Коммерсантъ
5 октября 2017, 11:23
Авиаторов свяжут взаимной порукой
Им предложено создать страховой фонд
Министр транспорта Максим Соколов рассказал о мерах по повышению ответственности авиаперевозчиков и туроператоров перед пассажирами по итогам кризиса "ВИМ-Авиа". Если авиакомпания находится в неудовлетворительном финансовом состоянии, влияющем на безопасность полетов и права потребителей, то действие сертификата эксплуатанта следует приостановить, чтобы регулятор мог оперативно вмешаться, считает министр. Еще несколько лет назад в Минтрансе считали, что оценка финансово-экономического состояния не является основанием для аннулирования или приостановки действия сертификата, хотя сама система оценки перевозчиков формально действовала с 2009 года. Теперь же Минтранс хочет лишать нестабильные авиакомпании права продавать билеты, а в отдельных случаях - лицензии на выполнение воздушных перевозок.
В конце сентября совладелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев признал, что у авиакомпании, чья задолженность достигла 10 млрд руб., нет средств для продолжения операционной деятельности. Владимир Путин уже подверг жесткой критике Аркадия Дворковича и главу Минтранса Максима Соколова, который получил предупреждение о неполном служебном соответствии. По данным Минтранса, все туристы с просроченной датой вылета вернулись в РФ. Со вторника "ВИМ-Авиа" выполняет перевозки в плановом режиме, в середине октября ее рейсы завершатся окончательно.
Минтранс предлагает создать с участием авиакомпаний специальный страховой фонд для финансирования расходов при сбое рейсов и оказания помощи пассажирам, хотя об автоматическом страховании ответственности авиаперевозчика пока речи не идет. Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун считает, что у потенциального страхового фонда на случай задержек есть "один серьезный недостаток: финансово устойчивые авиакомпании будут платить за менее надежных перевозчиков". В результате менее добросовестные участники рынка получат возможность довести компанию до преднамеренного банкротства, заранее выведя из нее средства. Господин Тасун напомнил, что подобная идея уже обсуждалась в 2009-2012 годах, когда предлагалось взимать с пассажира 10 руб. за 1 тыс. пассажирокилометров рейса и собрать порядка 3 млрд руб., но не нашла поддержки у авиакомпаний.
Партнер Bain & Company Андрей Панов считает страхование "не лучшим вариантом в ситуации, когда на рынке есть достаточное число нестабильных компаний; было бы сложно представить страховщика, который бы застраховал риски "ВИМ-Авиа" по приемлемой цене". По мнению эксперта, создание общего фонда - тоже неидеальное решение: если авиакомпании будут наполнять его пропорционально пассажиропотоку, то получится, что крупные стабильные компании будут субсидировать возвращение пассажиров-банкротов. Оптимальным вариантом было бы создание государством системы обеспечительных депозитов авиакомпаний, считает он. Каждый перевозчик будет переводить на гарантийный депозит эквивалент двух-трехнедельных затрат. Этих денег хватит на обеспечение мягкого ухода с рынка в случае банкротства, а ответственность будет индивидуальной, отметил эксперт.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс говорит, что страхование финансовых рисков авиакомпаний от возможного банкротства - очень дорогая услуга: когда авиакомпания включит в тариф затраты на страхование, цена билета окажется неконкурентоспособной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов