Аргументы и факты
5 июля 2017, 16:24
Начальник тайги. Житель Коми много лет ухаживает за закрытым аэродромом
Семь лет назад это спасло жизни пассажирам Ту-154. Сергей Сотников верит, что его труды и в дальнейшем принесут пользу
Ижма - древнее село, затерянное в дремучих лесах Республики Коми. Осенью 2010 года его название узнала вся страна. Историю, которая чуть не обернулась авиакатастрофой, люди сочли не иначе как чудом.
Аварийная посадка
7 сентября 2010 года самолет ТУ-154 Мирнинского авиапредприятия АК "Алроса" выполнял рейс из Якутии в Москву. Через три с половиной часа после взлета, на высоте 10 км, на борту авиалайнера полностью пропало электричество. Стало ясно, что до пункта назначения самолету не дотянуть, необходима срочная посадка.
Внизу под облаками мелькали лишь бескрайние леса. Кто-то из членов экипажа вспомнил, что в советские времена здесь располагался аэропорт. В каком состоянии спустя десятилетия находилась взлетная полоса - летчики не знали. И тут штурман Сергей Талалаев разглядел меж облаков бетонку аэродрома. Командир воздушного судна Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Ламанов пытались посадить "тушку", но никак не удавалось выпустить закрылки. Борт долго кружил над аэродромом и смог приземлиться только с третьей попытки. За считанные секунды он проехал 164-метровую взлетную полосу, а затем выкатился в лес. Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал. Единственной жертвой той аварийной посадки стал заяц, который при посадке угодил под колеса лайнера.
Герой нашего времени
Шок, слезы радости, звонки родным - сообщить, что все в порядке. Пассажиры ТУ-154 благодарили членов экипажа за профессионализм высшего пилотажа, радовались счастливому спасению. И только спустя время эти люди узнали, что финал нештатной ситуации мог сложиться по-другому, если бы не Сергей Сотников. Именно он - начальник посадочной площадки "Ижма" - на протяжении 8 лет на собственном энтузиазме добросовестно ухаживал за заброшенной взлетной полосой.
"В этом аэропорту я работаю уже 39 лет. Раньше мы принимали большие самолеты, но в 2003 году аэродром закрыли. Сейчас на небольшой площадке принимаем вертолеты санавиации и трижды в неделю транспортные МИ-8", - рассказывает Сергей Сотников.
После чудесного приземления руководители республики дважды обещали восстановить аэродром. Но все упирается в деньги: только на асфальтирование взлетной полосы требуется почти 40 млн рублей, плюс траты на оборудование световыми сигналами и увеличение штата сотрудников. А потому воз и ныне там.
В 2015 году Сергей и его жена Мария (она продает билеты в аэропорту) написали заявление об уходе: из-за долгов в здании отключили электричество, отопительные конвекторы остыли. В аэропорту установилась минусовая температура, от холода не спасали ни шуба, ни унты. Однако ситуацию с долгами решили. И теперь на посту снова супруги Сотниковы.
"Никто меня не заставляет поддерживать полосу: объект закрыт, финансирования нет. Просто будет обидно, если ее захламят или превратят в склад для дров, - говорит Сергей. - В душе продолжаю верить, что полоса еще послужит авиации".
Вот и сейчас Сотников каждый день в любую погоду выходит на осмотр недействующей взлетки: обрубает ивняк, прорастающий в швах плит, убирает крупный мусор, летом подкрашивает ориентиры. Гоняет грибников - не разрешает ставить машины на бетонке.
Как отблагодарили?
За преданность профессии в феврале 2012 года Сергея Сотникова наградили медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Региональное авиапредприятие выписало ему премию в 26 тысяч рублей. Российские блогеры, впечатленные поступком начальника аэропорта, подарили ему снегоход.
Кстати
В 2013 году, когда еженедельник "Аргументы и факты" отмечал 35-летие, редакция проводила читательское голосование по премии "Национальная гордость России". Лауреатами стали те, кто получил наибольшее число голосов. В 16 номинациях, затрагивающих науку и спорт, творчество и гражданскую позицию, госслужбу и бизнес, отобрали по пять человек в каждой. В голосовании участвовали почти полмиллиона человек.
Одна из номинаций называлась "Герои нашего времени". В ней выбрали нашего земляка Сергея Сотникова. Вручение премии происходило на Первом канале. Однако Сергей по каким-то причинам не приехал в Москву и не получил приз. Подарок до сих пор ждет его в редакции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"