Реальное время
22 апреля 2016, 10:59
Ринат Хайров: "Неоднократно спорили с Погосяном: зачем нам "Суперджет", когда есть Ту-334?"
Татарстанский депутат Госдумы, член комитета по обороне Ринат Хайров - один из самых активных участников праймериз "Единой России"
Три ступени силы
- Ринат Шамильевич, вы достаточно долго работали с силовиками и в минобороны, и в налоговой службе, в связи с чем хотелось бы услышать ваше мнение о создании Национальной гвардии...
- Это решение созревало очень давно. Посмотрите международную практику: во всем мире, как правило, существуют три силовых ведомства. Это полиция, затем второй уровень - национальная гвардия, и дальше уже идут военные. Полиция занимается дознанием и розыском, силовую поддержку осуществляет нацгвардия, армия предназначена для обороны от внешних угроз. У нас просто привели в соответствие три ступени защиты государства.
- Это никак не связано с предстоящими выборами?
- Никак не связано, просто упорядочили эти виды.
- Какие проблемы могут возникнуть в связи с созданием нового подразделения?
- Сейчас возникает много вопросов, но в первую очередь необходимо обеспечить непрерывность социальных гарантий для людей в погонах, переходящих из одного ведомства в другое. В частности, нужно урегулировать распространение гарантий в системе военной ипотеки. В настоящее время мы подготовили поправки для внесения изменений в соответствующее законодательство.
"У нас есть отличный порох в пороховницах"
- Перейдем к другой теме, которая активно обсуждается в обществе, - сирийская кампания...
- Кампания была положительная в двух аспектах. Мы остановили расползание международного терроризма. Всем было известно, что в Сирию съезжались экстремисты со всего мира. Они там проходили обучение, подготовку, это был мощный международный террористический штаб подготовки боевиков со всего мира. Было принято правильное, я считаю, решение о введении туда ВКС. Мы оказали весомую поддержку, и армия Башара Асада сейчас наводит порядок у себя в стране.
Второй плюс - мы показали всему миру, что мы не та страна, у которой малобоеспособная армия с устаревшим вооружением, мы показали, что у нас есть отличный порох в пороховницах, показали новое оружие. Мало того, мы его применили в боевых условиях и по реальным целям, и теперь весь мир понимает, что с нами лучше дружить и нас надо в какой-то мере бояться.
"Мы и не дали приватизировать КАПО, но…"
- В развитие темы оборонного потенциала: он строится во многом на промышленности, и в Татарстане много оборонных предприятий. Курируете ли вы какие-то из них, как обстоят дела в этом секторе?
- Я работаю в Комитете Государственной Думы РФ по обороне, занимаюсь широким комплексом вопросов, непосредственно связанных с развитием военно-промышленного комплекса России. Интересы предприятий Татарстана, конечно, являются для меня приоритетными.
- Год назад много говорили о том, что Сергей Шойгу остался крайне недоволен визитом на Казанский авиационный завод, по модернизации самолетов Ту-160осталось очень много вопросов, в том числе и о том, сможет ли завод вообще возобновить их производство. В каком положении предприятие сегодня?
- Что касается Ту-160, он производился на нашем предприятии в советское время, где была сборка большого количества гражданских и военных машин. Производили и Ту-22, и "Белый лебедь" - Ту-160. Завод был успешен, но в 90-х годах наступил кризис, началась приватизация. Хотя мы и не дали приватизировать предприятие, оно попало категорию стратегических, но тем не менее - заказов не было, производство встало, квалифицированные кадры стали увольняться. Кто-то ушел на рынок, в торговлю, в сферу услуг. Мы потеряли динамику и потенциал, у завода не было оборотных средств.
"Суперджет" обошел Ту-334
- Как-то пытались спасти ситуацию?
- Начали пытаться поднимать завод силами республики - мы сами сертифицировали Ту-334, хотели его "поднять". Я тогда работал в министерстве финансов РТ, мы тоже принимали участие в сертификации.
- Почему этот самолет так и не полетел? Озвучивалась версия, что Ту-334 остановили из-за контрактов "Аэрофлота" по закупкам "Боингов" и "Эйрбасов".
- Было проведено совещание, и решили создавать "Сухой Суперджет". Неоднократно и с Погосяном [Михаил Погосян - генеральный директор Компании "Сухой", - прим. ред.] спорили, и на заседаниях комитета по обороне, где я задавал вопрос: "Зачем нам "Суперджет", в котором 80% импортных составляющих? Наш самолет полностью отечественного производства, и он закрывает больший сегмент. Вы сейчас хотите "Суперджет" создать и далее - МС-21. А у нас Ту-334 как раз закрывает эти две категории сразу". На это был дан ответ, что наша машина устаревшая, давно разрабатывалась, зачем возвращаться… Но тем не менее он летает. Если двигатель не устраивает, можно двигатель другой поставить - например, Rolls-Royce (испытания самолета МС-21 будут проходить на импортных двигателях Pratt&Whitney), или ПД [ПД-14 - новый российский авиационный двигатель, проходит летные испытания в настоящий момент, - прим. ред.]. К сожалению, этот проект не реализован.
"Белый лебедь" полетит, если справятся смежники
- Получается, завод вытащить из кризиса не вышло?
- По Ту-160 завод попал в непростую ситуацию - в первую очередь из-за нехватки специалистов. Сейчас людей набирают, идет обучение, переобучение, переманивают кадры, готовят ресурсный потенциал, потому что частично заказы по Ту-214 появились, несколько бортов для президентского отряда были собраны. Большая модернизация прошла и по Ту-22, в которой завод принимал активное участие.
А 160-е - они только сейчас начинают приходить на модернизацию. Новый 160-й - это уже совершенно другой самолет. Качественные двигатели, современная авионика - все другое, это практически новая машина.
- Завод справится?
- Завод справится, сложность в том, справятся ли смежники. Авиационный завод, как правило, делает фюзеляж и на него вешает оборудование, которое поставляют. Многие смежные предприятия прекратили свое существование. По 160-му самарский завод производил двигатели. Он в свое время был не в лучшем положении, даже ремонтные машины приходили сюда - не было двигателей.
Без радиоэлектроники современная война невозможна
- Что происходит с предприятиями КРЭТа?
- На КРЭТе я год работал первым заместителем генерального директора концерна. Предприятия мы подняли, КРЭТ сейчас объединяет группу заводов и институтов, специализирующихся на воздушной, морской и наземной тематике. Концерн наращивает обороты, потому что военные поняли: без радиоэлектроники современная война невозможна. Уверен, что у КРЭТа будет необходимый объем заказов.
- Проданы акции "Элекона" и КОМЗа, "Ростех" решил отказаться от активов в республике?
- То, что везде сейчас пишут: "Вот, форма собственности меняется, собственник меняется", - этот процесс ни на что не влияет. Даже если собственник поменялся, он остался в республике, образцы изделий пришли в республику, создалось больше рабочих мест, платятся налоги, больше денег пришло в республику.
Первый ударный беспилотник
- Правда ли, что в республике занимаются разработкой ударного беспилотника? Ходили даже слухи о неких неудачных испытаниях, в ходе которых машина не смогла приземлиться из-за сломавшихся стоек шасси, - насколько это верная информация?
- Насколько я знаю, у нас есть "ЭНИКС", который делает серийный массовый беспилотник, КБ им. Симонова производит. Были проведены ОКРовские [опытно-конструкторские работы, - прим. ред.] и НИРовские [научно-исследовательские разработки, - прим. ред.]. Это совершенно новая машина, нового поколения, которая должна брать нагрузку до 5 тонн, летать 72 часа. Это настоящий ударный беспилотник.
Но любая машина, создаваемая впервые, - не бывает так, что ты сел за руль и сразу поехал. Всегда могут быть какие-то проблемы, доработки. Насколько я знаю, процесс идет, по данному беспилотнику этапы работ закрываются.
- Вернемся к общероссийским темам: ваш прогноз на военный бюджет, ожидают ли его сокращения?
- Конечно, некоторые сокращения будут, но без ущерба для обороноспособности страны.
- Спасибо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Реальное время». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 27, 2024
Тренды делового туризма в IT и телекоме
Ноябрь 27, 2024
Система управления потоками багажа от ORS включена в реестр российского ПО
Ноябрь 27, 2024
Авиакомпания вручила миллионному пассажиру сертификат на бесплатный проезд