Известия
14 декабря 2016, 07:40
Российские самолеты пометят радиочастотными стикерами
Уникальная технология защитит летательные аппараты от технических неисправностей и контрафактных запчастей, а также сэкономит деньги авиационным компаниям
Радиочастотный чип - это небольшой стикер с чипом памяти, который хранит информацию о параметрах детали, удостоверяет ее подлинность и "сигнализирует" о приближающейся замене. Современные устройства-ридеры считывают информацию по радиоканалу на расстоянии от полуметра до трех. Самый простой пример применения радиометок - это инвентаризация салонного оборудования авиалайнера, где сотни кресел, кислородных масок, баллонов и спасательных жилетов. И у всех элементов срок замены или обслуживания разный. Ранее для проведения такой процедуры требовалось вывести судно из эксплуатации на многие часы.
- Осенью этого года радиочастотные метки испытали на самолете - летающей лаборатории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), - рассказал "Известиям" генеральный директор ГосНИИАС Сергей Желтов.
- Подведена нормативная база, позволяющая использовать метки в типовой конструкции самолета. Поскольку у радиочастотной метки нет элемента питания, юридически она считается просто стикером и может наноситься на детали.
Как вспоминает начальник подразделения ГосНИИАС Юрий Буряк, работа над системой началась около пяти лет назад в рамках совместного проекта института и ОАК по созданию технологии обслуживания самолетов Ту-214.
- Использование радиочастотных методов помогает авиакомпаниям ощутить экономию при обслуживании воздушного судна как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной, - говорит Буряк. - Использование новой технологии приносит экономию времени в 500-700%. Применение технологии радиочастотной идентификации в процессах технического обслуживания и ремонта позволяет сократить время на идентификацию комплектующих изделий в два раза, а на его полную документальную проверку - в десять раз. Бумажный оборот сократился на треть, при этом к нулю свелись ошибки при замене отказавших комплектующих, уменьшилась потребность в ручном труде.
С 2012 по 2014 год ГосНИИАС совместно с рядом предприятий ОАК провели работы по экспериментальному апробированию ключевых компонентов программно-аппаратного комплекса идентификации изделий и документов по множественным информационным признакам в рамках создания интегрированной логистической поддержки в разработке и сопровождении авиационного комплекса. А в 2016 году технологии радиочастотной идентификации начали использоваться компанией "Вертолеты России".
Как отметил вице-президент по производству ОАК Сергей Юрасов, технология поможет не только удешевить обслуживание самолетов, но и бороться с контрафактом.
- Некоторые детали стоят как хороший внедорожник, - говорит Юрасов. - Технология ГосНИИАС усложнит жизнь недобросовестным поставщикам. Мы активно обсуждаем ее внедрение в том числе с коллегами из Министерства промышленности и торговли.
В настоящее время ведущие мировые производители авиационной техники корпорации Boeing и Airbus проводят только исследовательские работы по внедрению радиочастотных меток на свою продукцию. В частности, радиостикерами планируется оснащать флагман Airbus - пассажирский авиалайнер А350. А пока европейские и американские самолеты оснащаются специальными металлическими пластинками с нанесенным штрих-кодом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали