Российская газета
12 августа 2024, 08:58
45 лет назад произошла одна из самых страшных авиакатастроф: в небе столкнулись два Ту-134
Одна из самых страшных авиакатастроф. 45 лет назад в небе столкнулись два Ту-134
11 августа 1979 года Ту-134 с бортовым номером 65735 вылетел из аэропорта Ташкента по маршруту Гурьев-Донецк-Минск. На борту 84 человека, включая 12 детей и 17 представителей узбекского футбольного клуба "Пахтакор". Команда направлялась в Минск на матч чемпионата СССР высшей лиги с местным футбольным клубом "Динамо". В 13:11 рейс 7880 вылетел из аэропорта Донецка и после набора высоты занял эшелон 5700 метров.
Другой Ту-134 с бортовым номером 65816 совершал рейс по маршруту Челябинск-Воронеж-Кишинев. В 12:54 он вылетел из Воронежа.
В 13:35:38 в районе города Днепродзержинск в зоне ответственности Юго-Западного сектора Харьковского РЦ ЕС УВД самолеты столкнулись. Трагедия произошла в точке пересечения трасс Днепропетровск - Кременчуг и Магдалиновка - Днепродзержинск в облаках, на высоте 8 400 м.
Самолеты столкнулись под углом 95°. Ту-134А №65816 пилотской кабиной столкнулся с правым крылом подходящего слева Ту-134А №65735. Обе машины начали разворачиваться вокруг своих вертикальных осей, столкнулись хвостовыми частями…
В 13:37 пилот самолета Ан-2, летевшего из Черкасс в Донецк, сообщил на землю: "Что-то падает с неба!".
Расследование самой страшной авиакатастрофы Советского Союза проходило в обстановке строжайшей секретности. Виновными в столкновении самолетов признали 20-летнего авиадиспетчера Николая Жуковского, работавшего на данной должности лишь считанные месяцы, а также его начальника - 28-летнего Владимира Сумского.
Вот выдержка из расшифровки переговоров диспетчеров с экипажами:
"Диспетчер Жуковский: 816-й, следуйте 8400 Красноград.
Молдавский Ту-134: Вас понял, а 9600 нельзя?
Жуковский: Пока нет, над Красноградом попутный на 9600.
Молдавский Ту-134: Понял Вас, 8400 сохраняю
Молдавский Ту-134: У нас интервал с попутным есть на 9600 55 км, разрешите нам набор на 9600.
Жуковский: 816-й, пройдете Красноград, посмотрим.
Молдавский Ту-134: Хорошо".
Через девять минут по указанию диспетчера на высоту молдавского самолета поднимается белорусское судно, следующее ему навстречу…
Выводы комиссии, расследовавшей авиакатастрофу: причиной явились ошибки и нарушения требований НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными судами, соблюдения правил фразеологии радиообмена.
Оба диспетчера отправились на пятнадцать лет в места заключения. Владимира Сумского освободили через 6,5 лет за хорошее поведение. По некоторым данным, Жуковский в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси