный двигатель, ни один самолет или космический корабль. Среди потребителей продукции СМК - Казанское и Уфимское моторостроительные объединения, "Пермские моторы", "Рыбинские моторы", ММПП "Салют", НПО "Энергия", авиационно-производственные объединения в Комсомольске-на-Амуре, Ташкенте и Иркутске.

Завод был захвачен компанией "Технология моторов" по классической схеме банкротства за мизерные долги в мае 2001 года. "Технология моторов", кроме СМК, приобрела Всероссийский институт легких сплавов (ВИЛС. Институт, как и комбинат, задействован в разработке и производстве специальных сплавов для авиадвигателей.)

Можно предположить, каковы могут быть следующие шаги "технологов". Если не удастся сохранить (упрочить, усилить) свое влияние непосредственно в пермском моторостроительном комплексе, тогда можно накинуть на него петлю. Мертвую петлю. Ибо влиять на холдинг можно не только изнутри, но и снаружи.

Владельцам "Технологии моторов" в кругах моторостроителей приписывают намерение сначала сформировать монополию по производству полуфабрикатов (в том числе жаропрочных сплавов), которые используются в авиационном двигателе-строении, затем, шантажируя авиамоторные компании скупленными долгами и прекращением поставок, перехватить управление на заводах этой отрасли. Все это даст "Технологии моторов" монопольный доступ к гигантским заказам.

Быстрое приращение империи Куюнжичем и Ховановым, как следует из некоторых публикаций СМИ, не в последнюю очередь достигнуто благодаря их партнерству с "авторитетным предпринимателем" Александром Шорором.

С заботой "о государстве"

Старательно выдвигаемая версия борьбы против американской компании - якобы забота о пермских моторостроителях. Дело в том, что в мае нынешнего года Правительство РФ приняло постановление N 346, утвердившее положения о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. Постановление это распространило нормы Закона РФ "О государственном регулировании развития авиации", ограничивающие долю иностранного капитала в уставном капитале авиационной организации менее чем 25 процентами, на условия лицензирования названных видов авиационной деятельности применительно ко всем заинтересованным российским предприятиям, в том числе и созданным до вступления Закона в силу. В пермских СМИ атака на Pratt&Whitney обосновывалась тем, что "если они все же приобретут пакет "25 процентов плюс одна акция", то есть блокирующий, авиационные технологии для нашего города станут темой закрытой. Пермякам лицензию на производство авиатехники больше не дадут. Тысячи специалистов потеряют работу. Продажа акций иностранцам ставит в тупик все производство". Апокалипсис да и только.

На самом деле никакой катастрофы в принципе быть не может. Недавний пример с иркутским авиационным объединением показал, что государство не возражает, если иностранные инвесторы владеют акциями через аффилированные российские юридические лица. При этом государство в момент приобретения Pratt&Whitney блокирующего пакета акций при учреждении ПМЗ в 1997 году вовсе и не возражало. Напротив, американцы пришли в Пермь с инвестициями, которые помогли предприятиям выжить.

Более того, в апреле представитель государства, курирующий деятельность ОАО "Авиадвигатель", генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев в соответствии с российско-американским соглашением о сотрудничестве подписал соглашение о сотрудничестве в области авиационно-космической деятельности между Росавиакосмосом и United Technologies Corporation, двигателестроительным отделением которой является Pratt&Whitney. Соглашение включает в себя выполнение нескольких совместных программ с ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Пермский моторный завод".

"Авиадвигатель", несмотря на все проблемы, возникшие в связи с противоречиями интересов крупных акционеров, набирает обороты. В сотрудничестве с компанией Pratt&Whitney Canada ОАО "Авиадвигатель" вышло во второй тур конкурса по выбору двигателя для семейства российских региональных самолетов RRJ на 50-100 мест с хорошими перспективами выхода на рынки стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Африки.

На Международном авиасалоне "Фарнборо-2002" между Пермским моторным заводом и авиакомпанией "Волга-Днепр", крупнейшим мировым перевозчиком крупногабаритных и сверхтяжелых грузов, подписан договор на поставку авиадвигателей ПС-90А-76 для ремоторозиции транспортных самолетов Ил-76. Модификация двигателя также разработана "Авиадвигателем".

В сборочном цехе ПМЗ собран четвертый двигатель для второго президентского самолета Ил-96-300-ПУ. Парк двигателей ПС-90А в эксплуатации растет.

ОАО "Авиадвигатель" работает над новой модификацией самого перспективного российского авиадвигателя ПС-90А2. Финансируют создание мотора Росавиакосмос и Pratt&Whitney.

Тот же "Авиадвигатель" по заказу Pratt&Whitney готовит экспортный вариант газотурбинной установки ГТУ-16П на базе модифицированного авиационного двигателя ПС-90А2 для поставок на западный рынок.

Что касается лицензий, Росавиакосмос рассмотрел все представленные документы на соответствие лицензионным требованиям и выдал ОАО "Авиадвигатель" лицензии по основным видам деятельности: разработке, производству и ремонту авиационных двигателей, в том числе двойного назначения. Конструкторы "Авиадвигателя" трудятся над чертежами двигателей пятого поколения, а также двумя десятками проектов модификаций промышленных двигателей для "Газпрома", нефтяников и объектов энергетики.

Центру двигателестроения быть!

Решение о создании Пермского центра двигателестроения озвучивалось уже неоднократно, в том числе Президентом Путиным. По утверждениям менеджеров "Пермских моторов", созданию Центра активно противодействуют конкуренты, однако государственный интерес, похоже, все-таки возобладает. Сейчас этот вопрос уже согласован и с законопослушными американцами, которые вовсе не против контроля государства в управляющей компании холдинга. И с губернатором Трутневым. И с "Интерросом", который пока еще владеет пакетами акций предприятий пермского моторостроительного комплекса. В соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)", утвержденной постановлением Правительства РФ N 713 от 11.10.01, предусматривается создание "интегрированной структуры", включающей предприятия авиационно-космической промышленности г. Перми - ОАО "Пермские моторы", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Редуктор ПМ", ОАО "Протон ПМ", ОАО "Инкар", ОАО "Стар". В том, что названное постановление Правительства будет выполняться, в Перми не сомневаются. Но нужно ли это "Технологии моторов" - вопрос, ответ на который до сих пор нигде не прозвучал.

Зато действия компании "Технология моторов" объективно направлены на то, чтобы американцы - увы, единственные реальные инвесторы на сегодня - просто ушли из Перми. Да еще и дверью хлопнули, потребовав незамедлительно вернуть свои вложения в пермские предприятия и начатые совместные программы. А это более 35 млн. долларов.Неудивительно, что пермский губернатор Юрий Трутнев, прежде достаточно осторожно относившийся к противоречиям интересов акционеров на "Пермских моторах" и "Авиадвигателе", весьма резко отреагировал на автоматчиков на собрании акционеров.

Юрий Трутнев, губернатор пермской области

"Что касается исков и судов вокруг "Авиадвигателя", то здесь явно осуществляется системная атака одного из акционеров на другого. К сожалению, в России эта технология настолько отработана и очевидна, что уже не вызывает удивления. Но когда на собрание акционеров входит судебный пристав-исполнитель с автоматчиком, как это произошло на "Авиадвигателе", с запретом иностранным инвесторам участвовать в собрании, это уже скандал международного масштаба. Я докладывал об этой ситуации Президенту РФ. Это безобразие, за которое люди должны понести наказание. После таких скандалов придется еще долго убеждать инвесторов в том, что на самом деле в России царят закон и справедливость".

Международный скандал не выгоден сегодня ни самому Трутневу, ни Правительству, согласившемуся с присутствием иностранного капитала в отечественном авиамоторостроении, в том числе и на пермских предприятиях.

Вместо послесловия

Несмотря ни на что, полет у пермских двигателей нормальный. Несмотря на коварные воздушные ямы и расчетливые попытки запутать суть в фигурах высшего пилотажа. Несмотря на упрямые усилия накинуть мертвую петлю на шею пермского (только ли пермского?) двигателестроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка