Крылья Родины
28 февраля 2017, 14:49
Ил-112В: рождение наследника Ан-26
Программа создания легкого военно-транспортного самолета Ил-112В подходит к важному этапу завершения постройки первого опытного экземпляра
В первой половине 1990-х годов Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина на собственные средства занялся разработкой самолета в классе Ан-24/Ан-26, способного перевозить как грузы, так и пассажиров. В 1994 г. был выполнен эскизный проект самолета для местных воздушных линий - Ил-112 с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117С. В пассажирской конфигурации самолет мог бы брать на борт до 44 пассажиров с багажом. Предполагалось на коммерческой основе организовать в Кумертау производство этого самолета. По ряду причин эти планы не увенчались успехом.
Ставка была сделана на превращение Ил-112 в военно-транспортный самолет. Уже в 1998 году в СМИ появились сообщения об аванпроекте такого самолета с обозначением Ил-112В, а его эскизный проект появился в 2000 году. Потребность в таких самолетах к тому времени назрела - нужна была замена устаревающему парку "грузовиков" Ан-26. В 2002 году ВВС России объявили конкурс на создание легкого ВТС, в котором ильюшинцы и приняли участие со своим Ил-112В. Его конкурентами выступили четыре других ОКБ. Это были проекты Ту-136Т (АНТК им. Туполева), МиГ-110ВТ (РСК "МиГ"), С-80ТД ("ОКБ Сухого") и М-60ЛВТС (ЭМЗ им. Мясищева). В марте 2003 г. комиссия Минобороны рассмотрела представленные на конкурс проекты. Победителем конкурса стал проект Ил-112В, о чем было объявлено на состоявшемся 8 апреля 2003 г. расширенном заседании конкурсной комиссии.
Защита эскизного проекта и макетная комиссия состоялись в декабре 2004 г., после чего на Авиационном комплексе им. С.В.Ильюшина началось рабочее проектирование. Постройка опытного образца была поручена Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО). Перспективы рисовались весьма обнадеживающие. Согласно графику работ первый полет нового самолета должен был состояться до конца 2006 г., а в 2007 году предполагалось выпустить установочную партию. Окончание государственных испытаний Ил-112В намечалось на середину 2008 г. Позже эти сроки были пересмотрены. На авиасалоне МАКС-2009 директор ВАСО Виталий Зубарев заявлял, что первый опытный Ил-1112В будет выпущен заводом в конце 2010 г. Это было отражением тех трудностей, с которыми столкнулись разработчики и производственники - прежде всего в связи с задержкой в создании субподрядчиками ряда важных элементов оборудования.
Тем временем в судьбе проекта наступил неблагоприятный поворот. В мае 2010 г. финансирование работ со стороны заказчика было приостановлено, а в августе 2010 г. и вовсе прекратилось. Это решение, насколько известно, никак не было связано с оценкой качества проекта - к разработчику не было никаких вопросов в смысле соответствия проекта заданию. Никаких объяснений не давалось, однако без поступления необходимых средств дело продвигаться не могло. Более трех лет работы по Ил-112В практически не велись. В 2011 г. в Минобороны возникло намерение решить вопрос о легком ВТС путем приобретения на Украине самолетов Ан-140 грузовой модификации - и это несмотря на то, что рампового варианта Ан-140 не существовало. Такие планы потеряли актуальность после всем известных событий, положивших конец сотрудничеству с ОПК Украины. Но еще ранее, в конце 2012 года, в Минобороны появились настроения в пользу реанимации проекта Ил-112В.
К этому вопросу заказчик снова вернулся во второй половине 2013 года. В октябре 2013 года Министерством обороны было принято принципиальное решение о продолжении работ по ильюшинскому проекту. Техническое задание было несколько скорректировано в части применения новых пилотажно-навигационного и связного комплексов, комплексов обороны и изменения аэродинамических обводов. Прошедший перерыв в работе потребовал пересмотра финансовых и организационных условий, на что ушло немало времени. Лишь в ноябре 2014 г. между Министерством обороны Российской федерации и ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина", входящим в состав Объединенной авиастроительной корпорации, был заключен государственный контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Он предусматривал постройку только первых двух опытных экземпляров (летного и статического). Финансирование ресурсного образца не было предусмотрено. Был установлен срок начала летных испытаний самолета - не позднее июля 2017 года. Такие сжатые сроки задавали весьма напряженный темп работ.
В июне 2015 года состоялась защита документации к техническому проекту самолета перед заказчиком (Министерством обороны РФ). Для защиты технического проекта был изготовлен и предъявлен заказчику полноразмерный макет кабины экипажа. ОКБ приступило к передаче на ВАСО конструкторской документации. Разумеется, с учетом современных требований документация должна была передаваться в электронном виде, однако "переход на цифру" в ОАО "Ил" к тому времени еще не закончился. Поэтому часть документации пришлось все же дать в виде бумажных чертежей, однако было дано твердое обещание, что к моменту запуска Ил-112В в серийное производство вся конструкторская документация будет оцифрована. К концу декабря 2016 года на ПАО "ВАСО" был завершен важный этап агрегатной сборки первого опытного Ил-112В (летного образца) - выполнена стыковка агрегатов фюзеляжа воздушного судна, проведена выемка изготовленного фюзеляжа из стапеля, установка на перекатное (временное) шасси для завершения работ по фюзеляжу с последующей транспортировкой в цех окончательной сборки и завершения цикла производства планера - навески крыла и установки оперения.
Практически сразу после установки агрегатов фюзеляжа в стапель общей сборки в стапелях отсеков началась работа по закладке деталей второго опытного экземпляра Ил-112, предназначенного для статических испытаний.
Как отмечал директор дирекции программы Ил-112В ОАО "Ил" Дмитрий Савельев, работу по изготовлению отсеков фюзеляжа Ф1, Ф2 и Ф3 самолета Ил-112 работники ВАСО выполняли в тесном взаимодействии с конструкторами ОАО "Ил", в том числе филиала "Ил" в Воронеже. Возникающие вопросы обсуждались непосредственно на производственных участках с выдачей рекомендаций и с учетом предложений завода.
Представители СМИ, посетившие воронежское предприятие 22 декабря, могли наблюдать ход дальнейших работ по фюзеляжу, а также завершающих работ по крылу, которое находилось в стапеле в виде еще не состыкованных друг с другом панелей полного размаха - верхней и нижней. Отдельно в стапеле находился носок крыла. Такое членение отражало специфику конструкции крыла Ил-112. Впервые в России для транспортного самолета производится "монокрыло", вместо двух отдельных консолей, которые обычно крепятся к центроплану , входящему в силовой набор фюзеляжа. В данном случае центроплана вообще нет. Крыло "садится" на фюзеляж сверху и крепится к проушинам на двух силовых шпангоутах с помощью специальных креплений и расчалок. Кстати, аналогичный подход применен и в конструировании элементов крепления шасси к фюзеляжу. Узлы, на которые навешиваются стойки основного шасси, не являются частью силового набора фюзеляжа, а крепятся к нему извне.
Планируется, что полностью планер самолета будет состыкован до конца февраля 2017 года, после чего начнется монтаж двигателей, систем и оборудования. Когда этот номер попадет в руки читателей, самолет, вероятно, уже будет находиться на этом этапе постройки.
Что же представляет собой Ил-112В? Легкий военно-транспортный самолет Ил - 112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования (парашютным способом) легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава.
Ил-112В способен решать возлагаемые на него задачи в различных географических и климатических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Самолет оборудуется современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, обеспечивающим помимо эффективного решения поставленных задач возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму II категории ИКАО и ручной заход на посадку на слабо оборудованные в радиотехническом отношении аэродромы.
Ил-112В построен по схеме высокоплана с прямым трапециевидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Эта схема хвостового оперения выделяет ильюшинскую машину среди "одноклассников", таких как Ан-26, испанский CASA С-295, итальяно-американский С-27J Spartan, имеющих традиционное низкорасположенное горизонтальное оперение . Выбор Т-образного оперения продиктован намерением вывести ГО из зоны действия скоса потока от крыла при полностью выпущенной механизации, что позволяет уменьшить площадь и аэродинамическое сопротивление оперения.
Фюзеляж типа полумонокок состоит из трех основных секций - носовой, средней и хвостовой. Его ширина составляет 3.24 м, высота - 2,9 м. Размеры грузовой кабины: ширина 2,45 м, высота 2,4 м, длина (с учетом пола грузовой рампы) - 13,33 м. Увеличение поперечного сечения грузовой кабины по сравнению с Ан-26 позволяет значительно увеличить номенклатуру перевозимой техники.
По бортам нижней части фюзеляжа установлены обтекатели, которые закрывают узлы крепления стоек основных опор шасси, стойки и колеса в убранном положении.
Крыло двухлонжеронной схемы включает сотовые конструкции с обшивкой из композиционых материалов. Силовой кессон крыла загерметизирован под топливный бак. Крыло оснащено двухщелевыми закрылками, элеронами, двухсекциоными тормозными щитками и односекционными интерцепторами.
Хвостовое оперение Т-образной схемы состоит из стреловидного вертикального оперения и установленного на его верхней части прямого горизонтального оперения. Киль трехлонжеронной конструкции, стабилизатор - двухлонжеронный. В хвостовом оперении применяются сотовые конструкции с обшивкой из композиционых материалов. Шасси пятиопорное, состоит из одной носовой опоры с двумя колесами и четырех основных опор (по две одноколесные опоры в тандем с каждого борта).
На самолете будет установлена гидромеханическая система управления.
Комплекс оборонительных средств позволит защитить самолет от ПЗРК типа "Стрела и "Игла", а также от ракет класса "воздух-воздух".
Маршевая силовая установка Ил-112В состоит из двух ТВД фирмы "Климов". В настоящее время предусматривается оснастить Ил-112В новой моделью двигателя - ТВ7-117СТ, с взлетной мощностью 2800 л.с. и чрезвычайным режимом 3000/3500 л.с., с 6-лопастными воздушными винтами АВ-112 разработки ОАО "НПП "Аэросила". ТВ7-117СТ создается с использованием наработок, полученных при создании вертолетного двигателя ТВ7-117В. Доводка варианта СТ на фирме "Климов" в Санкт-Петербурге продолжается. Первый ТВ7-117СТ 15 сентября 2016 г. был установлен на испытательном стенде в Санкт-Петербурге. К концу декабря он прошел приемо-сдаточные испытания. Главной проблемой остается получение необходимого ресурса; "климовцы" уверены в том, что им удастся решить эту задачу. Первые два двигателя ТВ7-117СТ будут поставлены на ВАСО в феврале 2017 г., а во второй половине марта предполагается осуществить их навеску на самолет. В середине сентября 2016 г. ОДК сообщила, что до конца 2019 года создаст 16 турбовинтовых двигателей ТВ-117СТ.
В середине 2015 года окончательно определилась схема производственной кооперации по постройке Ил-112В. Следует подчеркнуть, что Ил-112В - полностью российский самолет, при его постройке используются детали и комплектующие изделия только российского производства.
В производственной кооперации задействовано несколько десятков предприятий. Головным предприятием осталось ВАСО. В его задачу входят изготовление отсеков фюзеляжа, крыла, оперения, мотогондол, стыковка агрегатов, окончательная сборка, покраска и проведение комплекса летных испытаний всех строящихся самолетов, начиная с первого летного образца. Пане л и фюзеляжа, люки и двери производятся и поставляются на ВАСО ульяновским АО "Авиастар-СП", тормозные щитки, интерцепторы, обтекатели рельсов закрылков, панели хвостовой части крыла, элеронов, триммеры рулей высоты и рулей направления - казанским АО "КАПО-Композит", стойки шасси и гидроцилиндры - самарским АО "Авиаагрегат" холдинга "Технодинамика".
Сборка первого экземпляра самолета должна быть закончена в Воронеже в феврале 2017 года.
К лету того же года предполагается завершить оснащение первого Ил-112В системами и бортовым оборудованием, после чего машина № 0101 будет передана на заводскую летно-испытательную станцию. Как всегда в таких случаях, потребуется пройти этап наземных отработок, прежде чем состоится первый вылет, который намечен на июль 2017 г. Основная часть летных испытаний будет проводиться в г. Жуковский под Москвой. Обычно первому вылету предшествует проведение статических испытаний на прочность на специально предназначенном для этого нелетном экземпляре. Он, однако, еще только строится. Поэтому, для экономии времени, перед выходом на летные испытаний будет проведено нагружение до 67% расчетной нагрузки (это считается достаточным), которое проведут на первом летном экземпляре. В полном же объеме прочностные, а затем ресурсные испытания будут позже проведены в ЦАГИ на втором экземпляре Ил-112В, который будет сдан в августе 2017 г. Испытания в ЦАГИ будут длиться до 2020 года.
Предусматривается постройка еще двух опытных экземпляров Ил-112В для проведения ОКР и летных испытаний. Эти два самолета (№0103 и №0104) присоединятся к экземплярам №0101 и №0102, так что с течением времени в программе испытаний Ил-112В будут задействованы четыре машины (включая один нелетный экземпляр). Как сообщил журналистам директор дирекции программы Ил-112В ОАО "Ил" Дмитрий Савельев, в феврале 2018 года Ил-112В должен быть передан на государственные испытания.
Третья и четвертая машины войдут в число тех 48 самолетов, на которые, как ожидается, будет выдан заказ Министерством обороны (об этом говорил заместитель министра обороны Юрий Борисов в начале 2017 г.). Этот заказ обеспечит ВАСО загрузку на несколько лет вперед. Начало серийного производства планируется на 2019 год. Руководители предприятия заявляют о намерении довести темп серийного выпуска Ил-112В на ВАСО в перспективе до 8 самолетов в год, однако нынешние производственные мощности ВАСО позволяют выйти на ежегодный выпуск до 12 машин.
Одним из нововведений проекта стало изготовление сразу фактически серийной оснастки для производства Ил-112В. Как отмечал Дмитрий Савельев, "раньше для сборки первого летного образца оснастка изготавливалась опытная, одноразовая. Сейчас она делается уже раз и навсегда под серию".
"Возвращением к истокам" может стать создание на базе Ил-112В его гражданского грузопассажирского варианта Ил-112Т, эскизная проработка которого уже была проведена в свое время. В 2010 г. был выпущен буклет с техописанием Ил-112Т. Гражданский вариант Ил-112 мог бы, видимо, стать и предметом экспорта.
По опыту "карьеры" самолета Ан-26 с его широкой палитрой различных вариантов можно надеяться, что и новая ильюшинская машина со временем будет иметь богатый спектр специального применения. В печати отмечалась, в частности, возможность создания на базе Ил-112В противолодочного самолета ближней зоны, самолета-разведчика. Возможны в принципе и такие варианты, как самолет полярной авиации с колесно-лыжным шасси, лесопатрульный, гидрометеорологический и другие. Главный конструктор самолета Ил-112В Сергей Ляшенко отмечал, что самолетом уже интересуются потенциальные заказчики. "На первое время, - говорит он, - рассматриваются только поставки по госзаказу внутри страны. Все Ан-26, включая специальные варианты, их эксплуатанты хотят заменить. Только в ВВС их порядка полутора сотен. Еще это МВД. Погранслужба ФСБ, МЧС. Всем нужен хозяйственный самолет. Недавно на нас вышла одна частная компания. Тоже хочет заменить порядка 10-12 своих самолетов. Поэтому у Ил-112, я надеюсь, большие перспективы".
По оценкам специалистов "Ильюшина", до 2030 года компания планирует построить до 200 самолетов Ил-112 всех модификаций.
Теперь, когда новая машина из "ильюшинского гнезда" уже на выходе, будем с нетерпением ждать новостей о каждом новом этапе ее рождения и становления. Пожелаем славному коллективу ОАО "АК им. С.В.Ильюшина", труженикам ПАО "ВАСО" и всех предприятий, участвующих в кооперации по самолету Ил-112В, успешного продвижения их совместной работы и хороших перспектив для их детища....
Авторские права на данный материал принадлежат «Крылья Родины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов