Коммерсантъ
3 октября 2017, 09:20
За "ВИМ-Авиа" ответит вся отрасль
Елизавета Кузнецова о правилах игры государства с проблемными авиакомпаниями
К счастью кредиторов и регуляторов, у "ВИМ-Авиа" оказалось раз в десять меньше пассажиров, а долги исчисляются не сотнями миллиардов, а всего лишь одним десятком. Переложив спасение компании на плечи отрасли, совладельцы "ВИМ-Авиа" супруги Мурсекаевы спешно покинули страну - как и акционеры и руководители "Трансаэро" два года назад.
Но дальнейшее развитие событий показало, что все авиакомпании равны, "но некоторые равнее". Как только владельцы "ВИМ-Авиа" выехали за рубеж, Следственный комитет РФ тут же возбудил дело о мошенничестве. "Трансаэро" нет уже почти два года, но об уголовном деле в отношении ее руководства стало известно лишь этой весной: неустановленных должностных лиц заподозрили в мошенничестве с относительно небольшим займом Альфа-банка на 350 млн руб. Остальные участники процесса, другие банки, лизингодатели и прочие партнеры дел не инициируют. Возможно, понимая, что сами - по доброй воле или чьей-то настойчивой просьбе - способствовали созданию финансового пузыря "Трансаэро", и кто знает, какие вопросы могут возникнуть?
Однако и государство не мешало владельцам и менеджерам тогда второй авиакомпании страны уйти со сцены без шума и с достоинством, странным для столь критической ситуации. Только первый вице-премьер Игорь Шувалов разок аккуратно порекомендовал силовикам посмотреть, "насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы" "Трансаэро". В предвыборный год все жестче: уже была и критика президента в адрес главы Минтранса Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича, выглядевшая справедливой, но запоздалой.
Крах "Трансаэро" - первый с 2008 года уход крупного перевозчика - оценивался как потрясение для отрасли, конкуренты зарекались не повторять ее ошибок, хотя бы в части демпинга. Но остановка "ВИМ-Авиа" уже выглядит как фарс. Хотя бы потому, что "Трансаэро" встала на фоне спада перевозок, не справившись с кредитами и платежами, а "ВИМ-Авиа" рухнула на растущем рынке.
Но источники в отрасли опасаются, что этим дело не ограничится, считая, что во второй десятке авиакомпаний остался еще не один перевозчик в плачевном состоянии. Теперь во избежание новых вопросов превентивные жесткие меры могут начать применять при малейших признаках проблем. Но приведет ли это к качественным изменениям в отрасли - вопрос открытый....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов