О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главное - победить самого себя

В этом году чемпионат Европы по высшему пилотажу на спортивных самолетах принимала Литва, а точнее - аэродром "Истра" в 15 километрах от Паневежиса. Идея провести чемпионат в этом живописном месте принадлежит Витасу Лапенасу - человеку-легенде мировой авиации, который свыше 10 лет тому назад чудом остался жив после авиакатастрофы, потеряв в огне половину кожного покрова и левую ногу. Через год после аварии он вновь начал летать и на Су-29, демонстрировать экстракласс высшего пилотажа. На чемпионате Европы-2002 Витас занял в личном зачете 9 место и 3-в командном.

А всего в Литву приехали 55 участников из Испании и Франции, Германии и Великобритании, России и Италии, Швейцарии и Польши, Украины и США - два американца тоже пожелали принять участие в европейских соревнованиях. К счастью, погода благоприятствовала проведению чемпионата, и программа - квалификационный, произвольный, два "темных" комплекса и финал - была выполнена в течение 9 дней.

Летчики нашей команды, все без исключения, благодарили Витаса за то, что перед соревнованиями он разрешил всем командам потренироваться в квадрате (километровый куб воздуха, в границах которого соревнуются спортсмены), чего не было позволено на двух предыдущих чемпионатах, проходивших во Франции и Испании. Надо сказать, что ориентировка была очень сложной - реки, поля, леса пестрели внизу, и возможность освоиться на местности во время тренировок создавала для всех летчиков равные и честные условия.

Нашу страну представляли Сергей Рахманин (Санкт-Петербург), Михаил Мамистов (Санкт-Петербург), Олег Шполянский (Тула), Виктор Чмаль (Москва), Александр Кротов (Иванове), Елена Климович (Королев), Валентина Дрокина (Тверь), Алла Чекалова (Тула), Лариса Радостева (Барнаул), Светлана Лупанова (Москва), еще один наш летчик - Владимир Попов вместе с американцами был объединен в независимую команду, поскольку каждую страну имеют право представлять только 5 мужчин и 5 женщин.

В результате наша мужская команда - Сергей Рахманин, Виктор Чмаль и Олег Шполянский - стала чемпионом Европы. В личном зачете чемпион Европы - 1999 Сергей Рахманин уступил испанцу Рамону Алонсо, с которым у него в 1999 году в Испании шла напряженнейшая борьба, и в родном небе Рамон проиграл Сергею. В этом году они поменялись местами: Алонсо стал абсолютным чемпионом, а Сергей - серебряным призером. Среди женщин в личном зачете Алла Чекалова уступила француженке Паскаль Аладжонин и заняла 2 место. Абсолютный чемпион мира-2001 Михаил Мамистов лучше всех участников отлетал квалификационный и первый "темный" комплексы, но на произвольном получил "баранку", т. е. ноль, за выполнение одной из сложнейших фигур. Кстати, этот год изобиловал "баранками": шести из одиннадцати летчикам России судьи поставили ноли.

- Почему? - спрашиваю у Михаила.

- Это следствие недостаточной подготовки - практически весь сезон перед поездкой в Литву мы тренировались на одном самолете. А наши соперники находились в прекрасной форме, имели приличный налет - и итог оказался закономерным: мы проиграли в личном первенстве и среди мужчин, и среди женщин.

Хотя я практически не видел ни одного летчика, который на соревнованиях не получал бы ноли - с каждым такое случается, и ничего страшного в этом нет. Ошибки заставляют задуматься, подработать программу или построить подготовку с их учетом, чтобы полет был более качественным. Ноли - хороший показатель того, над, чем надо работать.

Что касается Рамона Алонсо, он очень уверенно пилотировал - быстрые вращения, четкие остановки - у него хороший, энергичный пилотаж, и победил он заслуженно.

Да, мы можем летать лучше и качественнее, когда есть условия для хороших тренировок, что и показали в прошлом году II Всемирные авиационные игры. Когда наша команда имеет серьезную подготовку, достаточное количество самолетов и часов налета, мы показываем лучшие результаты. Выигрывает тот, кто хорошо подготовлен, а, следовательно, лучше летает.

Сергей Рахманин так прокомментировал прошедшие соревнования:

- Это лучший чемпионат, среди тех, в которых мне довелось принимать участие. Я сужу по многим параметрам, не только техническим, и должен сказать, что всем участникам запомнилось душевное тепло Витаса Лапенаса и других организаторов. Обстановка была очень дружественной. К сожалению, на подготовку времени у нас было немного, поскольку чемпионат проходил в начале сезона, кроме того, возникали проблемы и с материальным обеспечением - отборочные соревнования мы проводили на одном Су-26, а Су-31 М получили всего за несколько дней до перелета в Литву, немного раньше - Су-31... Витас нам здорово помог, позволив потренироваться на аэродроме, поскольку квадрат был сложным и пестрым из-за частных полей различной геометрической формы с посадками и водоемами, почти все линейные ориентиры - под углами, полоса вне квадрата. Мы "влетывались" достаточно тяжело, и если бы нам не дали полетать, результаты были бы хуже. Однако возможность потренироваться организаторы предоставили всем участникам, и таким образом соблюдался главный принцип соревнований - все были поставлены, насколько это возможно, в равные условия.

Сборы в Литве прошли удачно: мы делали по 2 зоны в день, хотя ближе к чемпионату народу становилось все больше, приходилось даже делить полеты над "точкой" пополам. Успешно были организованы и сами соревнования - благодаря этому и хорошей погоде мы завершили чемпионат на 2 дня... раньше намеченного срока.

Что касается моего выступления, то второй "темный" комплекс, как мне кажется, был менее удачным. Витас подошел ко мне и сказал: "Наверное, ты слишком сильно волновался. Если бы повторил предыдущий полет, то стал бы чемпионом Европы". Его оценкам я доверяю, они абсолютно точны. Кроме того, очень сложно состязаться со спортсменом, которого готовил сам Витас - я имею в виду победителя чемпионата Рамона Алонсо. Сам же Витас в который раз поразил всех нас, взяв 2 место на произвольном комплексе с 6 фигурами вместо 7 обычных да еще на Су-29, который тяжелее других самолетов. Шестифигурный комплекс намного сложнее и технически, и физически.

- Вы заняли 2 ступеньку на пьедестале почета в этом году. Каковы Ваши ощущения?

- Думаю, я слетал так, как смог в этот момент. Конечно, были полеты и лучше - удача вообще волнообразна... Нельзя забывать и о том, что на прошлогоднем чемпионате Европы в Испании лидировавший Алонсо стал вторым, "забаранив" фигуру. Возможно, тогда он не выдержал противостояния, психологического прессинга и допустил ошибку - сейчас же слетал просто замечательно. Что касается меня, то пока я не вижу в себе сил радовать хорошим качеством и стабильностью, еще многому нужно учиться. К тому же мы, летчики, на самом деле соревнуемся не с кем-то, а с самими собой. Можно занять 10 место, но при этом победить себя - и тогда будет полное ощущение успеха. В пилотаже, как и во всех других видах спорта, да и не только в спорте, важна личность и профессионализм, поэтому чужие победы могут радовать, когда присутствует и то, и другое.

Олег Шполянский был не менее честен в оценке своего выступления:

- В принципе, как слетал, так меня и оценили. Единственное, о чем жалею - только начал набирать обороты, как соревнования закончились. С технической точки зрения мы приехали в Литву недостаточно подготовленными, поскольку самолеты получили незадолго до отъезда на чемпионат.

Аллу Чекалову я попросила рассказать о самых запомнившихся событиях чемпионата.

- Хорошие впечатления оставили и сами полеты - в Европе много сильных спортсменов. Запомнились испанцы, французская команда, ну и, безусловно, наши. Впервые в финальной части программы удалось посмотреть, как Ан-2 выполняет петли, делает переворот и штопор - совершенно непилотажный самолет выполнял фигуры, которые по силам лишь спортивным самолетам. Это верх мастерства!

В финале очень красиво выступили В, Чмаль, М. Мамистов, С. Рахманин. Всего участвовали 55 летчиков, в том числе - 10 женщин. Наша команда почти в полном составе, вошла в двадцатку лучших.

А с абсолютным чемпионом мира-1996 Виктором Чмалем мы коснулись еще одной проблемы: трудно ли летать, когда самая высокая планка уже была взята?

- На мой взгляд, это был самый хорошо организованный чемпионат Европы. Тот груз, который давил с тех пор, как я стал абсолютным чемпионом мира в 1996 году, стал намного легче. Справиться с этой ношей на самом деле не так-то просто. Дело даже не столько в ответственности, сколько в желании остаться на прежнем уровне, которое довлеет над человеком, делая тебя скованнее. Пилотаж выглядит совсем по-другому, ему мешают воспоминания... Это тяжкий груз - желание остаться чемпионом. Сейчас я от этого освободился, сумел вырваться из-под пресса Сергей Рахманин, сейчас эта проблема стоит перед Михаилом Мамистовым.

- Это опыт, который хочешь повторить вновь и вновь, а когда хочешь - не получается? То есть, надо летать, как в первый раз?

- Не совсем так. Полеты, которые выполняются на чемпионатах мира, предваряет сложная многолетняя физическая и психологическая подготовка. Попав же на пьедестал, человек на психологическом уровне как бы рвет с тем, кем он был прежде. К нему совершенно по-другому относятся - и он это чувствует. Непросто выдержать такой напор - ведь спрос с чемпиона намного жестче.

Когда же он вновь ощущает себя прежним, "допьедестальным", это заметно: не пытаясь прыгнуть выше головы, спортсмен возвращается в прежнюю летную жизнь.

Заместителя главного конструктора, директора программы "Спортивные самолеты" ОКБ "Сухого" Станислава Степановича Рубанова я попросила рассказать о технике, на которой летают спортсмены.

- На чемпионатах мира и Европы на наших самолетах летает большинство летчиков из разных стран мира: 29 спортсменов выступали на "Су", 22 - на французских "КАПах", 4 - на ЭКСТРАХ. Абсолютный чемпион Европы-2002 Рамон Алонсо летал на "Су", серебряные призеры Сергей Рахманин и Алла Чекалова - на Су-31 М.

Хотя должен сказать, что этот чемпионат произвел на меня удручающее впечатление в плане техники: самолеты стареют, а новых пока нет. Сейчас мы очень озабочены тем, каким образом наладить производство новых самолетов.

Помимо предоставления и ремонта самолетов, ОКБ "Сухого" уже второй год является практически единственным спонсором сборной команды России на чемпионатах мира и Европы. Безусловно, лучшие летчики планеты должны летать на самой лучшей технике, и тогда все золото мира и Европы будет нашим....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка