О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАТФ-2016: кадры для авиации

2 июня в Ульяновске стартовал IV Международный авиатранспортный форум - одно из наиболее значимых деловых мероприятий страны

2 июня в Ульяновске стартовал IV Международный авиатранспортный форум - одно из наиболее значимых деловых мероприятий страны.

В этом году четырехдневный МАТФ проходит в новом формате: лучшие зарубежные и российские эксперты приехали в наш город, чтобы обсудить конкретные кадровые проблемы в авиационной отрасли.

- Почему мы сделали акцент именно на кадровых вопросах? Дело в том, что авиация, как и другие отрасли промышленности и экономики, испытывает сейчас трудности, - комментирует гендиректор АНО "Центр кластерного развития Ульяновской области" Александр Яковлев. - С одной стороны, наблюдается высвобождение высококвалифицированных специалистов - соответственно, к оставшимся работникам предъявляются более высокие требования. С другой - отсутствуют профессиональные стандарты в данной сфере, нет независимой профессиональной и общественной оценки деятельности тех учебных учреждений, которые занимаются подготовкой специалистов авиационной отрасли.

Почему в Ульяновске?

Напомним, первый авиатранспортный форум состоялся в апреле 2011 года по инициативе врио Губернатора Сергея Морозова. Уже тогда в мероприятии приняли участие около 500 делегатов из России и 12 иностранных государств. Иными словами, МАТФ - это масштабная деловая площадка, предназначенная для коммуникации профессионального авиационного сообщества.

То, что данный форум проходит в Ульяновске, - совсем не случайно. Годовой оборот участников Ульяновского авиационного кластера (УАК) составляет около 50 миллиардов рублей. До 2018 года в эту сферу планируются инвестиции на общую сумму около 5 миллиардов рублей. В работу предприятий-участников кластера вовлечено в общей сложности около 26 тысяч сотрудников.

Ульяновский кластер имеет поддержку со стороны Министерства экономического развития РФ, а также признан за рубежом: УАК состоит в Европейском партнерстве авиационных кластеров и Евразийском партнерстве аэрокосмических кластеров.

- Международный авиатранспортный форум - действительно уникальная площадка, где можно представить свой потенциал, обсудить с экспертами самого высокого уровня новые методы и инструменты развития авиационной промышленности и рассказать о собственных планах. Уверен, что выработанные на предстоящем форуме предложения и заключенные здесь соглашения поспособствуют дальнейшему совершенствованию авиационного комплекса ульяновского региона и всей страны, - отмечает руководитель региона Сергей Морозов.

Ключевые события

Деловая программа форума включает десятки конференций, семинаров и "круглых столов". Так, вчера в рамках МАТФ состоялось торжественное открытие второго корпоративного чемпионата ПАО "Объединенная авиационная корпорация" (ОАК) по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.

- Впервые с WorldSkills мы стали работать в 2014 году, когда наша команда, состоящая из представителей практически всех предприятий авиационной корпорации, приняла участие в национальном чемпионате рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей, - рассказывает директор департамента по подготовке персонала ОАК Любава Шепелева.

По ее словам, в 2016 году чемпионат пройдет на трех площадках: в Ульяновском авиационном колледже, где будут состязаться по компетенциям "Монтажник электрооборудования летательных аппаратов", "Инженерная графика CAD" и "Производственная сборка изделий авиационной техники".

Вторая площадка - УлГУ. Там пройдут соревнования по фрезерным работам на станках с ЧПУ. Помимо этого, конкурсы по фрезерным и токарным работам на станках с ЧПУ пройдут на территории Ульяновского станкостроительного завода. Кстати, в 2015 году наш регион выиграл конкурс на создание межрегионального центра компетенций, на базе которого планируется готовить высоко- квалифицированные кадры - в том числе по такой перспективной профессии, как оператор беспилотных летательных аппаратов.

Любопытно, что впервые в рамках МАТФ состоится международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!", а также будет работать презентационная площадка компетенции JuoniorSkills по дронам (беспилотникам).

- Вообще, проблемам беспилотных систем мы собираемся посвятить отдельный "круглый стол" - "АэроНет". Конечно, сделаем акцент на кадровых вопросах: кто будет изготавливать подобные системы и - главное - как и где нужно готовить операторов беспилотников. Дело осложняется недавними изменениями в российском законодательстве, которые существенно ограничивают применение беспилотных систем - даже на уровне авиамодельных кружков, - поясняет Александр Яковлев.

В связи с этим участники МАТФ собираются предложить внести поправки в федеральное законодательство. Естественно, подобный шаг легче сделать, если объединиться.

Создание ассоциации и филиала Нацпалаты

По-настоящему знаковым событием должно стать учреждение в рамках МАТФ-2016 Ассоциации авиационных регионов России. Идея создания подобной организации принадлежит нашему региону. Данное объединение позволит эффективнее и динамичнее решать проблемы, регулируемые федеральными органами власти.

В свою очередь такая оперативность должна поспособствовать более тесной кооперации авиастроительных предприятий, развитию внутрирегиональных и межрегиональных перевозок, укреплению сотрудничества между учебными учреждениями, подготавливающими кадры для авиации.

О намерениях сотрудничать с Ассоциацией авиарегионов уже заявили и западные компании - в частности, французский аэрокосмический кластер Pole Pegase. Кроме того, на МАТФ-2016 будет подписано соглашение о создании в Ульяновской области филиала (регионального отделения) Национальной палаты инженеров. Как отмечает президент Национальной палаты инженеров России Игорь Мещерин, инженерное дело является ключевым и основополагающим фактором для реализации национальной технологической инициативы.

- Объем мирового рынка инжиниринга, по оценкам экспертов, составляет 750 миллиардов долларов. По прогнозам, к 2020 году он удвоится. Российский же рынок пока достигает лишь 43 миллиардов долларов. Развитые страны уже давно ощутили значимость инжиниринга, о чем свидетельствуют цифры: так, в США доля инжиниринговых услуг в промышленном сегменте экономики достигает 17%, в Европе - 13%, отдельно в Германии - 20%. В России этот показатель находится на уровне двух процентов, - констатирует Игорь Мещерин.

Не случайно и то, что в этом году в рамках международного форума в Ульяновске состоятся конференция "Инженерное дело - основа развития России" и финал Всероссийского конкурса "ТОП 100 лучших инженеров России". На упомянутой конференции эксперты планируют обсудить проект федерального закона "Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ".

- Проект интересен тем, что предлагается ввести в правовое поле понятие "инженер", определить конкретные требования к инжиниринговой деятельности. Почему это важно? Например, есть проблема в отношении определения статуса самозанятых, ремесленников, когда готовятся изменения, например, в Налоговый кодекс. Понятно, что цель таких действий - вывести ремесленников "из тени", посчитать, обложить налогом, - говорит гендиректор АНО "Центр кластерного развития Ульяновской области" Александр Яковлев.

Стоит добавить, что во время международного форума планируется обсудить и ряд других важных тем. К примеру, на всероссийской конференции "Профессионалы в авиации" специалисты подискутируют не только о кадровых вопросах, но и об условиях труда летных инженеров и летных экипажей, развитии профобразования и специфике подготовки летного персонала.

Итоги МАТФ подведут на площадке "Авиастар-СП": участники сформулируют резолюцию форума и поразмышляют о том, как наиболее эффективно и быстро донести данную информацию до тех, кто принимает ключевые решения в авиационной отрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ульяновск сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка