Военно-промышленный курьер
1 августа 2017, 08:09
Билет на беспилотник
На МАКС-2017 традиционно заметное место занимали беспилотные авиационные системы различного типа и класса. Были интересные отечественные разработки, иностранные образцы. Многие демонстрировались в Жуковском впервые
Одной из новых для России систем БЛА стал китайский разведывательно-ударный аппарат MALE-класса Wing Loong I. Внешне он схож с американским беспилотником MQ-9 Reaper. Может выполнять полеты продолжительностью до 20 часов, неся до 200 килограммов целевой нагрузки, в частности многоканальную оптико-электронную систему наблюдения, РЛС, средства РЭБ, управляемые и неуправляемые авиабомбы и ракеты. В линейке семейства Wing Loong это не самый новый аппарат. В феврале первый полет совершила более тяжелая модель Wing-Loong II. Несмотря на то, что ее уже экспонировали в Ле Бурже, на российский рынок китайцы решили зайти с проверенным в экспортных поставках вариантом, который, по имеющимся данным, уже есть в Казахстане, Узбекистане, Нигерии, Египте, ОАЭ. По-видимому, расчет маркетологов был на то, что в России ниша абсолютно свободна. Однако на МАКС-2017 выкатили отечественный БЛА аналогичного класса, который сводит на нет попытки продвижения в нашу страну китайских беспилотников. Речь об аппарате "Орион", экспортная версия которого с литерой "э" была впервые презентована компанией "Кронштадт". Максимальная целевая нагрузка комплекса - 200 килограммов, продолжительность полета - 24 часа при радиусе применения машины - до 300 километров, что ставит ее в один ряд с зарубежными аналогами. По информации компании "Кронштадт", при реализации проекта были созданы десятки новых технологий и подсистем, обеспечивающие конечному изделию почти стопроцентную новизну. Появление "Ориона" можно рассматривать как прорыв в развитии БЛА, что открывает дверь в элитарный клуб стран, способных самостоятельно создавать подобные аппараты.
Группа компаний "Беспилотные системы" впервые показала на МАКС-2017 разработанный в инициативном порядке Supercam S450. Масса аппарата - 21 килограмм, включая 4 кило полезной нагрузки в виде сменных гиростабилизированных видеокамер с тепловизорами, системой радиотрансляции и пеленгации сигналов радиооборудования. Размах крыла составляет 4,5 метра, при посадке предусмотрено интересное решение с отцепом консолей по команде оператора. Электродвигатель аппарата обеспечивает малый уровень шума, а емкость аккумуляторов позволяет летать до 7 часов. Радиус действия БЛА, по словам разработчиков, 90-110 километров.
Палитра иностранных разработок систем БЛА, представленных в Жуковском, за последние годы претерпела серьезные изменения, связанные с политической и экономической конъюнктурой. Место европейских и израильских разработок заняли системы из Китая, Ирана и других стран. Так, Исламская республика продемонстрировала собственную версию БЛА, созданного на основе американского аппарата ScanEagle. Известно, что в 2013 году главнокомандующему ВВС России Виктору Бондареву подарили подобный БЛА во время визита в страну, однако в качестве экспоната в России его можно было впервые увидеть именно на МАКС-2017.
БЛА Yasir предназначен для разведки и наблюдения. В отличие от оригинала, иранская версия оснащается хвостовым оперением в виде перевернутой V. По информации разработчиков, БЛА может выполнять полеты продолжительностью до 8 часов. Радиус действия - 100 километров. Комплекс может быть в сухопутном и в морском исполнении для размещения на палубе корабля. В первом варианте БЛА может взлетать как с катапульты, так и с автотранспортного средства.
Вертолеты в ассортименте
Холдинг "Вертолеты России" впервые представил на авиасалоне новый беспилотный летательный аппарат вертикального взлета-посадки VRT-300. Комплекс на его основе предназначен для решения широкого круга задач, включая мониторинг земли, ледовую разведку, транспортировку грузов.
По имеющимся данным, вертолет находится на этапе наземных испытаний. Летные запланированы на 2018-2019 годы.
БЛА выполнен по соосной схеме. Максимальная взлетная масса 300 килограммов. Двигатель - дизельный. По информации разработчиков, БЛА может выполнять полеты продолжительностью до 5 часов. Радиус действия - 100-150 километров. Беспилотник-вертолет способен брать до 70 килограммов полезной нагрузки. В ее состав входит оптико-электронная система наблюдения на гиростабилизированном подвесе. В контейнере под фюзеляжем аппарат может нести дополнительное целевое оборудование.
Интересным проектом БЛА вертолетного типа, экспонировавшимся в Жуковском, представляется многофункциональный беспилотный вертолет БПВ-500 петербургской компании "Радар ММС". Он выполнен по соосной схеме, с диаметром несущего винта 6 метров. Способен выполнять полеты в автоматическом и полуавтоматическом режимах на высотах до 3500 метров продолжительностью до 8 часов в радиусе 320 километров.
Созданный на основе легкого пилотируемого вертолета разработки ОКБ "Ротор" из Кумертау БПВ-500 взлетной массой в 500 килограммов рассчитан на полезную нагрузку в 150-180 килограммов, то есть может нести как разнообразные датчики, включая РЛС и радиотехнические средства, так и набор вооружений.
Автожиры широкого профиля
Небезынтересно было отметить присутствие по крайней мере двух моделей беспилотных автожиров. Интерес к созданию аппаратов такого типа основывается на том, что по сравнению с самолетами и вертолетами они конструктивно менее сложны, дешевле них и проще в управлении.
БЛА GY 500 был представлен ООО "Научно-инженерная компания". По сообщению разработчиков, он может применяться для доставки грузов, например, медикаментов, общей массой до 200 килограммов на расстояние до 80 километров от наземной станции управления, в поисково-спасательных операциях, для картографирования местности и т.п. Аппарат максимальной взлетной массой 500 килограммов должен стать частью линейки, в которую войдут образцы меньшей размерности. Заявленная разработчиками дальность действия комплекса составляет 330 километров, крейсерская скорость полета - 140 километров в час.
Разработчики из МАИ представили более компактную модель автожира, стартующего при помощи катапульты. Предварительная раскрутка несущего винта происходит в момент запуска по монорельсу. БЛА имеет диаметр несущего винта 1,5 метра. Максимальная взлетная масса - 25 килограммов. Как сообщалось, аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 3,5 часа, неся до 5 килограммов полезной нагрузки - различные датчики и аппаратуру аэрофотосъемки.
Далекоидущие К-планы
"Вертолеты России" впервые привезли в Жуковский опытный образец беспилотника-конвертоплана RHV-30 с максимальной взлетной массой 30 килограммов. Аппарат предназначен для дистанционного мониторинга и диагностики объектов, перевозки малых грузов в труднодоступные места. К-план, способный нести до 5 килограммов, выполняет полеты в пределах 100 километров. Работы над проектом начались входящим в состав холдинга конструкторским бюро "ВР-Технологии" в марте 2016 года. Завершен первый этап испытаний. К IV кварталу запланировано начало второго, в ходе которого К-план проверят в различных режимах полета с конкретными целевыми нагрузками. Начало серийного производства ожидается в конце 2018-го.
В павильоне компании "Кронштадт" представили действующую модель беспилотника вертикального взлета семейства "Фрегат". Предполагается, что выполненные по проекту работы продемонстрировали реализуемость идеи создания аппарата подобного типа и готовность к созданию полноразмерного БЛА, который, вероятно, будет иметь взлетную массу около 7 тонн. Аппарат предназначен для воздушной разведки и доставки грузов.
Вертикальный взлет и произвольная посадка
Интересный сегмент представляют аппараты гибридного типа, выполняющие горизонтальный полет по самолетному, но при этом оснащенные дополнительными устройствами, позволяющими взлетать и садиться вертикально. От конвертопланов их отличает простота конструкции, связанная с отсутствием поворачивающихся движителей и сопутствующих этому переходных процессов.
К примеру, компания "Кронштадт" впервые представила новый БЛА "Крон-А30" подобного типа. По ее информации, беспилотник может использоваться для аэрофотосъемки, инструментального мониторинга. Взлет и посадку БЛА массой 30 килограммов в вертикальном режиме обеспечивают электродвигатели, приводящие в движение 4 винта. Горизонтальный полет выполняется с использованием двигателя внутреннего сгорания. БЛА в автоматическом и полуавтоматическом режимах может находиться в воздухе до 6 часов на высотах до 3600 метров. Предусмотрена возможность корректировки маршрута во время полета. В зависимости от решаемых задач, на борту может быть установлено различное целевое оборудование, включая аэрофото- и тепловизионную камеры, ультрафиолетовый пеленгатор и другие гаджеты.
Похожую беспилотную систему X-27 FG Avatar показала на МАКСе отечественная Skat Systems. Аппарат самолетного типа оснащен четырьмя электродвигателями для вертикального взлета и посадки. На борту по выбору заказчика можно разместить широкий спектр систем полезной нагрузки: аппаратуру наблюдения, работающую в видимом и тепловом диапазонах, а также РЛС и определители дальности. Максимальная взлетная масса составляет от 27 до 72 килограммов в зависимости от модификации. Разработчики заявляют максимальную продолжительность полета в 9 часов в модификации с электрическим двигателем и 27 часов - с двигателем внутреннего сгорания, радиус действия - 300 километров. Как видно, некоторые технические возможности нового БЛА выглядят излишне оптимистично и впоследствии, видимо, будут скорректированы.
Мишени из Казани
Казанская компания "Эникс", специализирующаяся на разработке и производстве беспилотных авиационных систем, представила на авиасалоне "МАКС-2017" новую воздушную мишень Е-17. Выполняя полеты на удалении до 70 километров от станции управления, она способна имитировать дозвуковые маневрирующие цели типа "крылатая ракета", планирующая бомба, БЛА. Аппарат с максимальной взлетной массой 80 килограммов построен по схеме "утка" с размахом крыла 3,4 метра. Любопытно, что помимо катапультного старта рассматривается запуск с внешней подвески вертолета. Как полезная нагрузка могут быть использованы линзы Люнеберга, уголковые отражатели, ИК-трассеры, ИК-ловушки.
БЛА свое возьмут
Наиболее существенный прогресс виден в развитии БЛА самолетного типа, в том числе и тяжелого класса. Проекты в области создания аппаратов вертолетного типа после ряда неудач стали несколько "оживать" в различных компаниях. По-видимому, кооперация разработчиков с лидерами рынка в данной области способна ускорить идущие процессы.
Весьма положительно стало внимание российских разработчиков к БЛА менее традиционных типов и схем, в том числе гибридного типа и конвертопланам. Добавление самолетным аппаратам малого класса возможностей вертикальных взлета и посадки - один из мировых трендов в развитии беспилотных систем. И он был вовремя распознан отечественными разработчиками. Это обстоятельство вместе с планами как заказчиков, так и создателей БЛА внушает определенный оптимизм....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов