АвиаПорт.Ru
7 марта 2017, 20:33
От базы до семейства
О новых подходах ОДК к созданию перспективной техники в ходе первого заседания Авиационной коллегии при Правительстве РФ рассказал генеральный директор корпорации А.Артюхов
Одной из проблем отечественного гражданского авиастроения было принято считать отставание от ведущих мировых держав в создании эффективных авиадвигателей. Причина, по которой двигатели становились "слабым звеном", носила системный характер: многие годы подряд работы по созданию нового поколения двигателей стартовали с отставанием от разработки собственного летательного аппарата, что приводило к введению этапности при реализации проектов. Как следствие, перспективные самолёты и вертолёты получали в качестве переходных существующие серийные двигатели, что не позволяло достичь заявленных характеристик, в полной мере реализовать потенциал летательных аппаратов, снижало их конкурентоспособность и коммерческую привлекательность.
"Объединённая двигателестроительная корпорация" столкнулась с этой проблемой при реализации проекта двигателя ПД-14 для перспективного магистрального самолёта МС-21. Сложившаяся ситуация потребовала пересмотра подходов к разработке новых продуктов. Отныне ставка делается на создание базовых газогенераторов, которые получат самые современные технические и технологические решения. В дальнейшем, исходя из потребностей самолёто- и вертолётостроителей на их платформе будут создаваться двигатели с необходимыми параметрами. Этот подход, по мнению руководителя ОДК, позволит не только гармонизировать сроки разработки авиадвигателей и летательных аппаратов, но и обеспечит достижение запланированных характеристик в полном объёме, а также повысит конкурентоспособность продукции и поможет в целом снизить технические риски при реализации проектов.
В рамках заседания Авиационной коллегии А.Артюхов подробно рассказал о действующих проектах и перспективных разработках. В первую очередь он напомнил о двигателе SaM146, сертифицированном Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Авиадвигатель полностью соответствует всем правилам и нормам, которые регламентируют безопасную работу, в том числе в коррозионной активной среде и при морском базировании. По словам главы ОДК, сейчас перед корпорацией стоит задача по увеличению уровня локализации производства SaM146 на территории РФ. Планируется, что работа будет вестись в два этапа. "На первом этапе предусмотрено увеличение степени локализации до 55%. На втором этапе - до 80%", - уточнил А.Артюхов. Он также отметил, что кроме текущего использования на Sukhoi Superjet 100, установка SaM146 возможна и на Бе-200.
Также А.Артюхов сообщил о текущем состоянии проекта разработки турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ/СТ. Он подчеркнул, что это ключевая программа в части решения задачи по созданию отечественного самолёта Ил -114-300 для местных воздушных линий, который планируется запустить в серию к 2020 году. На сегодняшний день уже проведены предварительные испытания двигателя-прототипа. "По итогам можно сделать выводы о том, что и технически, и технологически проект реализуем в заданные сроки", - прокомментировал он. Кроме того, он отметил, что разработка "комплексирована" с программой по военным двигателям для самолёта Ил-112В, а также с программой создания двигателя ТВ7-117В для вертолёта Ми-38, который уже сертифицирован.
Ключевой проект, который сегодня реализует ОДК, - создание двигателя ПД-14 для среднемагистрального самолёта МС-21. Глава ОДК подчеркнул, что в ходе реализации этой программы внедрены 16 базовых критических технологий, позволивших достичь параметров двигателя современного уровня. "В настоящее время осуществляется производство опытных двигателей, 12 уже изготовлено. Проводится комплекс доводочных испытаний, в том числе с имитацией реальных условий эксплуатации. Подтверждены заявленные технические характеристики двигателя", - поделился А.Артюхов. В рамках этого же проекта также создаётся мотогондола. Руководитель корпорации отметил, что ранее её разработка, как правило, оставалась в компетенции разработчиков самолёта. По словам А.Артюхова, созданный газогенератор ПД-14 - базовый. На его основе в минимальный срок и с минимальными рисками можно разработать авиадвигатели различного назначения: как для вертолёта, так и для самолёта гражданского или военного применения.
Ещё одна из приоритетных задач российского двигателестроения - создание двигателя большой тяги 35-40 тонн с возможностью установки на современные дальнемагистральные широкофюзеляжные воздушные суда. "В настоящее время в рамках НИОКР по этой программе создаётся необходимый задел, разработано восемь ключевых базовых технологий, создана инфраструктура, - рассказал А.Артюхов. - Реализация проекта позволит существенно расширить возможности отечественных разработчиков самолётов по формированию облика воздушных судов различного назначения: пассажирских, транспортных и военно-транспортных".
В части создания двигателей для вертолётов ОДК сегодня реализует программу ВК-2500ПС на базе ВС-2500. В результате модернизации повышены эксплуатационные характеристики и надёжность базового двигателя. "На двигателе внедрена противопомпажная система защиты, обеспечивающая надёжную работу двигателя на тяжёлых и переходных режимах, назначенный ресурс увеличен на 30%", - рассказал А.Артюхов, напомнив, что в 2016 году на двигатель получены сертификаты типа. ВК-2500ПС готов к серийному производству на территории РФ и поставкам. Сегодня ОДК продолжает реализацию программы, наращивая объёмы серийного производства вертолётных двигателей.
Кроме того, в рамках работ по созданию вертолётных двигателей существует программа по разработке перспективного вертолётного двигателя (ПДВ) с характеристиками, позволяющими снизить расход топлива на 20% по сравнению с серийным двигателем, значительно снизить массу продукта, а также увеличить его надёжность и ресурс. По словам главы ОДК, двигатель создаётся с применением новейших композиционных материалов, передовых технических решений и технологий.
Завершая своё выступление, А.Артюхов отметил, что успешное завершение всех новых проектов будет способствовать решению задач повышения конкурентоспособности и коммерческой привлекательности летательных аппаратов с отечественными двигателями. В настоящее время ОДК обладает достаточным научно-техническим, производственным, кадровым потенциалом для создания отечественных современных авиационных двигателей. Он ещё раз подчеркнул, что основным путём развития двигателестроения стало создание газотурбинных двигателей на основе базовых газогенераторов. В среднесрочной перспективе базовыми будут газогенераторы и двигатели ПД-14 и ТВ7-117. В долгосрочной к ним добавятся ПД-35 и ПВД....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов