Известия
11 октября 2017, 10:04
Аэродромные радары заменят на компьютеры
Системы наблюдения будут использовать данные GPS/ГЛОНАСС
Новая технология получила название "автоматическое зависимое наблюдение - вещание" (АЗН-В). Станции АЗН-В объединят в многопозиционные системы наблюдения (МПСН), с высокой точностью сопровождающие летательные аппараты во всех сегментах воздушного пространства и даже на земле.
Как рассказал "Известиям" директор департамента программ развития Минтранса России Алексей Семенов, ведомство приступило к внедрению единого стандарта передачи данных АЗН-В - это 1090 ES (частота 1090 МГц), соответствующий мировой практике и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO). Разработанная министерством концепция (находится в стадии согласования) предусматривает в 2017-2022 годах развертывание МПСН и создание общей с Евросоюзом бесшовной информационной среды. Это обеспечит безопасное и эффективное использование воздушного пространства России, включая бесконфликтную интеграцию в него беспилотных авиационных систем (БАС).
- Сегодня рассматривается вопрос системного проектирования верхнего уровня. Это позволит в масштабах всего воздушного пространства РФ оценить степень готовности обеспечивающей инфраструктуры, определить целесообразность установки станций АЗН-В на конкретных объектах, а также требуемое количество таких станций, - отметил Алексей Семенов.
Замгендиректора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Подвязников рассказал "Известиям", что в 2018 году предприятие по заказу "Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОрВД) планирует изготовить не менее 7 МПСН для российских аэропортов. Первые две многопозиционные системы наблюдения уже создаются в Северо-Западном федеральном округе. Они позволят обеспечить бесшовное поле наблюдения в зоне аэродрома Пулково, покрытие воздушного пространства Ленинградской области и нескольких соседних с ней регионах.
Новые системы имеют ряд преимуществ перед традиционными радиолокаторами. Сеть МПСН позволяет определять местоположение воздушных судов с погрешностью до 10 м, в то время как ошибка радиолокаторов достигает 50 м. Цифровая технология "ведет" летательные аппараты непрерывно, а радиолокатор ограничен скоростью вращения - при этом данные обновляются с интервалом 6-12 секунд. Кроме того, у традиционных систем образуются "мертвые зоны" на малых высотах и в гористой местности. МПСН же "видит" везде и всё, включая беспилотники, удерживая в поле наблюдения до 1000 целей единовременно.
Станции АЗН-В устанавливаются на уже имеющейся инфраструктуре, например, на вышках сотовой связи или административных сооружениях в зоне аэродрома. Энергопотребление у них - как у обычной электролампочки. Для локатора же необходимо капитальное строительство - заливка бетона и т.д. Станции АЗН-В малогабаритны и не имеют вращающихся элементов - в отличие от локатора, который из-за коррозии может остановиться и прекратить мониторинг воздушного пространства. Затраты на установку и эксплуатацию МПСН, по экспертным оценкам, могут быть до 50% ниже, чем для существующих систем.
Замдиректора по инфраструктуре организации воздушного движения Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Дмитрий Косолапов считает, что применение АЗН-В повысит эффективность наблюдения за счет передачи большего объема информации о воздушном судне.
- Решение Минтранса, направленное на гармонизацию национальной аэронавигационной системы с общемировой, абсолютно логично и оправдано, как с эксплуатационной, так и с экономической точки зрения. Приемоответчик 1090 ES входит в "базовую комплектацию" самолетов Airbus и Boeing, - заявил "Известиям" Дмитрий Косолапов.
По его мнению, применение АЗН-В не означает полного отказа от использования радиолокаторов. В некоторых случаях технология АЗН-В может служить дополнением к радиолокатору.
Представитель России в группе экспертов ICAO по наблюдению за воздушным движением, ведущий научный сотрудник филиала НИИ аэронавигации ГосНИИ гражданской авиации Алексей Жогин считает, что у МПСН есть безусловные преимущества.
- В ближайшие 10 лет МПСН начнут приходить на смену радиолокационным станциям, у которых подходит к концу эксплуатационный ресурс. Но для МПСН нужны линии связи, которые есть не везде. Поэтому в каждом конкретном случае потребуется экономическое обоснование замены, - отметил "Известиям" Алексей Жогин.
Бортовым оборудованием АЗН-В 1090 ES уже оснащаются все отечественные воздушные суда. 80% зарубежных, выполняющих полеты в России, также штатно оснащены таким оборудованием. Воздушное судно с системой АЗН-В передает координаты своего месторасположения (GPS или ГЛОНАСС), данные о курсе, высоте, горизонтальной и вертикальной скорости движения. Наземные приемные станции позволяют в режиме реального времени отображать на экране диспетчера движение воздушных судов - как во время полета, так и находящихся на земле....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов