АвиаПорт.Ru
13 октября 2017, 20:03
ФАС просит улики
Служба потребовала от перевозчиков разъяснить ей механику работы партнёрских систем бронирования
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в адрес российских авиаперевозчиков запрос о предоставлении пакета документов, регламентирующих взаимоотношения авиакомпании и партнёрской глобальной системы бронирования, а также информации о применяемой в авиакомпании системе управления доходами. Ведомство запрашивает юридические и коммерческие документы, внутренние инструкции и данные о механике работы систем.
Письмо за подписью главы ФАС Игоря Артемьева (есть в распоряжении "АвиаПорта") было направлено в начале октября, перевозчики должны ответить в течение десяти дней. Получение документа "АвиаПорту" подтвердили в трёх авиакомпаниях, также письмо видели два источника в отрасли.
В частности, ФАС запрашивает "действующий договор авиакомпании и контрагента по предоставлению системы продаж и бронирования со всеми изменениями и дополнениями", документ, регламентирующий работу системы бронирования, а также данные о применяемых программах управления ресурсами пассажирских провозных ёмкостей и системе управления доходностью, включая модель оплаты, техническую документацию и "регламенты работы сотрудников" соответствующих департаментов авиакомпаний. ФАС хочет получить полную информацию о тарифной сетке, включая внутренние распоряжения о её утверждении. Ведомство также интересуют серверы, в том числе их "местонахождения и владельцы", на которых хранятся данные бронирований и продаж. Внимание уделяется и правила перебронирования (овербукинга). Всего перечень содержит 21 пункт, некоторые сведения необходимо снабдить "письменными пояснениями" и "копиями документов", а также не менее чем 10 примерами "использования системой продаж и бронирования геолокации и истории запросов потребителя".
Активность ФАС связана с поручением вице-премьера Аркадия Дворковича, который, в свою очередь, выдал его по итогам совещания о развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России с участием Владимира Путина. На совещании, состоявшемся 16 сентября, И. Артемьев заявил о высокой стоимости билетов, связав это с механизмом работы систем бронирования. "Все наши авиационные компании импортировали из США и из Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования: Sabre, Amadeus и другие. Эти компьютерные системы сами устанавливают цены на билеты: растёт спрос, они устанавливают цену выше", - сказал И. Артемьев, уточнив, что, по его мнению, это похоже на "картельный сговор всех авиационных компаний мира". Претензия руководителя ФАС сводится к тому, что стоимость билетов не снижается ближе к вылету, даже если воздушное судно, выставленное на рейс, недозагружено.
Чтобы привести систему ценообразования на воздушном транспорте к "экономически обоснованному варианту" и снизить стоимость билетов, глава ФАС попросил президента поручить Минэку, Минтрансу его ведомству "разобрать" одну из систем бронирования "на косточки" и выяснить, "насколько она соответствует законодательству". Напомним, аналогичные претензии к механике работы "западных" продуктов глава антимонопольного ведомства выдвигал и в 2014 году, заявляя, что "эту систему надо уничтожить", предложив рынку свой, лучший вариант.
Опрошенные "АвиаПортом" российские авиакомпании готовят ответ на запрос ФАС.
В пресс-службе Amadeus заявили, что "глобальная дистрибутивная система Amadeus является одним из множества каналов продаж, которыми пользуются авиакомпании в России". "Система агрегирует тарифы, предоставляемые непосредственно перевозчиками, и отображает их в неизменном виде для туристических компаний, подключённых к Amadeus. Система не принимает решений относительно уровня цен и никак на него не влияет", - объясняют в пресс-службе компании. Там добавляют, что в данный момент не получали никаких официальных запросов от государственных органов, но "полностью готовы к сотрудничеству". Представители Sabre и SITA не смогли предоставить оперативных комментариев.
Некоторые запрашиваемые ФАС сведения содержат коммерческую тайну, говорят собеседники "АвиаПорта" в авиакомпаниях. Кроме того, требований о передаче и хранении персональных данных нет в распоряжениях президента по итогам сентябрьского совещания (опубликованы на сайте Кремля), а с поручениями А. Дворковича, на которые ссылается ФАС, источники "АвиаПорта" в отрасли не знакомы.
Кроме того, объем информации, которую требует предоставить антимонопольное ведомство, невозможно собрать в течение 10 дней, говорит один из собеседников. Впрочем, если авиакомпании всё же предоставят ответы, ФАС не сумеет оперативно их обработать. "Учитывая, что запрос отправлен во множество авиакомпаний, ФАС просто не сможет обработать такой объем сведений", - замечает он.
"Корректно ответить на запрос ФАС невозможно, поскольку в некоторых вопросах допущены критические ошибки в профессиональной терминологии", - говорит источник в одной из авиакомпаний. По его словам, половина вопросов касается принципов работы некой "автоматизированной системы продаж и бронирования", но авиакомпании работают с широким спектром программных продуктов и систем, порой созданных конкурирующими разработчиками.
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун заявил "АвиаПорту", что в ассоциации знают о документе и "готовы рассмотреть правомерность постановки вопроса и выработать консолидированную позицию" относительно запроса ФАС....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов