Коммерсантъ
23 ноября 2016, 08:29
На границе двух стран граждан третьих задержат как следует
На минские авиарейсы и трассу М1 по инициативе России может вернуться погранконтроль
"Границы как не было, так и нет"
Сергей Лавров и его коллега Владимир Макей провели во вторник в Минске совместное заседание коллегий МИДов России и Белоруссии. Очередная встреча министров стала беседой представителей государства, с которого сняли большинство европейских санкций, и страны, в отношении которой пакет санкций ЕС остается в силе. Но Владимир Макей поспешил пояснить: "Несмотря на определенные позитивные подвижки, текущий уровень сотрудничества Белоруссии с ЕС ниже, чем у других партнеров европейцев на постсоветском пространстве". При этом он заверил, что во внешней политике позиции Москвы и Минска "близки и созвучны практически по всем вопросам".
Тем резче на этом фоне прозвучали комментарии министров по ужесточению с российской стороны контроля на российско-белорусской границе. Жертвами усиленных Россией в последние месяцы мер безопасности стали в том числе туристы, а также постоянно живущие в Белоруссии иностранцы, которые раньше могли свободно въезжать в Россию. С осени этого года российские службы стали особенно тщательно придерживаться буквы закона и перестали пускать их через границу, отправляя в объезд через международные пункты пропуска (например, на границу с Украиной или Латвией).
"Действующей визы в соответствии с нашим законодательством еще недостаточно, чтобы попасть в Россию,- отметил во вторник Сергей Лавров.- По нашему закону сделать это можно при наличии визы и через международный пункт пропуска. А у нас исторически так сложилось, что между Россией и Белоруссией таких пунктов нет и границы самой как не было, так и нет". Белорусский министр парировал: "Но до этого 20 лет существовал установившийся режим между нашими странами - и мы могли бы не предпринимать каких-то резких действий, чтобы сразу не создавать проблемы для граждан третьих стран на нашей границе, а договориться, как постепенно разрешить эту ситуацию".
Кардинальных решений у проблемы два. Одно, как во вторник пошутил Сергей Лавров,- это присоединение других стран к Союзному государству (в этом случае их граждане также смогут свободно пересекать внутренние границы), другое - создание единого визового пространства. Но переговорный процесс по этому вопросу продвигается медленно. "Сейчас обсуждается проект соглашения о взаимном признании виз",- сообщил Сергей Лавров.
"Приходится разъяснять особенности законодательства"
Как рассказали "Ъ" в "Аэрофлоте" - основном российском авиаперевозчике на маршруте Москва - Минск,- компания со своей стороны на протяжении нескольких лет обращалась в МИД России с просьбой решить вопрос о взаимном признании виз. Без этого проблемы возникали и у транзитных пассажиров, следовавших из РФ в Минск, а с 1 ноября - также у тех, кто летит транзитом через РФ из Минска. Так, гражданам стран, у которых с Россией существуют визовые отношения, для трансфера с международного на внутренний рейс необходимо иметь, в дополнение к белорусской въездной, транзитную российскую визу - хотя на других транзитных направлениях у пассажиров есть право на 24-часовой безвизовый транзит. В 2016 году в Москву прибыли 74 иностранца, следовавших транзитом в Минск, но не имевших действительной для въезда в РФ визы. Каждый такой случай рассматривался пограничной службой ФСБ России как административное правонарушение, а авиакомпании выставлялся штраф за доставку нарушителей.
Собеседник "Ъ" в авиакомпании добавил, что сотрудникам представительства "Аэрофлота" в Минске сейчас "приходится разъяснять иностранцам, не соответствующим этим требованиям, особенности законодательства". В "Аэрофлоте" считают, что своевременный отказ в перевозке в аэропорту Минска таким транзитным пассажирам "позволяет сохранить им свое время и деньги", поскольку те в любом случае не смогут пройти пограничный контроль в Москве. А авиакомпания сможет избежать задержек стыковочных рейсов из-за поиска и снятия с рейса багажа транзитных пассажиров, которых задержали на погранконтроле. В белорусской "Белавиа" "Ъ" сообщили, что не располагают информацией об ужесточении условий транзита пассажиров. В "ЮТэйр", также выполняющей рейсы по маршруту Москва - Минск, на запрос "Ъ" не ответили.
По информации "Ъ", проект межправсоглашения о взаимном признании виз был подготовлен еще в декабре прошлого года, однако межведомственное согласование пока не завершено.
"Нельзя отрицать нарастание террористической угрозы"
"Межправсоглашение - это только элемент, хотя и ключевой, для создания безвизового пространства",- уточнил "Ъ" госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он напомнил, что для россиян и белорусов уже существует безвизовое пространство, но "втянуть в него граждан третьих стран" можно только с учетом уже существующих визовых и безвизовых режимов у РФ и Белоруссии с другими государствами. "Нам надо совместить эти два процесса, при этом стоит несколько технологических задач: в том числе налаживание обмена информацией между соответствующими ведомствами, а также нахождение формы визы, которая была бы признана другими государствами",- пояснил господин Рапота.
"Нельзя отрицать нарастание террористической угрозы, но если мы с Белоруссией выработаем единую визовую политику и у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать визы, а кому нет, то эта проблема сама по себе отпадет",- резюмировал во вторник Сергей Лавров. А пока он призвал "вырабатывать какие-то временные меры - может быть, открыть для иностранцев, которые пересекают границу, временные пункты пропуска".
По информации "Ъ", российская сторона уже давно работает над конкретными шагами в этом направлении. Один из пунктов пропуска может быть открыт на трассе М1/Е30 Минск - Смоленск - Москва. Кроме того, как сообщил "Ъ" источник, знакомый с ходом переговоров, ранее МИД уже направил в правительство РФ предложения о введении пограничного контроля для граждан третьих стран и лиц без гражданства, следующих в Россию из Белоруссии воздушным транспортом.
Отвечая на вопрос "Ъ", могут ли в аэропортах и на трассе М1 быть организованы пункты контроля, господин Рапота подтвердил, что "теоретически это возможно". "Но как это будет сделано - предмет работы межправительственной группы",- уточнил он. При этом российские собеседники "Ъ" настаивают на том, что о полном возобновлении контроля речи не идет и гражданам РФ и Белоруссии будет сохранена возможность прохода без контроля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 8, 2024
Аэрофлот провел дегустацию "Вино на высоте"
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 8, 2024
Ростех и МАИ будут совместно решать задачи по обеспечению технологического лидерства в аэрокосмической отрасли
Ноябрь 8, 2024
В центре Вьетнама нашли потерпевший катастрофу самолет Як-130