Аргументы и факты
26 декабря 2016, 08:57
Роковой фактор. Пять версий катастрофы Ту-154 под Сочи
Говорить о том, что случилось с Ту-154 Минобороны, упавшим практически сразу после вылета из аэропорта Сочи 25 декабря 2016 года, пока сложно
Несмотря на надежность конструкции, техника может дать сбой. Например, в случае некачественного обслуживания или заправки некачественным топливом. Одна из самых масштабных катастроф в истории гражданской авиации - гибель "Боинга 747" под Токио, жертвами которой стали более 500 человек - произошла из-за грубейшего нарушения технологии ремонта самолета.
Наиболее опасными стадиями полета являются взлет и посадка, когда на самолет приходятся наиболее серьезные нагрузки. Именно здесь и может случиться роковой сбой.
Версия вторая. Ошибка экипажа
"Человеческий фактор" - основная причина авиакатастроф начала XXI века. Надежность техники оказывается выше надежности людей, ее пилотирующих.
В случаях с Ту-154 "человеческий фактор" стал решающим во время катастрофы под Донецком в 2006 году, а также при катастрофе самолета президента Польши под Смоленском.
Ту-154, разбившийся под Сочи, пилотировал опытный экипаж, однако для того, чтобы полностью исключить "человеческий фактор", предстоит изучить еще большой массив данных.
Версия третья. Террористический акт
24 августа 2004 года террористка-смертница взорвала Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший по маршруту Москва - Сочи. Жертвами диверсии, не считая смертницы, стали 45 человек.
Эксперты спецслужб весьма скептически относятся к версии теракта по отношению к Ту-154, погибшему 25 декабря. Речь идет о самолете Минобороны, что предполагает более ограниченный доступ к нему. Подтвердить или опровергнуть версию теракта можно будет лишь после обследования обломков самолета на предмет обнаружения взрывчатых веществ.
Версия четвертая. Поражение ракетой
4 октября 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив - Новосибирск, на Черным морем был сбит зенитной ракетой ПВО Украины, запущенной во время учений. Жертвами трагедии стали 78 человек.
Регион и модель самолета совпадает с нынешним случаем, однако пока речь идет только о совпадении. Никакой информации о запусках ракет комплексов ПВО в районе катастрофы Ту-154 пока нет. Допустима и версия атаки Ту-154 при помощи переносного зенитного ракетного комплекса, но подобная диверсия, во-первых, выглядит еще более сложной для исполнения, а во-вторых, не имеет пока никаких материальных подтверждений.
Версия пятая. Попадание птицы в двигатель
История "Чуда на Гудзоне" - аварийной посадки самолета А320 на воду реки Гудзон в Нью-Йорке 15 января 2009 года, началась со столкновения лайнера при взлете со стаей канадских казарок. Птицы попали в оба двигателя, выведя их из строя.
Подобный сценарий в истории мировой авиации встречался сотни, если не тысячи раз, и порой приводил к масштабным трагедиям. У экипажа, потерявшего двигатель во время взлета, остается очень мало времени на принятие экстренных мер.
На Черном море зимует много перелетных птиц, а конкретно в районе Сочи находится орнитопарк. Подтвердить или опровергнуть данную версию можно будет после осмотра двигателей разбившегося Ту-154.
Самый массовый и надежный
Разработанный в 1960-х годах в КБ Туполева самолет Ту-154 является самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом. До конца первого десятилетия XXI века Ту-154 являлся основным самолетом на маршрутах средней дальности в России.
Выпуск Ту-154 в различных модификациях был завершен в 2013 году. Всего было выпущено 1026 таких самолетов.
За все время эксплуатации трагедия под Сочи стала 74-м случаем потери самолета такого типа в катастрофах и серьезных авариях.
Ту-154, конечно, уступает по надежности и комфорту современным самолетам, однако, по мнению пилотов, является вполне безопасной машиной. Большинство катастроф, происходивших с самолетами Ту-154, не были связаны с конструктивными недостатками лайнера.
Говорить о том, что случилось с Ту-154 Минобороны, упавшим практически сразу после вылета из аэропорта Сочи 25 декабря 2016 года, пока сложно. Следователям и экспертам предстоит найти "черные ящики", изучить обломки, познакомиться с переговорами экипажа и диспетчеров. Только после этого можно будет сделать какие-то конкретные выводы. Поэтому ниже пойдет речь лишь о самых общих предположениях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали