Красная звезда
18 октября 2017, 09:13
Одно из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России отмечает 105-летие
Когда мы видим красивый и могучий самолет, то невольно восхищаемся талантом его создателей
Как устроен и как рождается этот сложнейший агрегат, автору довелось увидеть, побывав на первенце отечественного авиационного двигателестроения - в АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" накануне его 105-летия.
Гордимся историей, смотрим в будущее
- "Салют" - старейший и один из признанных лидеров в стране по разработке и производству авиационных двигателей, - рассказал заместитель генерального директора - управляющий директор предприятия АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" Виталий Клочков. - Коллектив по праву гордится историей родного предприятия и делает все, чтобы не только сохранять завоеванные позиции, но и наращивать свой вклад в развитие отечественной экономики и укрепление обороноспособности страны.
Виталий Олегович с гордостью поделился, что сегодня "Салют" успешно работает на внутреннем и мировом рынках и открыт для широкого сотрудничества. Производственная система "Салюта" отвечает современным требованиям к созданию высокотехнологичной продукции.
Управляющий директор особо отметил, что с момента вхождения предприятия в Объединенную двигателестроительную корпорацию (АО "ОДК") госкорпорации "Ростех" у предприятия появились дополнительные возможности развития и достижения новых технологических и производственных рубежей за счет расширения корпоративных связей. Как результат, объем производства по итогам 2016 года составил более 45 миллиардов рублей, а инвестиции - более 2 миллиардов рублей. 70 процентов продукции поставляются на экспорт в 18 стран. Ее основными отечественными покупателями являются многие ведущие корпорации и производственные объединения, составляющие фундамент российской экономики и оборонно-промышленного комплекса.
Руководитель предприятия также рассказал, что "Салют" разрабатывает, производит и обслуживает газотурбинные двигатели, которые используются для нужд как гражданской (МС-21), так и военной авиации (Су-27, Су-33, Су-24, Су-22М4, Як-130, МиГ-29, J-10 и др.). Кроме этого, изготавливается энергетическое оборудование, создан стенд для испытаний корабельных силовых установок. Также "Салют" производит детали и сборочные единицы двигателей для вертолетов Ми-28.
- Современный авиационный реактивный двигатель состоит примерно из пяти с половиной тысяч деталей. Все они изготавливаются в широкой кооперации с филиалами и другими предприятиями АО "ОДК". "Салют" объединяет пять филиалов, включая Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей (филиал "НИИД"), конструкторское бюро перспективных разработок и непосредственно производство.
Применение прогрессивных технологий позволяет серийно изготавливать двигатели различного назначения с высокими эксплуатационными характеристиками. В качестве материалов используются разные сорта стали, никелевые, титановые, алюминиевые и магниевые сплавы.
Объем производства по итогам 2016 года составил более 45 миллиардов рублей, а инвестиции - более 2 миллиардов рублей. 70 процентов продукции предприятия поставляются на экспорт в 18 стран.
Производственный комплекс предприятия включает в себя литейное, кузнечное, термическое, механическое, гальваническое, сварочное, сборочное и испытательное производства, перечислил Виталий Олегович. В процессе создания ГТД применяются современные технологии, такие как ионная имплантация, электронно-лучевая, аргонно-дуговая сварка и пайка в активных газовых средах, монокристаллическое и вакуумное литье, и многие другие.
На "Салюте" внедрена и повсеместно применяется система менеджмента качества в соответствии с требованиями российских государственных и международных стандартов ISO 9001 и ISO 9100 в области разработки, производства, ремонта, обслуживания и утилизации газотурбинных двигателей, газотурбинных установок и технологического оборудования. Предприятие имеет один международный сертификат соответствия СМК-требованиям стандарта ISO 9001 и три российских сертификата.
- Но самый главный наш ресурс - люди, высокопрофессиональный и творчески мыслящий конструкторский и инженерный состав, преданные профессии и заводу рабочие, умелые управленцы, - убежден руководитель многотысячного коллектива.
В завершение встречи управляющий директор предложил представителю главной военной газеты России ознакомиться с производством, встретиться с работниками и самому убедиться в возможностях большого и слаженно функционирующего предприятия, вносящего существенный вклад в обороноспособность страны.
От "Гнома" до "Салюта"
Начать знакомство с "Салютом" было решено с изучения его истории. Народный музей трудовой славы НПЦ "Салют" поразил не только размахом экспозиции и любовно оформленными залами, но и прикладным характером многих экспонатов в виде действующих учебных пособий, по которым, например, можно изучать принцип действия современного турбореактивного авиадвигателя.
Хранитель заводской истории - директор музея Борис Алексеевич Ралдугин увлеченно и со знанием мельчайших подробностей рассказал, как зарождалось предприятие, что ему пришлось испытать и каким трудом далось сегодняшнее положение дел, позволяющее всему коллективу с оптимизмом смотреть в будущее.
На первый взгляд может показаться, что ничего увлекательного для неспециалиста в истории создания авиационных моторов быть не может. Но основателям этого уникального музейного образования удалось поведать не только о технической составляющей в виде конструкций из металла, поднимающих летательные аппараты в небо, но и наглядно показать полет конструкторской мысли и самоотверженный труд большого числа людей во имя достижения высокой цели.
С двигателем, созданным на заводе, Су-7Б впервые достиг сверхзвуковой скорости - 2170 км/ч.
История завода началась в 1912 году. Стране была крайне необходима своя авиационная промышленность. По указанию императора Николая II в Москву были приглашены специалисты французского завода "Гном". Так маленькое предприятие по сборке авиационных ротативных моторов мощностью всего 70 лошадиных сил стало одним из первых кирпичиков в фундаменте зарождающегося российского авиапрома. Один из первых моторов "Гнома" сегодня занимает почетное место в стенах музея. Глядя на него, трудно представить, что этот малосильный и практически миниатюрный по современным меркам агрегат поднимал в воздух летательные аппараты.
В связи с этим Борис Алексеевич обратил внимание, что первая в мире фигура высшего пилотажа была выполнена 27 августа 1913 года русским военным летчиком Петром Нестеровым на самолете "Ньюпор" с двигателем, собранным на заводе в Москве. Кстати, полноразмерный макет "Ньюпора" также имеется в музейной экспозиции. После революции в декабре 1918 года завод "Гном" был переименован в "Икар" и стал государственным авиационным заводом № 2 (ГАЗ № 2).
Эпоха громких авиационных рекордов для московских моторостроителей началась в 1925 году, когда выдающийся советский летчик Михаил Громов на самолете Р-1 совершил перелет в Китай, а затем в Японию. Директор музея пояснил, что одномоторный Р-1 был оснащен детищем "Икара".
В 1927 году "Икар № 2" был объединен с заводом "Мотор № 4" и стал именоваться "Завод № 24 имени М.В. Фрунзе".
С начала 1930-х годов наша страна больше не закупала самолеты и двигатели. Завод № 24 осваивал новые изделия собственного производства. Идеальным мотором тех лет стал АМ-34 мощностью 750 лошадиных сил. Именно с его помощью были поставлены множественные мировые рекорды и осуществлены исторические перелеты, в том числе всемирно известный беспосадочный полет Валерия Чкалова в 1937 году на самолете АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в Америку.
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для моторостроителей. 15 октября 1941 года завод по решению правительства был эвакуирован в Куйбышев. В Москве осталось лишь несколько ремонтных бригад. Рабочим неоднократно приходилось выезжать на фронтовые аэродромы, чтобы давать вторую жизнь поврежденным в воздушных боях моторам боевых машин.
В самые тяжелые дни обороны Москвы в инструментальном цехе полупустого завода был налажен выпуск минометов МП-41, которые сразу отправлялись на фронт. Более 400 инженеров и рабочих ушли добровольцами защищать Отечество. 56 из них не вернулись. Их имена навечно остались в музейной экспозиции и на мемориале на территории предприятия.
Как только миновала непосредственная угроза столице, в феврале 1942 года на площадке завода № 24 было восстановлено серийное производство авиадвигателей. Новое предприятие получило название "Завод № 45" и к июлю этого же года выпустило первые пять двигателей АМ-38 для легендарного штурмовика Ил-2, прозванного летающим танком. В июне 1945 года за значительный вклад в разгром врага завод награжден высшей наградой того времени - орденом Ленина.
1947 год стал для предприятия знаковым, ознаменовавшим начало производства первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 для самолетов Су-11, И-211, Ил-22. В 1950 году освоено серийное производство реактивного двигателя ВК-1 для самолетов МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ту-114. Вскоре пошли в серию силовые установки для самолетов Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11. С двигателем, созданным на заводе, Су-7Б впервые достиг сверхзвуковой скорости - 2170 км/ч. Начиная с 1962 года стали производиться авиадвигатели для уникальных скоростных высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25.
В декабре 1982 года за большой вклад в производство новой авиационной техники предприятие было удостоено еще одной высокой награды - ордена Трудового Красного Знамени.
На сегодняшний день зафиксировано более 30 мировых авиационных рекордов высоты, скорости, скороподъемности и других, достигнутых при помощи продукции московских двигателестроителей. Причем 10 из них до сих пор остаются непревзойденными.
За более чем вековую историю "Салютом" и его предшественниками освоен серийный выпуск 17 типов различных силовых установок, начиная с легендарного "Гнома" до современных реактивных двигателей, сообщил в завершение увлекательной экскурсии директор музея.
Особая гордость "Салюта" - рабочие династии. Сегодня на предприятии насчитывается 37 династий, причем шесть из них были основаны
в год рождения самого завода
Работать на перспективу
Получив в музейных стенах значительную порцию уникальных знаний о героической истории первенца отечественного авиационного моторостроения и даже усвоив некоторые основные принципы работы современных реактивных двигателей, я лучше понял увиденное в сборочных цехах. Прежде всего обратила на себя внимание идеальная чистота и обилие зелени в больших и светлых производственных помещениях. Даже без объяснений сопровождающих становилось ясным, что культура производства и забота о работниках стоит на одном из первых мест.
Заместитель генерального конструктора "Салюта" Андрей Головкин рассказал, что современные газотурбинные двигатели создаются в условиях постоянного совершенствования технологических процессов, разработки и внедрения новых методов и средств обработки, обеспечивающих непрерывно возрастающие требования к надежности.
На вопрос, каковы сегодня основные мировые тенденции авиационного двигателестроения и как они реализуются на "Салюте", собеседник пояснил, что одно из главных направлений - повышение силы тяги двигателя с одновременным снижением габаритов и веса, внедрение цифровых систем управления его режимами работы. Тяга ГТД как одна из основных тактико-технических характеристик летательного аппарата напрямую зависит от температуры газа перед лопатками турбины. Но не все материалы могут выдержать высокий температурный режим, поэтому сейчас идет активный поиск путей решения данной проблемы. Для военной авиации актуальным остается уменьшение инфракрасной заметности.
Одна из самых, пожалуй, ответственных деталей авиадвигателя, - относительно небольшого размера турбинная лопатка, на первый взгляд, простая на вид. Вместе с тем каждая имеет персональный номер и даже собственную систему охлаждения. Более того, лопатка не вытачивается, а выращивается в специальных условиях, в результате чего представляет собой монокристалл.
Как выяснилось, на предприятии имеются свои ноу-хау, позволяющие добиваться ощутимых конструкторских и технологических и прорывов.
- В рамках программы импортозамещения мы освоили полное изготовление узлов двигателей для учебно-боевого самолета Як-130. А в кооперации с другими предприятиями АО "ОДК" выпускаем детали и сборочные единицы двигателей для самолетов МС-21, Ил-112В и Ил-114 и ряда моделей вертолетов, - продолжил рассказ заместитель главного конструктора. - Кроме того, продолжаем наращивать темпы работ по созданию двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) - новейшего российского истребителя пятого поколения, разрабатываемого в ОКБ Сухого.
Много интересного удалось увидеть, посетив лишь малую часть цехов, где буквально на глазах из тысяч разрозненных деталей, блоков, патрубков различной длины и кривизны появлялось изделие, благодаря которому становятся на крыло многотонные самолеты.
Главный ресурс - человек
Председатель профсоюзного комитета Александр Карамавров подтвердил, что руководством АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" предпринимается все возможное, чтобы работники не только имели достойные условия труда, но и испытывали гордость за принадлежность к профессии авиастроителя. На заводе регулярно проводятся различные конкурсы на лучшего по специальности. Это способствует формированию любви к профессии, повышению профессиональных компетенций различных категорий работников.
По словам начальника управления делами Алексея Молчанюка, на предприятии большое внимание уделяется корпоративным социальным программам.
"Салют" имеет свой детский оздоровительный лагерь и пансионат на Черноморском побережье, дом отдыха в Подмосковье. В доме культуры и спортивном комплексе работают десятки творческих студий и спортивных секций для работников и членов их семей. Проводятся спартакиады, организуются концерты и спектакли.
С января текущего года на предприятии введена программа "Дисконтная карта "Салют", в рамках которой каждый работник имеет возможность не только бесплатно обедать в столовых завода, но также пользоваться существенными скидками в организациях торговли и бытового обслуживания, расположенных в шаговой доступности от предприятия.
Социальные программы сплачивают коллектив и являются частью корпоративной культуры предприятия.
Особая гордость "Салюта" - рабочие династии. Сегодня на предприятии насчитывается 37 династий, причем шесть из них были основаны в год рождения самого завода. Самая многочисленная - династия Николаевых, ведущая отсчет трудовой деятельности с 1937 года. 20 членов этой семьи имеют совокупный рабочий стаж на предприятии 504 года! Свыше трехсот лет стажа имеют династии Разуваевых, Бирюковых, Кольцовых, Родиных, Вознесенских.
Удалось встретиться с одним из представителей этого уникального по нынешним меркам явления - Александром Васильевичем Паниковым, работающим на заводе с 1975 года. Как признался ветеран, даже тогда для него не существовало проблемы трудоустройства - только на завод. Его дед, бабушка, отец, мать и многие другие родственники трудились на этом предприятии. Сегодня две дочери Александра Васильевича также работают на "Салюте". Более того, подрастающие внуки, видя примеры верности старших поколений родному заводу, уже начинают задумываться о своем жизненном выборе.
- Работа на "Салюте" - семейная традиция, - поделился представитель династии в третьем поколении. - К тому же это стабильность, хорошие условия труда, социальные гарантии и понимание того, что результаты нашего труда необходимы всей стране, - уверен ветеран.
Таков сегодняшний день одного из старейших по возрасту, но молодого по духу, авиапредприятия страны, уверенно смотрящего в перспективу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов