КОНТ
10 октября 2017, 10:45
Крылатый "Крокодил"
Они умеют зависать на месте и летать назад, поливая противника свинцом и забрасывая его ракетами
Мировая Политика продолжает рассказ об отечественной авиатехнике, предназначенной для поражения наземных целей. В этот раз пришла очередь ударных вертолетов.
Начнем с определения. Ударный вертолет - класс вертолетов военного назначения, основными задачами которых являются обеспечение наземных войск поддержкой с воздуха и уничтожение бронетехники. То есть ударные вертолеты выполняют задачи штурмовой авиации. Вооружены управляемыми и неуправляемыми ракетами класса "воздух-земля", авиабомбами, пушками. Могут вооружаться ракетами "воздух-воздух", но случаи воздушных вертолетных боев редки.
В России на вооружении стоят два ударных вертолета: Ми-28 и Ка-52. Кроме того, ударные функции могут выполнять и транспортные вертолеты. В России это, в первую очередь, Ми-8АМТШ и гораздо более редкий Ка-29. Знаменитый Ми-24 "Крокодил" тоже не относится к чистым "ударникам", однако же реальное боевое применение позволяет рассмотреть его в этой статье. Впереди - материалы о Ми-28 и Ка-52.
И так. Задача на разработку вертолета появилась в 1968 году, а уже через год КБ Миля подготовила сразу два опытных образца. Столь малый срок объясняется тем, что в КБ уже были готовы концепции ударных вертолетов массой 7 и 10 тонн. Кроме того, оба образца были унифицированы по узлам и агрегатам с уже выпускающимся Ми-8 и разрабатывающимся на его основе Ми-14.
Технические требования к новому вертолету вырабатывались совместно с военными, а в круг его задач включили: уничтожение живой силы и техники противника (в том числе основных боевых танков всех типов) на поле боя и в тактической глубине обороны, перевозку и десантирование солдат со штатным вооружением и приданной им легкой техникой, высадку разведывательно-диверсионных групп, эвакуацию раненых и так далее. Естественно, для всего этого куда лучше подходил двухдвигательный десятитонный проект, концептуально представляющий собой летающую БМП.
Впервые оторвался от земли, на привязи, вертолет 15 сентября 1969 года. Через 4 дня "Крокодил" начал совершать свободные полеты. Разработчики дали вертолету возможность иметь оружейную номенклатуру, соответствующую номенклатуре типичного истребителя-бомбардировщика тех времен. При этом разработка запланированных вооружений не поспевала за вертолетом: из НАРов были готовы только С-5, а четырехствольный пулемет не особо вписывался в габариты и вместо него поставили одноствольный. В целом же неготовность комплекса вооружения "Штурм" вынудила поставить комплекс от вертолета Ми-4АВ, предыдущей попытки создать штурмовой вертолет, но на базе уже существующей модели.
Кроме того, предполагалось участие в войне против стран НАТО, имеющих мощную войсковую ПВО, поэтому вертолет сделали с большим запасом прочности. Но в целом компоновка вызывала множество претензий. Например, кабина пилотов изначально имела куда большее остекление, чем в более поздних вариантах. При этом такое количество стекла мало того, что не способствовало улучшению обзора, но еще и отчаянно бликовала. Назвали такую кабину "верандой". Претензии были и к автомобильным дверям для входа в кабину, и к точкам подвески ракет, которые при пуске вели себя крайне нестабильно и могли попасть в борт. Были проблемы и с работой систем наведения ПТУР.
Естественно, проблемы постепенно решались. Например, чтобы решить проблему продольных раскачиваний изменили крыло, чтобы ракеты не попали в борт - перенесли пусковые установки на конец крыла, а работая над газотурбинным двигателем конструкторы совершили практически чудо, создав самый совершенный в мире по своим выходным характеристикам ГТД. Правда, материалы обусловили ресурс всего в несколько десятков часов.
В 1971 году началось серийное производство. Вертолет, получивший название Ми-24А, сделали сразу в трех вариантах: боевом (как ударный), транспортном (для перевозки отделения) и санитарном. Грузовой отсек и кабину пилотов сделали герметичными, а чтобы в них не проник зараженный воздух и радиоактивная пыль - в них поддерживали в них слегка повышенное давление. Для стрельбы из пулемета и пуска НАР на вертолете установили самолетный коллиматор. Переднее остекление сделали бронированным, остальное - плексигласовым. Предусмотрели защиту баков: два баллона с углекислым газом обеспечивали заполнение надтопливного пространства баков. Для облегчения пилотирования машину оснастили систему автоматического управления, а безопасности ради установили систему "свой-чужой".
Параллельно с запуском в серию Ми-24А велись работы по модернизации и доводке. Так получился Ми-24Б, который, правда, серийным не стал. На нем отработали новый комплекс вооружения. Однако, возникла необходимость переработки кабины: вместо "веранды" появились две узкие кабины с идеальным обзором. Такой вертолет стал называться Ми-24В.
На нем отрабатывался и комплекс "Штурм", но неготовность последнего вынудило пойти на временные меры: выпуск как бы промежуточного варианта между А и В, с вооружением от Б и новой кабиной. Такой вертолет перестал походить на транспортник и приобрел характерный и узнаваемый вид. Серийный выпуск Ми-24Д стартовал в 1973 году. В ходе выпуска на вертолете изменялось и вооружение и радиооборудование вертолета, сменил свое положение рулевой винт, увеличили ресурс двигателя. Именно Ми-24Д в итоге был принят на вооружение в 1976 году.
Вместе с Д на вооружение приняли и Ми-24В, на который поставили наконец готовый ПТРК "Штурм-В". Вместе с новым ПТРК на вертолете появилось и новое прицельное и радиооборудование, был усилен фюзеляж, расширена номенклатура вооружения. По итогам эксплуатации в высокогорье изменили и двигатель.
В 1975 году начались работы по версии вертолета с 30-миллиметровой носовой пушкой, отличающейся от применяемой на Су-25 более длинным стволом и наличием мощного пламегасителя. Испытания, в ходе которых удалось решить массу проблем (например, 12-тонная отдача выводила из строя бортовое оборудование), длились 6 лет и серийное производство Ми-24П отправился только в 1981 году. Опыт применения пушки показал избыточную мощность 30-миллиметрового орудия, поэтому его заменили на спаренную подвижную 23-миллиметровую пушку, но выпустить успели лишь 25 экземпляров.
Слабые и сильные стороны вертолета показало боевое применение в Афганистане. Доработке подверглись как новые машины, так и находящиеся в эксплуатации. Вертолеты наконец оснастили ИК и РЛЧ ловушками. Установили и станцию оптико-электронного противодействия, экранно-выхлопные устройства. Все это делалось для снижения вероятности поражения ПЗРК. Для предотвращения взрыва топливных баков при поражении, гидроудара при падении или грубой посадке, их заполнили пенополеуританом.
Помимо защиты доработали и вооружение: вертолет получил возможность применения НАР С-80, появились подвесные пушечные контейнеры и контейнеры с осколочными и зажигательными минами и бомбами, ряд других доработок для повышения эффективности применения вооружений.
Уже после распада СССР, в 1999 году, первый полет совершил Ми-24ВМ. По его типу началась переделка более старых машин. ВМ получил новые несущий и рулевой винты, отработанные на Ми-28, новые двигатели, неубираемое шасси. Заодно были уменьшены крылья, однако количество подвешиваемого вооружения не сократилось, зато номенклатура только расширилась. На вертолет установили новые, еще более мощные двигатели, сменили бортовое оборудование на современное, сделали машину круглосуточной. Ныне. Под обозначением Ми-35М3 поступает в войска и поставляется за рубеж.
В целом, Ми-24 получился выдающимся вертолетом, способным сбивать даже истребители. Имеется информация даже не об одном таком случае. Первый из случаев произошел в долине Бекаа в Ливане. Он до сих пор вызывает споры военных историков и многие детали до сих пор не сны. В 1982 году сирийский Ми-24В занимался уничтожением израильской бронетехники, в ответ на что израильтяне вызвали подмогу в виде двух "Фантомов". Некоторые историки утверждают, что на помощь прилетели вовсе не "Фантомы", а новейшие на тот момент F-15. Выдали истребители себя излучением от радаров. "Крокодилу" удалось почти мгновенно произвести захват целей и атаковать их ракетами "воздух-воздух", сбив оба самолета.
Еще одна воздушная победа была одержана уже иракским Ми-24Д. Пилот обнаружил иранский "Фантом" и немедленно атаковал его, выпустив в сторону самолета несколько неуправляемых ракет С-5. Одна из них и уничтожила "Фантом". Записал Ми-24 на свой счет победу и над Су-25 грузинских ВВС. В 1992 году, во время операции в Абхазии, российский Ми-24ВП сбил грузинский штурмовик противотанковой ракетой.
Сбивали "Крокодилы" и вертолеты. Например, в 1988 году в Ираке Ми-24 сбил "Супер Кобру", охранявшую колонну американской бронетехники. Колонну пять двадцать четверок тоже разнесли.
Превосходно проявил себя вертолет и в Афганистане, часто выступая палочкой-выручалочкой для наземных войск. В целом, за более чем 4 десятка лет боевой службы, "Крокодил" успел постоять на вооружении 60 с лишним стран и принять участие более, чем в двух десятках вооруженных конфликтов по всему миру. Помимо эффективного применения всей номенклатуры вооружений может и просто напугать противника. Несмотря на ряд недостатков, остается востребованной и эффективной машиной. Постепенно заменяется более новыми, лишенными его недостатков, чисто ударными вертолетами Ми-28 и Ка-52, но прекращать свою военную карьеру не собирается.
Технические характеристики (Ми-35М3):
Максимальная скорость: 300 км/ч; Крейсерская скорость: 240-260 км/ч; Практическая дальность: до 550 км; Перегоночная дальность: до 1000 км с ПТБ; Статический потолок: 3150 м; Динамический потолок: 5100-5400 м;
Вооружение:
Стрелково-пушечное: несъемная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (450 снарядов).
Точки подвески: 4; Боевая нагрузка: до 1500 кг.
В зависимости от задачи может нести: противотанковые ракеты: "Штурм-В" или "Атака-М" (до 8 шт.); неуправляемые ракеты: 2 блока Б13Л1 с НАР типа С-13 калибра 122 мм или до 4-х блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм; подвесное пушечное вооружение: 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (2 × 250 снарядов).
Экипаж - 2 человека. Способен брать десант из 8 человек.
Длина вертолета: 17,49 м; диаметр несущего винта: 17,2 м: диаметр рулевого винта: 3,84 м; высота: 4,16 м; максимальная взлетная масса: 11500 кг; силовая установка: 2 × ТВаД "Климов" ВК-2500-II...
Авторские права на данный материал принадлежат «КОНТ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов