АвиаПорт.Ru
28 декабря 2016, 15:09
Региональные субсидии попали под сокращение
Росавиация опубликовала перечень субсидируемых региональных рейсов. Вместо 167 маршрутов на конец 2016 года первоначальная редакция документа предполагает всего 102
Региональное недософинансирование
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало перечень субсидируемых в 2017 году региональных маршрутов. Первоначальная редакция документа предполагает государственную поддержку 102 направлений. Это гораздо меньше, чем Росавиация субсидирует к концу 2016 года (167 маршрутов). Впрочем, базовая редакция перечня 2016 года включала всего 108 направлений, поэтому говорить о значительном уменьшении программы было бы пока не совсем корректно: перечень ещё будет несколько раз корректироваться в течение года.
Вместе с тем, в профильном управлении Росавиации считают, что маршрутов в наступающем году все же будет меньше нынешних 167: такое мнение, отвечая на вопрос корреспондента "АвиаПорта" в ходе прошедшей в конце ноября конференции "Среднемагистральная и региональная авиация России", выразила заместитель начальника управления по регулированию перевозок Росавиации Валентина Романова.
Возможное сокращение программы связано, в первую очередь, со сложной бюджетной ситуацией в регионах. Согласно постановлению правительства №1242, по которому реализуется программа господдержки, субъекты федерации могут софинансировать региональные рейсы, то есть выплачивать авиакомпании, работающей на направлении, половину субсидии. "Раньше мы просили приложить только копию гарантийного письма субъекта, но теперь имеем право рассматривать только копию акта или проекта бюджета региона. Насколько я знаю, немногие субъекты готовы нам это предоставить", - пояснила В.Романова. "Поэтому я думаю, что софинансированных маршрутов станет меньше и сама программа по ПП№1242 сократится", - подытожила она.
На конец 2016 года из 167 маршрутов софинансировались 99. Софинансирование позволяет Росавиации увеличивать бюджет программы - ведомство увеличивает количество маршрутов, не используя дополнительных средств федерального бюджета, объясняла В.Романова.
В текущей редакции перечня субсидируемых маршрутов нет сразу нескольких регионов, которые на текущий момент оказывают поддержку авиакомпаниям. В частности, пока вообще не подключились к программе Ростовская и Самарская области, также не присоединились власти Воронежской, Волгоградской и Свердловской областей. Не стал участвовать в программе Пермский край, значительно сократилась поддержка от Тюменской области, Калужской области и Республики Татарстан.
Напротив, одну из ключевых позиций занял Новосибирский регион, который в начале 2017 года будет софинансировать пять маршрутов: в Кызыл, Нижневартовск, Новый Уренгой, Ноябрьск и Сургут. Назначения на направления в эти пункты из Новосибирска получила авиакомпания "Сибирь" (бренд S7), которая согласовала поставку 17 воздушных судов Embraer E170LR в течение наступающего года.
Представители регулирующих органов и исполнительной власти отмечают, что бюджет, выделяемый на субсидирование воздушных перевозок, ежегодно секвестируется, но даже в рамках существующих ассигнований программа региональных перевозок работает не в полном объёме, заявил на той же конференции в конце ноября начальник отдела нормативного-правового обеспечения и развития деятельности организации гражданской авиации Минтранса РФ Андрей Иванов. "Сначала субсидируются рейсы в труднодоступные районы, затем софинансируемые, а на третью и четвертую очередь денег уже просто нет", - сказал чиновник.
При этом кассовое исполнение программы, по его словам, составляет почти 100%. По данным Росавиации, на 1 ноября было освоено 72% выделенных средств, в 2015 году ведомство освоило 98,5% ассигнований, а в 2014 - 99%. Объем субсидий, выделенных на программу субсидирования региональных перевозок в 2017 году, приблизительно равен показателям 2016 года - 4,03 млрд рублей.
Убытки считают не все
По данным Росавиации, на региональных линиях авиакомпании за 10 месяцев 2016 года перевезли 10,84 млн пассажиров, по итогам года ведомство прогнозирует пассажиропоток на отметке в 12 млн человек. Объем региональных перевозок непрерывно растёт с 2009 года: в частности, в 2015 году он составил 11,5 млн пассажиров, а в 2014 году - 10,1 млн человек.
Пассажиры, перевезённые авиакомпаниями по программе субсидированных региональных перевозок, не занимают в указанных объёмах значительной доли, следует из данных федерального ведомства. На 1 ноября 2016 года в рамках реализации ПП№1242 было перевезено 475 тысяч пассажиров. В 2015 и 2014 годах объем перевозок по этой программе составил 548,8 тысяч и 530 тысяч человек соответственно.
Однако стоит отметить, что, помимо ПП№1242, реализуются также программы субсидирования перевозок в Приволжском федеральном округе, перевозок на Дальний Восток из европейской части России и в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга, а также перевозок в Симферополь из регионов. В целом за 10 месяцев 2016 года количество перевезённых пассажиров по всем субсидируемым программам составило 1,3 млн человек. Между тем, в Минтрансе, по словам А. Иванова, видят "синергетический эффект", поскольку вместе с пассажирами, получающими субсидию, летают, к примеру, члены их семей и другие попутчики.
Впрочем, гораздо важнее влияние, которое программы оказывают на финансовое состояние отрасли. Опрошенные "АвиаПортом" игроки рынка говорят, что в целом ощущают положительный эффект.
В частности, об этом "АвиаПорту" сообщили в "Руслайне", перевозчик является одним из ключевых операторов программы региональных перевозок. "Участие в федеральной программе субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров на операционных показателях сказывается положительно", - прокомментировали в пресс-службе авиакомпании. Всего за 11 месяцев этого года услугами перевозчика воспользовались почти 557,5 тысяч человек (прирост составил 3,5%).
Ещё один активный участник программы - татарстанская "ЮВТ-Аэро" (190,6 тысяч человек с начала года) - также получает прибыль на рейсах, осуществляемых в рамках программы. "Рейсы, выполняемые по ПП 1242, имеют положительные финансовые показатели", - говорят в компании.
Важно, что авиакомпании, участвующие в реализации ПП№1242, обязаны распространять билеты по фиксированному тарифу - только в этом случае Росавиация одобряет субсидию. В последней редакции постановления так называемый спецтариф был значительно сокращён, и, как заявила В. Романова, "некоторые перевозчики писали письма об отмене маршрутов из-за того, что они экономически невыгодны". При этом в первую очередь такие условия невыгодны небольшим перевозчикам. Они сохраняют силу на 2017 год, и позиция Минтранса относительно спецтарифа остаётся жёсткой: по словам А.Иванова, его размер изменяться не будет.
На фоне сокращения списка маршрутов региональные аэропорты, вероятнее всего, несущественно потеряют в пассажиропотоке, но могут лишиться сразу нескольких частот в неделю. Чтобы не упустить перевозчиков, управляющие компании могут сами софинансировать рейсы - последняя редакция ПП№1242 даёт им такую возможность, при этом Росавиация не отслеживает, кто именно оказывает "спонсорскую" поддержку авиакомпании. В холдинге "Аэропорты регионов" считают, что из-за расширения списка узловых аэропортов средства по программе распределяются на "разрозненные, не связанные в сеть маршруты". Там отметили, что, в понимании компании, "в 2017 году постановление приоритетно будет работать на обеспечение транспортной доступности удалённых районов. Это безусловно, важная социальная задача, но все-таки отличная от формирования региональной маршрутной сети".
Представители компании также уверяют, что достигли целей в направлении поддержки рейсов региональной авиации по стабилизации маршрутов на этапе раскатки, а планы на 2017 год сегодня "в стадии формирования и обсуждения". Другие опрошенные "АвиаПортом" операторы не ответили на запросы о своей заинтересованности в подобном сотрудничестве. В целом, времени на принятие решение остаётся ещё достаточно, поскольку, по данным "АвиаПорта", список субсидированных маршрутов будет корректироваться приблизительно раз в квартал.
Новогодние настроения
Программа субсидирования региональных перевозок, сообщил А.Иванов, продлена сразу на 2017 и 2018 годы, о запланированном на 2018 год бюджете программы он не сообщил. В пресс-службе Минтранса не ответили на вопрос об ассигнованиях на 2018 год. Там отметили только, что "в 2017 году программа будет реализована в рамках ассигнований федерального бюджета, которые выделяются на данные цели". В Минфине на запрос не ответили.
При этом в конце ноября А.Иванов на конференции обратил внимание отрасли на то, "что из года в год деньги на субсидирование не увеличиваются, а уменьшаются". Действительно, в 2016 году финансирование всех пяти программ Росавиации по субсидированию перевозок сократилось на 5,4% - до 8,7 млрд рублей. Очевидно, в 2017 бюджет на эти цели будет ещё меньше, поскольку закрывается программа субсидирования воздушных перевозок в Приволжском федеральном округе.
На этом фоне Росавиация значительно ограничена в возможностях по запуску дополнительных программ субсидирования. В ноябре В.Романова, отвечая на вопросы отраслевой аудитории, сказала, что у ведомства, в частности, были планы по запуску отдельной программы субсидирования перевозок в Дальневосточном федеральном округе, но "никакого движения в этом направлении нет". Дальний Восток - приоритетное направление, и развитие региональных перевозок внутри других округов будет решаться уже после Дальневосточной проблемы, отметила она....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы